Статья «Современные технологии в работе классного руководителя. Технология "Педагогика сотрудничества"»
Выступление на тему «Современные технологии в работе классного руководителя. Технология «Педагогика сотрудничества»
Все мы с вами знаем, что работа классного руководителя очень сложная, многоемкая, многообразная, в тоже время интересная и важная. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?
В своей работе использую различные технологии, но сегодня хотелось бы рассказать о технологии "Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
Цель: развитие интеллектуальных, нравственных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.
Что реализует технология:
демократизм
равенство
партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка
В основе технологии следующие принципы:
Принцип – ИГРА
Принцип - делового сотрудничества
Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его.
- Каковы же основные идеи:
На следующем слайде можно увидеть чёткое планирование деятельности классного руководителя и детей
Какие же формы, методы, приёмы предполагает эта технология
В
Технология сотрудничества даёт равные возможности каждому ребёнку в достижении своего успеха. У нас в классе каждый ребёнок ведёт книгу творческих дел, отслеживает свои результаты. После каждого мероприятия мы с ребятами делаем выводы, находим – и +, обсуждаем.
Для себя я вывели 3 главных правила, чтобы овладеть той или иной технологией, надо
Приведу примеры некоторых форм
|
Описание |
Лови ошибку |
Ребята группой ищут заранее приготовленную ошибку, совещаются. Выбирают спикера, он оглашает результат |
Трёхступенчатое интервью |
Учащиеся берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей |
Пресс-конференция или вопросы к тексту |
Разбившись на группы или индивидуально, учащиеся составляют списки вопросов(можно работать над одним текстом или разными) |
Пятиминутное эссе в форме «круглого стола» |
Лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения |
Мозговой штурм |
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения: 1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы: участники, предлагающие новые варианты решения задачи; члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения. |
Деловая игра «Точка зрения» |
Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – тренер с несколькими помощниками. Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох. До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи. Во время игры: Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников; Группы вступают в диспут; Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение |
Игра «Компетентность» |
Учитель задает тему, команды придумывают 5 вопросов: 2 –репродуктивных, 2 задачи, 1- творческий. Команды поочередно задают вопросы друг другу. Если соперник не сможет ответить, отвечает сама команда. Наниматели-группа учеников, оценивающие ответы и выбирающие победителя), следят за ходом игры, учитель дает пояснения. |
Немаловажная роль в данной технологии - развитие самоуправления учащихся. Чтобы включить каждого участника в активную практическую деятельность, направленную на заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях проводим в начале года деловую игру «Выборы»
В воспитательной работе с учащимися стараюсь придерживаться принципа «4х САМИ»: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами анализируем. Такая совместная деятельность не превращается в догму, не делается по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, побуждая ребят к творчеству, сотрудничеству. Воспитывая сотрудничеством сотрудничество, мы воспитываем коллективизм и целеустремленность. В сотрудничестве глубинно совпадают цели и средства, обучение и воспитание. Интересным и запоминающимся для учащихся и меня: деловая игра «Выборы», день рождения 6 класса, походы, исследовательские и проектные работы, участие в сетевых проектах, классные вечера, классные часы, семейные гостиные и др. Нельзя не сказать о том, что педагогика сотрудничества большую роль играет и во взаимоотношениях с родителями
Модель активного взаимодействия («Союз»)
педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.
Педагогика сотрудничества направлена она на одно — дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха.
детей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой есть особое, свое.
И нет других, похожих на нее.
Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога, который этому способствовал.