Гуманистический подход предполагает личную вовлеченность ученика в процесс учения, т.е. главное – формирование умения учится самостоятельно.
Ученик:
- инициативен,
- самостоятелен,
- учится осмысленно,
- его любознательность поощряется.
П.Е.Решетников: «реализация личностно ориентированного обучения предполагает осуществление такого педагогического руководства деятельностью учащихся, которое позволило бы им проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образ и модель своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т.д.)».
Задача учителя заключается в обеспечении возможностей для становления и развития важнейших личностных функций (по П.Е.Решетникову):
- функция изобретательности (способность к выбору),
- функция рефлексии (способность оценивать свои действия),
- функция бытийности (поиск смысла жизни и творчества),
- формирующая функция (формирование образа «я»),
- функция ответственности (в соответствии с формулировкой «я отвечаю за всё»),
- функция автономности личности.
Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно ориентированное.
Учителю необходимо выработать систему новых установок (по К.Роджерсу):
- открытость своим мыслям и переживаниям,
- способность адекватно выражать свои мысли и переживания в общении с другими людьми,
- принятие ученика как личности,
- уверенность в творческом потенциале ученика,
- педагогический оптимизм,
- эмфатическое понимание (видение педагогом внутреннего мира ученика глазами ученика).
Педагог организует учебную деятельность как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладеет методологией решения изучаемых проблем. Традиционно школьников знакомили с «продуктами» мышления, но редко с процессом получения этих «продуктов». Процесс мышления – процесс, сокрытый от глаз. Работая в режиме технологии КМ, учитель перестаёт быть главным источником информации и превращает обучение (продвижение от незнания к знанию) в совместный и увлекательный поиск.
Критическое мышление – естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, т.е. необходимы умения:
- выбор информации,
- овладение информацией,
- критическая оценка информации (рассмотрение с разных точек зрения, вывод о её точности и ценности)
- осмысление информации,
- применение информации.
Современная жизнь устанавливает новые приоритеты:
- не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным,
- не объём информации, а умение получать и моделировать её,
- не потребительство, а созидание и сотрудничество.