Статья «Современные технологии в работе классного руководителя. Технология "Педагогика сотрудничества"»

4
0
Материал опубликован 8 November 2015

Выступление на тему «Современные технологии в работе классного руководителя. Технология «Педагогика сотрудничества»

Все мы с вами знаем, что работа классного руководителя очень сложная, многоемкая, многообразная, в тоже время интересная и важная. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации. 

Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?

В своей работе использую различные технологии, но сегодня хотелось бы рассказать о технологии "Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

Цель: развитие интеллектуальных, нравственных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. 

Что реализует технология:

демократизм

равенство

партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка

В основе технологии следующие принципы:

Принцип – ИГРА

Принцип - делового сотрудничества

Все дети талантливы.

Плох не ребенок, плох его поступок.

В каждом ребенке чудо, ожидай его.

- Каковы же основные идеи: 

На следующем слайде можно увидеть чёткое планирование деятельности классного руководителя и детей

Какие же формы, методы, приёмы предполагает эта технология

В

Технология сотрудничества даёт равные возможности каждому ребёнку в достижении своего успеха. У нас в классе каждый ребёнок ведёт книгу творческих дел, отслеживает свои результаты. После каждого мероприятия мы с ребятами делаем выводы, находим – и +, обсуждаем.

Для себя я вывели 3 главных правила, чтобы овладеть той или иной технологией, надо

Приведу примеры некоторых форм

 

Описание

Лови ошибку

Ребята группой ищут заранее приготовленную ошибку, совещаются. Выбирают спикера, он оглашает результат

Трёхступенчатое интервью

Учащиеся берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей

Пресс-конференция или вопросы к тексту

Разбившись на группы или индивидуально, учащиеся составляют списки вопросов(можно работать над одним текстом или разными)

Пятиминутное эссе в форме «круглого стола»

Лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения

Мозговой штурм

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Деловая игра «Точка зрения»

Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – тренер с несколькими помощниками.

Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.

До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.

Во время игры:

Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;

Группы вступают в диспут;

Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение

Игра «Компетентность»

Учитель задает тему, команды придумывают 5 вопросов: 2 –репродуктивных, 2 задачи, 1- творческий. Команды поочередно задают вопросы друг другу. Если соперник не сможет ответить, отвечает сама команда. Наниматели-группа учеников, оценивающие ответы и выбирающие победителя), следят за ходом игры, учитель дает пояснения.

Немаловажная роль в данной технологии - развитие самоуправления учащихся. Чтобы включить каждого участника в активную практическую деятельность, направленную на заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях проводим в начале года деловую игру «Выборы»

В воспитательной работе с учащимися стараюсь придерживаться принципа «4х САМИ»: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами анализируем. Такая совместная деятельность не превращается в догму, не делается по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, побуждая ребят к творчеству, сотрудничеству. Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Интересным и запоминающимся для учащихся и меня: деловая игра «Выборы», день рождения 6 класса, походы, исследовательские и проектные работы, участие в сетевых проектах, классные вечера, классные часы, семейные гостиные и др. Нельзя не сказать о том, что педагогика сотрудничества большую роль играет и во взаимоотношениях с родителями

Модель активного взаимодействия («Союз»)

педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.

Педагогика сотрудничества направлена она на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха.

детей неинтересных в мире нет.

Их судьбы как истории планет.

У каждой есть особое, свое.

И нет других, похожих на нее.

Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога, который этому способствовал.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.