Презентация к уроку физической культуры «Ритмическая гимнастика»
Пояснительная записка к презентации
Ритмическая гимнастика
PPTX / 7.09 Мб
(1)Ритмическая гимнастика как альтернатива утренней гигиенической гимнастике и средство высокого положительного эмоционального настроя на урок физической культуры
(2)Большинство из нас понимает ценность позитивного эмоционального настроя — того внутреннего стержня, который помогает нам стойко преодолевать всевозможные трудности. Ещё в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей – телом человека. В современной интерпретации это звучит так: «в здоровом теле – здоровый дух» и, соответственно - наоборот. Выражение «все болезни от нервов» сейчас уже никого не удивляет, так как основано не просто на догадках, а на серьёзных медицинских исследованиях. Физическим выражением эмоционального напряжения являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность окружающих, неуверенность в себе, наличие комплексов и другое.
(3)И, так как влияние эмоций на здоровье очевидно и научно доказано, то значит нужно стараться научить ребёнка позитивно воспринимать мир, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья.
(4)С целью возбуждения у детей интереса к физкультурным занятиям, их увлечённости и участия, в традиционную программу внедряются инновационные технологии, такие как: технология Ж.Е.Фирилёвой «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторская программа Н.Н.Ефименко «Театр физического развития», Н.А.Фомина «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» и прочие.
История ритмической гимнастики
(5)Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев и шоу-программ. Исторически сложившаяся формула ритмической гимнастики выглядела так: «танец — музыка — физическое упражнение».
(6)В Древней Греции в физическом воспитании допускались объединения некоторых упражнений в комплексы, которые выполнялись под музыку. Они были направлены на воспитание осанки, красивой походки, пластичности движений и ловкости.
(7)Французский психиатр Циналь (1750—1826) полагал, что путем выполнения упражнений «для тела» под музыку излечиваются некоторые болезни. А французский педагог Ф. Дельсарт (1811—1871) создал систему «выразительной гимнастики» для физического воспитания и подготовки массовых гимнастических выступлений, которая включала жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения.
(8)Определенным этапом в развитии ритмической гимнастики считается создание профессором женевской консерватории Ж. Далькрозом (1865—1914) оригинальной системы движений, которая заключалась в передаче музыкального образа, сопровождающего произведения посредством пластических движений. Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное средство физического воспитания и вошла составной частью во многие национальные гимнастические школы.
Элементы ритмики имеются в системе физического воспитания П.Ф. Лесгафта, в частности — в труде «Основы естественных форм воспитания», где раскрывается «принцип двигательных напряжений в заданном темпе».
(9)В 1910 г. в Петербурге был открыт «Институт ритма» для подготовки преподавателей ритмики в музыкальных классах и училищах.
Впоследствии ритмическая гимнастика вошла в состав различных курсов для подготовки профессиональных кадров по физической культуре.
(10)С 80-ми годами XX в. связан этап массового развития ритмической гимнастики, ее особой популярности, а также программного оформления. В этот период выполняются научно-методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле- и шоу-программы, организуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного (иногда единственного) средства используют ритмическую гимнастику.
Ритмическая гимнастика — это комплекс произвольных упражнений, выполняемых в танцевальной манере, когда не требуется больших усилий для их выполнения и темп продиктован, прежде всего, звучащей музыкой. Сам человек при этом становится другим, находится в особом психическом состоянии, приподнятом настроении, наступает психологическая разрядка.
(11)Современная ритмическая гимнастика — это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Упражнения ритмической гимнастики используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия.
(12)Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности. Для утренней зарядки характерны простейшие движения звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, объединенные в короткие — по 4—5 — связки, легкие полуприседания, полунаклоны и полуповороты, покачивания и встряхивания руками и ногами, невысокие легкие взмахи. Все это сопровождается «стильной» музыкой, задающей невысокий темп и ненапряженный ритм, создающие приятность выполняемых действий.
Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастикой является урок.
Подготовительная часть (или разминка) направлена на врабатывание; содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные разогревающие движения. Продолжительность ее — до 5 минут.
(13)Дети с увлечением играют в новую музыкальную игру вместе со взрослыми. Возможность порезвиться и попрыгать доставляет им гораздо большее удовольствие, чем программный урок физкультуры в школе.
(14)При занятиях ритмической гимнастикой большое значение имеет музыка – она стимулирует центральную нервную систему, создает радостное настроение, задает темп. Музыка подбирается отдельно для каждого упражнения, а затем составляется комплекс. Упражнения выполняются непрерывно, одно за другим, без остановок.
Музыкальный ритм представляет собой временное соотношение звуков, он должен быть четким и понятным. От темпа музыки зависит интенсивность физических упражнений.
(15)В ритмическую гимнастику можно включать следующие движения:
—движения отдельными частями тела, сгибания и разгибания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и руками;
—ходьба, бег, подскоки, прыжки;
—элементы художественной гимнастики и танцевально-хореографические.
(16)Весь комплекс ритмической гимнастики можно разделить на 3 части: подготовительная часть, основная и заключительная часть. На подготовительную часть отводится приблизительно 20% от общего времени занятий, на основную часть – 70%, на заключительную – 10% времени. Более подходящая продолжительность одного упражнения 50-60 секунд, что позволяет определить количество упражнений в каждой части и в общем комплексе.
Упражнения в подготовительной части ритмической гимнастики помогают разогреть организм для выполнения упражнений в основной части комплекса. Это упражнения на потягивание, разные виды ходьбы на месте или с продвижением, танцевальные элементы. Движения выполняются в медленном темпе с постепенным нарастанием. У разных видов ходьбы ритмической гимнастики есть специальные названия:
В основную часть комплекса ритмической гимнастики входят более интенсивные упражнения, направленные на развитие мышечных групп. Она состоит их двух частей – аэробной и силовой. Все упражнения в аэробной части выполняются в положении стоя: пружинистые шаги, полуприседы, прыжки, махи, легкий бег, разнообразные движения ногами и руками, сопровождаемые хлопками. В силовой части упражнения выполняются в положении сидя и лежа для разных групп мышц – это повороты, наклоны, махи, отжимание, растягивание мышц.
Заключительная часть ритмической гимнастики состоит из упражнений малой интенсивности – на расслабление и дыхание – чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений и помочь восстановиться организму после напряженной физической нагрузки.
В упражнениях ритмической гимнастики участвуют все группы мышц, задействованы все суставы. Занимаясь самостоятельно, можно фантазировать под музыку, придумывать новые элементы. Главное правило – не останавливаться во время занятий: между упражнениями не должно быть долгих пауз.
Поговорим о пользе ритмической гимнастики.
Занятия ритмической гимнастикой улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют мышцы, восстанавливают координацию движений, исправляют осанку, походка становится правильной и элегантной. Также, вырабатывается выносливость, силовые качества, улучшается подвижность суставов.