Статья «Технология сотрудничества»

2
0
Материал опубликован 20 February 2018

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 Технология сотрудничества

Основная идея данной образовательной технологии заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому «слабые» учащиеся стараются выяснить у «сильных» то, что им непонятно, а «сильные» учащиеся стремятся, чтобы «слабые» досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Однако необходимо соблюдать основные принципы в реализации данной технологии:

1. Группы обучающихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть «сильный», «средний» и «слабый» ученики, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно и продуктивно, нет никакой необходимости менять ее состав. Это так называемые базовые группы. Если работа по каким-то причинам не ладится, состав можно менять от урока к уроку.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Роли могут распределяться как учителем, так и учениками внутри группы.

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, т.е. отметка ставится одна на всю группу. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся. В ряде случаев можно предоставить ребятам возможность самим оценить результаты своего труда.

4. Учитель сам выбирает члена группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и «слабый» ученик. Способность «слабого» ученика обстоятельно изложить результат совместной работы означает, что группа справилась с заданием и учебно-педагогическая цель достигнута.

•  Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

•  Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

•  Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

•  Знания усваиваются прочнее.

Варианты заданий для парной и групповой работы

Русский язык.

•  Запись слов со взаимопроверкой.

•  Составление звуковых схем слов.

•  Составление схем предложений.

•  Работа с карточками в парах сменного состава.

•  Разбор слов по составу.

•  Работа с деформированным предложением.

•  Работа с деформированным текстом.

•  Составление слов по звуковой схеме.

•  Составление предложений по схеме.

•  Проверка орфограмм.

•  Выбор способа проверки орфограмм.

•  Деление текста на логические части.

•  Составление плана.

Математика.

•  Взаимопроверка решений.

•  Составление схем к задаче.

•  Поиск способа решения:

примеров с переходом через разряд;

способов проверки результатов вычисления.

•  Составление и решение задач:

к одной схеме на разные темы;

к разным схемам на одну тему;

разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.

Чтение

Составление плана текста (словесного, картинного);

Чтение текста по ролям (инсценирование);

Составление рассказа о герое;

Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).

Окружающий мир

Составление плана-конспекта текста;

Составление и решение кроссвордов;

Проведение опытов.

Некоторые приёмы групповой работы.

Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.

 

Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.

Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.