12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Парфенова Ирина Александровна44

Автор: Парфенова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории.

Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Зюзинская средняя общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области.

Новосибирская область, Барабинский район, село Зюзя.

Гуманизм как проявление героизма в рассказе

М. А. Шолохова «Судьба человека»

Тезис. В статье рассматривается произведение М.А. Шолохова «Судьба человека» с точки зрения нравственного, личностного подвига главного героя. В статье говорится о том, почему важно изучать данное произведение в школе, также даются рекомендации по работе с рассказом.

Ключевые слова: гуманизм, героизм, М.А. Шолохов, «Судьба человека».

На сегодняшний день очень важно донести до обучающихся мысль о том, что такое Родина, почему ее стоит беречь, почему ее берегли и защищали в те времена, почему нужно любить малую родину, и кто такой «настоящий человек».

Большая часть современного поколения стремится убежать или даже сбежать со своей малой родины. Если это деревня, то в город, если это город, то в город больше или даже заграницу. У многих нет целостного представления, целостной картины о России, ведь Россия это не только то, что сейчас. Россия – это то, что было и то, что будет «завтра»; это люди, которые готовы трудиться на благо родины, защищать Отечество, развивать науку и т.д.

Стоит заметить, что на данный момент в мире происходит падение моральных и гуманистических ценностей, а то каким будет общество в будущем, зависит от того, что мы своими силами, благодаря взаимодействию с новым поколением сможем предпринять.

Изучение произведений непосредственно военной тематики, а особенно посвященных ВОВ может способствовать духовно-нравственному развитию личности, а именно: воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам человека; воспитанию социальной ответственности; воспитанию нравственных чувств; воспитанию трудолюбия; воспитанию ценностного отношения к прекрасному и т.д.

Многие художественные произведения, посвященные данной тематике, несут в себе глубокие философские мысли, мы нередко задаемся вопросами, связанными со смыслом жизни человека и его взаимоотношением с обществом. Часто описание жизни солдата или история о взводе, способна вместить в себе всю палитру человеческих чувств и эмоций, а также в таких произведениях, как правило, раскрывается не одна, а множество важных тем, актуальных в любое время (например, тема добра и зла, гуманизма, одиночества, дружбы, товарищества, семьи, Родины и других).

Одним из произведений посвященных Великой Отечественной войне является рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» (1956 г.). На удивление, в центре внимания оказываются не просто события, происходившие на войне, а жизнь человека, который смог пройти нелегкий путь, пережить многие испытания и если не остаться собой в полной мере, то обрести себя заново, сохраняя при этом свои лучшие качества.

Главный герой, Андрей Соколов, до войны представлял образец настоящего советского человека – честный, неспособный на ложь, справедливый, мужественный, несгибаемый, трудолюбивый «…любая работа у меня в руках кипит и спорится» [Шолохов, 1986, с. 532].

Из его истории о жене и о детях, мы узнаем, что семья для него — это действительно что-то важно, то, для чего стоит жить, для чего стоит работать, и в итоге ради чего стоит сражаться и выживать. «Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка!». «Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!» [Шолохов, 1986, с. 532]. «Всю получку домой несу, семья стала числом порядочная, не до выпивки» [Шолохов, 1986, с. 533]. Но мы видим, что через какое-то время, в дом пришла «беда», повестка на войну, и затем последовала печальная череда событий, начиная с самого прощания с семьей и заканчивая её смертью.

Нельзя не обойти вниманием храбрость и самоотверженность героя, которая проявлялась в бою: «Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! — отвечаю ему. — Я должен проскочить, и баста!» — «Ну, — говорит, — дуй! Жми на всю железку!» [Шолохов, 1986, с. 536]. Немаловажную роль играют события в церкви, где герой совершает страшный грех убийства, что открывает его с новой стороны. И даже, насколько бы это не было цинично, сцена убийства другого человека, предателя выглядит оправданно в тех условиях, в которых оказался персонаж. Андрей Соколов идет на это чтобы спасти всех остальных от худшей участи. Однако, можно сказать, что искуплением за этот страшный поступок, несмотря на все его раскаянье послужила смерть сына. То, что происходило в плену, да и в целом на войне, потеря семьи героя – это то, что лишает человека его истинных человеческих качеств: проявления милосердия, сострадания, любви к ближнему и т.д. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать…» [Шолохов, 1986, с. 542].

Сопереживая на протяжении всего рассказа герою, мы искренне рады за него в финале. Последние строки никого не оставят равнодушным: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец». Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» [Шолохов, 1986, с. 553].

Что мы здесь видим? Герой, что на протяжении всего повествования являл себя примером честности и непримиримой правдивости, лжет мальчику, для того, чтобы привнести в его жизнь Настоящее Счастье, Счастье быть любимым, Счастье иметь Родителей.

В связи с этим к концу произведения у нас поднимается вопрос: «Как у человека, пережившего столько страданий мучений, столько горя, выпавшего на его долю, который смог пройти столько испытаний, нашлись силы остаться человечным, остаться открытым этому миру, осталось желание помогать другим?». Вот что значит «сила человеческого духа».

Не перестаем мы задаваться вопросами и здесь. А что же такое подвиг? Кто же такой герой? И это не проявление ли личностного героизма? И можно ли поступок человека, прошедшего столько испытаний, и сохранившего в себе веру в человечество и любовь посчитать героем, а поступок, связанный с обретением сына, считать подвигом?

Подобные вопросы не просто нужно, но и важно задавать на уроках литературы, необходимо вместе с учащимися разбирать по деталям, характеры, персонажи, ситуации, условия. Ведь это всё влияет на мировоззрение современных детей, на их восприятие прошлого страны и государства и на настоящее; на то, кто же такой «человек» в самом «гордом» смысле этого слова, и каким должен быть настоящий образец для подражания.

Ведь в наш «мирный» век везде слышится только «Я» и порой кажется, что остается всё меньше людей, готовых совершить достойный поступок. А данное произведение служит примером того, что даже под воздействием страшных испытаний, гнета и боли, все равно побеждает гуманизм. Побеждает желание быть достойным, заново обрести семью, искренне и бескорыстно помочь кому-то, и стать для кого-то отцом – опорой и поддержкой.

В 1959 году, по мотивам рассказа был снят фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека». Этот фильм может послужить отличным иллюстративным материалом к произведению. Очень глубоко и очень правдиво удалось передать авторам киноленты основное содержание произведения.

К сожалению, многие дети не читают и не желают читать. Способом мотивации, могут послужить отрывки из фильма. Если есть возможность, то стоит и прочитать рассказ и посмотреть фильм, при этом смотреть, как и читать, нужно анализируя и задумываясь. Не лишним будет здесь и прием сравнения/сопоставления двух произведений искусства. Обращая внимание обучающихся на такие произведения, мы должны раскрыть перед ними всю глубину этих текстов. А задумываясь о вопросах, связанных с ценностью семьи, жизни, Родины, с проявлением гуманизма во времена страшной войны, мы можем проводить параллели с настоящим и пытаться заглянуть в будущее. Чтобы история и время рассматривалось не в отрыве от реальности, а проходила через всю нашу жизнь.

Список литературы

Шолохов М.А. В 8-ми т. Т. 7. Они сражались за родину: Главы из романа; Рассказы / Сост. М. Манохиной. – Москва: Художественная литература, 1986. – 559 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.