Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

8
2
Материал опубликован 26 March 2016 в группе

        Гуманистическая основа воспитания - путь к личностному росту ребенка.  Гуманистическое воспитание  имеет  своей  целью  гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между  участниками  педагогического процесса.  Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное  воспитание».

В 80-х годах XX в. гуманно-личностный подход у воспитанников обосновал и практически реализовал в «Школе жизни» известный грузинский психолог и педагог ШО Амонашвили.   

      В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска,  воспитание  все еще тяготеет к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении  зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает  пассивным, безынициативным исполнителем.

  Для воспитания  личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход:  воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников: от состояния «Я должен» -  к состоянию «Я хочу».

    Личностно- ориентированное воспитание  — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к  полноправному  участнику воспитательного процесса. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим  единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

  Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка.  А важнейшая потребность ребенка – быть правильно  понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут  в любом состоянии.

     Только учитель и воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, -  словом, в реальных жизненных ситуациях. Они ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, могут составить наиболее правильное и целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.  

            Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.

       Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности.  При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

    Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это  признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их.   Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия – любовь. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно.   

   Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

  1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

 4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский  тон в практике повседневного общения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

 Вывод:   авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему.  Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой. Наша задача – научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами. Относясь уважительно ко всему тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает воспитаннику, что любит и уважает его.  Актуально в этой связи звучат слова Л.Н.Толстого: «С грехом ссорься -  с грешником мирись».

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) - главная задача школы, а становление индивидуальности личности - ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3)   гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

 

Библиографическая ссылка

Званцова М.Е. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 5 – стр. 71-73
URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7780879

Комментарии

Я не являюсь сторонником авторитарного воспитания, но и гуманистический подход не должен переходить во вседозволенность и попустительство. Самое главное в школьном образовании иметь всему педагогическому коллективу единую стратегию по воспитанию и обучению детей. На педсоветах необходимо принимать решение какую именно методику выбрать, и всему учительскому коллективу использовать именно эту методику, а не другую. Иначе получится, что одна учительница "злюка" - ничего не разрешает, а у другой можно и на уроки не ходить. В наших школах, к сожалению, нет четко отработанных методик, каждый учитель действует сообразно зову своего сердца.

27 March 2016

Спасибо за комментарий. Я согласна с Вами. Учителю надо уметь сочетать гуманизм с авторитаризмом, соблюдая золотую середину.

27 March 2016