Статья «Характеристика гуманитарных технологий»

0
0
Материал опубликован 21 November 2015

В последние десятилетия в передовой европейской и отечественной педагогической мысли в качестве альтернативы технологизации (образовательные технологии, педагогические технологии) и гуманитаризации (концепции духовно-нравственного воспитания) образовательного процесса выдвигаются идеи так называемых гуманитарных технологий. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные (человековедческие), педагогические и      психологические.

Гуманитарные технологии — технологии самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств.

Гуманитарные технологии — особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией.

Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения. Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога.

На первый взгляд может показаться, что понятие гуманитарные технологии не содержит принципиально новых, инновационных идей и подходов к образованию. Но это далеко не так. Обратимся сначала к трактовке данного понятия. В самой общей трактовке гуманитарные технологии представляют собой совокупность технологий влияния на человека (отсюда и специфический признак данных технологий – гуманитарные). В узком смысле к таковым технологиям относят, например, технологии PublicRelations,политтехнологии, манипулятивные методики, коммуникационный менеджмент и т.д. В широком смысле гуманитарные технологии – это «систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания»

Неслучайно, тенденции и европейского образования (Болонский процесс, например), и отечественного образования (например, ФГОСы второго поколения для среднего (полного) образования) нацеливают образовательные системы на деятельностно-компетентностный подход, реализацию индивидуальных стратегий обучения, вариативность обучения. В этом случае гуманитарные технологии позволяют ответить на вопрос как конкретно осуществить данные цели. Такая спецификация обуславливает следующие особенности гуманитарных технологий:

- «рефлексивность … - направленность на развитие рефлексивных компетенций как у тех, в отношении кого используется эта технология, так и у тех, кто ее использует;

- вовлеченность субъекта в процесс принятия решения … - направленность технологии на развитие субъектной позиции тех, в отношении кого используется эта технология;

- ориентация на освоение гуманитарной культуры, отраженной в тексте и выражающейся через текст, т.е. через «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы,

В науке принято различать следующие виды гуманитарных технологий, функционирующих в сфере образования:

- технологии, направленные на социум;

- технологии, направленные на группу;

- технологии, направленные на другого;

- технологии, направленные на себя.

В качестве гуманитарной технологии, направленной на социум, можно рассматривать, например, политику многоязычия.

К гуманитарным технологиям, направленным на группу относятся следующие конкретные технологии: проектное обучение, технология развития критического мышления для чтения и письма, case-study, технологии игрового обучения и пр. Предлагаем остановиться на технологии case-study как на одной из самых эвристичных и гибких технологий. Кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить кейс с различными информационными материалами, это могут быть статьи, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.

После того как поставлена задача и подготовлен кейс, необходимо  организовать деятельность учащихся по разрешению поставленной проблемы. Совместными усилиями каждая из подгрупп анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

Гуманитарные технологии нацелены на образование для жизни и в течение всей жизни.

Здесь будет изображение: /data/edu/files/t1448109213.jpg (1920x1920)

Комментарии
Комментариев пока нет.