Технологическая карта урока физической культуры «Знания о физической культуре» (2 класс)
Тема |
Раздел «Знания о физической культуре» Лыжная подготовка |
Цель темы |
Создание условий для знакомства обучающихся с историей возникновения лыж, Олимпийскими чемпионами Республики Коми, занятиями лыжной подготовкой |
Основное содержание темы, термины и понятия |
История лыжного спорта. Олимпийские чемпионы Республики Коми по лыжным гонкам. Лыжный инвентарь и одежда лыжника. Способы передвижения на лыжах, подъемы, спуски Правила поведения на занятиях. Попеременный и одновременный ходы |
Планируемый результат
Предметные умения |
Метапредметные и личностные УУД |
- ознакомиться с историей возникновения лыжного спорта - ознакомиться с Олимпийскими чемпионами Республики Коми по лыжным гонкам - применять правила подбора одежды и лыжного инвентаря для занятий лыжной подготовкой - ознакомиться с техникой передвижения на лыжах - знать правила поведения на занятиях по лыжным гонкам |
личностные УУД - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивации (зачем?) - определять общие для всех правила поведения - объяснять самому себе «что я могу» (результаты) - обеспечивать защиту и сохранность своего здоровья и природы во время занятий регулятивные УУД - оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе важности бережного отношения к здоровью человека и к природе - определять цель учебной деятельности с помощью учителя - организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований - определять степень успешности своей работы познавательные УУД логические - осознавать необходимость нового знания общеучебные - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта - владеть знаниями по организации и проведению занятий оздоровительной направленности коммуникативные УУД - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми |
Организация пространства
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная |
Презентация «Лыжная подготовка», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные карандаши, ручка, тетрадь, картонные снеговики. |
Ход урока
Этапы урока |
Формируемые умения и УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Информационные слайды |
Организационный |
личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения |
Учитель организует внимание обучающихся. Фиксирует отсутствующих. - Здравствуйте, ребята. - Тема сегодняшнего урока – «Лыжная подготовка». Демонстрация слайда № 1. |
Обучающиеся приветствуют учителя. Готовятся к учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся открывают тетрадь для конспектирования. |
Слайд № 1 |
Постановка учебных задач |
личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивации (зачем?)
регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя |
Демонстрация слайда № 2. Учитель сообщает тему урока: - Сегодня на уроке вы узнаете об истории возникновения лыж, их первом применении, вспомним способы передвижения на лыжах, подъемы и спуски, познакомимся с новыми способами. Я познакомлю вас с Олимпийскими чемпионами, чьи имена прославили Республику Коми, повторим правила подбора лыжного инвентаря и одежды. - Какие учебные задачи мы будем решать на уроке?
|
Обучающиеся определяют цель учебной деятельности - Сегодня на уроке мы познакомимся с историей возникновения лыж. - Узнаем о спортсменах нашей Республики по лыжным гонкам. Повторим способы передвижения на лыжах, подъемами и спусками. - Правилами подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. - Правилами поведения во время занятий. |
Слайд № 2
|
Мотивация к деятельности |
познавательные логические УУД: - осознавать необходимость нового знания |
Учитель настраивает обучающихся на продуктивную работу. - Занимаясь спортом, каждый человек преследует свои цели: кто-то хочет стать чемпионом, кто-то сильнее и выносливее, другой стремиться похудеть, четвертый укрепить силу воли. В лыжном спорте все это возможно, нужно лишь регулярно тренироваться и идти к достижению цели. Демонстрация слайда № 3. |
Обучающиеся формируют цели и свои действия при занятиях лыжной подготовкой. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
|
Слайд № 3 |
Освоение новых знаний и способов действий Освоение новых знаний и способов действий |
предметные умения: - ознакомиться с историей возникновения лыжного спорта коммуникативные УУД: - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности предметные умения: - ознакомиться с Олимпийскими чемпионами Республики Коми по лыжным гонкам предметные умения: - применять правила подбора одежды и лыжного инвентаря для занятий лыжной подготовкой личностные УУД: обеспечивать защиту и сохранность своего здоровья во время занятий коммуникативные УУД: - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми предметные умения: -ознакомиться с техникой передвижения на лыжах, при спусках и подъёмах предметные умения: - знать правила поведения на занятиях по лыжным гонкам регулятивные УУД: - обеспечивать защиту и сохранность природы во время занятий физической культурой |
Учитель организует работу по освоению новых знаний по истории возникновения лыж и развития лыжного спорта. - Ребята, как вы считаете, давно ли изобрели лыжи и для чего? Демонстрация слайда № 4. - Да. Лыжи, как средство, облегчающее передвижения по снегу появились до начала нашей эры, о чем свидетельствуют наскальные изображения, найденные в Норвегии. Демонстрация слайда № 5. - История лыж началась, когда древние люди вдруг обнаружили, что привязав к ногам две дощечки особой формы, могут передвигаться по заснеженным полям и лесам, гораздо быстрее, чем пешком. - А как назывались приспособления, которые применил человек? Демонстрация слайда № 6. - Эти примитивные приспособления в процессе использования существенно менялись и постепенно приняли форму скользящих лыж, приобрели привычный для нас вид. - Лыжные палки имеют более интересную историю. Раньше люди использовали только одну палку. Тогда лыжи использовались в основном охотниками и солдатами, которым якобы не следовало занимать руки посторонними предметами. Лыжная палка была деревянной или бамбуковой, высотой примерно в человеческий рост. Демонстрация слайда № 7. - Как вы считаете, лыжный спорт популярен в мире? - Лыжный спорт является одним их популярнейших видов спорта в мире. - Ребята, а как вы думаете, какие самостоятельные виды спорта включает в себя лыжный спорт? Демонстрация слайда № 8. - Молодцы, правильно. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр. Демонстрация слайда № 9. - Лыжные гонки в нашей республике признаны национальным видом спорта. - Кто может назвать имена спортсменов Республики Коми, добившихся наиболее выдающихся успехов в лыжном спорте? Демонстрация слайда № 10. - Раиса Сметанина – четырехкратная Олимпийская чемпионка, семикратная Чемпионка Мира, Николай Бажуков – двукратный Олимпийский чемпион, - Василий Рочев (старший), Нутрихин Андрей, Артеев Иван, Рочева Нина Петровна, Бабиков Иван – участники Олимпийских игр по лыжным гонкам. Учитель организует работу по обучению освоению новых знаний по организации занятий лыжной подготовкой. - Давайте поподробнее поговорим о лыжном инвентаре? Как вы считаете, что он в себя включает? Демонстрация слайда № 11. - А как правильно подобрать себе лыжи и палки? - А палки? Демонстрация слайда № 12. - Правильно. Лыжи и палки подбираются по росту. - Как вы считаете, перед началом занятий необходимо ли, натирать мазью лыжи для лучшего скольжения. - Скажите, пожалуйста, для хранения и переноски лыж используются ли специальные приспособления? - Может кто-нибудь знает, как они называются? - Важно ли, иметь лыжный костюм на занятиях? Демонстрация слайда № 13. - Подбор одежды также очень важен для занятий лыжной подготовкой. - Как вы думаете, одежда, под каким номером, подходит для занятий? Демонстрация слайда № 14. - Для занятий лыжным спортом желательно надеть спортивный костюм, надеть спортивную куртку, для чего? - Лыжная шапочка должна прикрывать лоб, на руки лучше надеть варежки, на ноги шерстяные носки. Демонстрация слайда № 15 - Кто совершает с родителями прогулки на лыжах? - Как вы считаете, полезны ли лыжные прогулки для вашего организма? - А какие лыжные ходы вы знаете? Демонстрация слайда №16. - Лыжные ходы бывают попеременными и одновременными. Названия ходам дают движения рук. - Если при передвижениях на лыжах выполняются толчки сначала одной, а затем другой рукой – это… - А одновременный? Демонстрация слайда № 17. - В лыжной подготовке квалифицируют также подъемы и торможения при спуске. - С какими способами вы знакомы? - При подъеме «елочкой» лыжи ставятся на внутренние ребра. Лыжник поочередно переступает, перенося пятку поднятой лыжи над пяткой другой, стоящей на снегу. Палки для опоры ставят по бокам и сзади лыж. - А при подъеме «лесенкой»? Демонстрация слайда №18. - Правильно. А что вы можете сказать о торможении при спуске. - Торможение «плугом» применяется при прямом спуске, когда не надо выполнять поворот. Давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигаются в стороны, а носки сближают. Лыжи ставят на внутренние ребра. Палки держат близко к коленям, сзади. Демонстрация слайда № 19 - При торможении «упором» тяжесть тела сосредоточена на верхней лыже, скользящей на внешнем ребре. Нижняя лыжа, ставиться под уклон к направлению движения, «прочесывает» своим внутренним ребром поверхность снега, создавая торможение. - Ребята, очень важно правильно не только соблюдать правила техники безопасности правильно вести себя в лесу. - Какие правила поведения вы можете озвучить? - Молодцы. Вы выполняете эти правила? Демонстрация слайда № 20. - Ходьба на лыжах очень популярна в нашей стране и является доступным, увлекательным и полезным занятием, прекрасным средством укрепления здоровья, закаливания, развития выносливости. Лыжные прогулки всегда создают хорошее настроение. - Чтобы не получить травму обязательно надо соблюдать правила техники безопасности. Вы с ней уже знакомы. Напомните мне, пожалуйста. Демонстрация слайда № 21. - Молодцы. - При переходе через проезжую дорогу обязательно снимайте лыжи. - Никогда не растирайте обмороженные участки тела снегом. Как вы думаете, почему нельзя этого делать? - А если вы по какой-либо причине, сошли с дистанции? |
Обучающиеся выполняют упражнения, предложенные учителем, по освоению лыжного спорта. - Попытки придумать лыжи были много тысяч лет назад, когда людям было трудно передвигаться по глубокому снегу. - Снегоступы. - Да, популярен. - Биатлон, горнолыжный спорт. - Лыжные гонки, биатлон. - Прыжки с трамплина. - Николай Бажуков. - Раиса Сметанина. В ее честь назван стадион в городе Сыктывкар. - Лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки. - Длина лыж должна быть такой, чтобы достать пальцами вытянутой руки до конца поставленной вертикально лыжи. - Высота палок должна быть чуть выше подмышек. Палки должны быть легкими и прочными. - Да. В зависимости от температуры воздуха. - Да. - Колодки. - Да, важно. - Номер 3 –спортивная шапочка, номер 1 – спортивная куртка, номер 2 – шерстяные носки, номер 6 – перчатки или варежки. - Для защиты от ветра и сохранения тепла. - Ответы обучающихся. - Да, лыжные прогулки полезны для нашего организма - Тренировки нас закаливают, повышают наш иммунитет.
- Попеременный ход. - Когда отталкиваешься двумя палками одновременно. - Подъем «елочкой» и «лесенкой». - При подъеме «лесенкой» лыжи ставятся параллельно. Одна лыжа ставится на внутреннее ребро, вторая на внешнее ребро. Лыжник переступает поочередно. Палки ставятся впереди и сзади лыж. - Торможение «упором» и «плугом». - Не ломать деревья. - Не мусорить. - Обязательно на занятия, надо ходить со взрослыми. - Да. - Соблюдать дисциплину, всегда видеть и слышать учителя. - Следуя по лыжне за товарищем, сохранять интервал 3—4 м, а при спуске с горы не менее 30 м. - При спуске с горы не выставлять палки перед собой, иначе в случае падения можно на них наткнуться. - При спуске с горы не останавливаться у ее подножия, так как на нас может наехать спускающийся следом лыжник. . - Можно занести инфекцию. - Обязательно предупредить об этом учителя и одноклассников. |
Слайд № 4 Слайд № 5
Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11
Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд №14 Слайд №15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 Слайд № 20 Слайд № 21
|
Первичная проверка понимания изученного |
регулятивные УУД: - определять степень успешности своей работы познавательные УУД общеучебные характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта |
Учитель следит за правильным выполнением задания. Демонстрация слайда № 22. - Ребята, перед вами картинки в виде снеговиков. Я прошу вас раскрасить один кружок снеговика, если вы не совсем поняли и запомнили сегодняшний материал. Если вам требуется повторение в некоторых вопросах – то закрасить два кружочка снеговика, если вы все хорошо усвоили и запомнили, то закрасить все три кружочка. - Сейчас я прошу вас, поднять кружочки и показать мне. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание по первичной проверке понимания изученного материала. Раскрашивают кружочки снеговика, по предложенной схеме учителя. Обучающиеся демонстрируют раскрашенных снеговиков. |
Слайд № 22 |
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
предметные умения: - владеть знаниями по организации и проведению занятий оздоровительной направленности
личностные УУД: - объяснять самому себе «что я могу» (результаты) регулятивные УУД: - организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований
|
Учитель организует самостоятельную работу обучающихся в соответствие с ходом урока. Демонстрация слайда № 23. - Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд по теме нашего урока «Лыжная подготовка». - Ваша задача, записать в тетрадь правильные ответы, пользуясь подсказками, которые показаны на слайде. Демонстрация слайда № 24. - Теперь, я прошу вас, проверить правильность выполненного задания. Напротив правильного ответа вы ставите «+», напротив неправильного «-». - Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. - Кто допустил от 1 до 3 ошибок? - Молодцы, я вижу, вы отлично справились с заданием. |
Обучающиеся делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Обучающиеся решают кроссворд. Обучающиеся проверяют правильность ответов в кроссворде. Обучающиеся поднимают руку, в соответствии с выполненным заданием. |
Слайд № 23 Слайд №24 |
Подведение итогов, рефлексия |
личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения |
Учитель организует обучающихся для подведения итогов урока, дает домашнее задание. - Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на уроке? - Как вы оцениваете свою деятельность на уроке. Учитель организует деятельность обучающихся по окончанию урока. - Домашнее задание. К следующему по лыжным гонкам подготовить лыжный инвентарь и соответствующую одежду. Всем спасибо за урок. До свидания.
|
- Мы узнали об истории возникновения лыжного спорта, Олимпийских чемпионах нашей республики. - Мы научились правильному поведению во время лыжных прогулок. - Выбору правильной одежды и лыжного инвентаря. Обучающиеся организованно уходят из класса. |
Слайд № 25 |
Садыкова Надежда Ивановна