Статья «Здоровьесберегающие технологии»

4
0
Материал опубликован 22 February 2019 в группе

Здоровьесберегающие технологии

на уроках математики и во внеклассной работе

Автор: Богачева Ольга Вениаминовна

Должность: учитель математики

Место работы: МБОУ Касплянская СШ Смоленского района Смоленской области

Неоспоримо, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах сохранения и укрепления здоровья (состояния физического, психического и нравственного благополучия) обучающихся. Гигиенические условия зависят от администрации района, школы (помещения, питание, экологическое состояние территории и др.). Как учитель, стараюсь строго соблюдать требования к уровню шума, освещенности, размерам и размещению в классах мебели, работе видеоэкранных средств и др. требования САНПиНов. Уделяю внимание соблюдению правил охраны труда, направленных на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. На первом уроке в начале года всегда провожу вводный инструктаж по охране труда на уроках математики, повторяя его при работе с циркулем, выполнении различных практических работ с ножницами.

Являясь руководителем МО учителей математики, уделяю внимание вопросам здоровьесбережения. Провела круглый стол «Создание условий для получения качественного основного и дополнительного образования при сохранении здоровья. Оптимизация образовательного процесса с целью снижения нагрузки учащихся» на заседании МО на базе МБОУ Касплянской СШ.

Учебно-организационные факторы - расписание уроков, распределение нагрузки по дням, медицинское обеспечение и др. – в компетенции администрации. На своих уроках обязательно учитываю объём учебной нагрузки по математике, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей, составляю календарно-тематическое планирование, график контрольных и проверочных работ с учетом недельной нагрузки обучающихся. Не провожу контрольные работы и тесты в понедельник, субботу, на 6 уроке.

При планировании урока придерживаюсь гигиенических критериев рациональной организации урока: плотность урока 60% - 80%, количество видов учебной деятельности 4-7, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности около 10 мин, количество – не менее 3, чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут, наличие 2-3 эмоциональных разрядок, место и длительность применения ТСО, смена позы - в соответствии с гигиеническими нормами (5-6 класс – не более 15 минут, 10-11 классы – до 30 минут), наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (от игры в 5 классе на 20-35 минутах урока до системы упражнений для глаз в старших классах). Строго слежу за соблюдением требований к презентациям (цвет фона – светлый, холодных тонов, цвет и размер шрифта не менее 24, объем текста минимальный, без предлогов, наречий, расположение рисунков, минимум анимационных эффектов и др.), времени работы с презентацией на уроке (5 класс – до 15 мин, старшие классы – до 30).

Психолого-педагогические факторы находятся в компетенции учителя. С первых минут урока стараюсь создать благоприятный психологический климат в классе, диалогическое взаимодействие с учениками, психологический комфорт обучающихся: доброжелательная обстановка, спокойная, но выразительная интонация речи, внимание к мнению ребенка, эмоциональные разрядки (пословица, шутка, занимательный факт), тактичное исправление ошибок, создание ситуации успеха. Результатом такого стиля педагогического общения считаю отсутствие конфликтов с обучающимися, их родителями и рабочую обстановку на уроке.

Проблемой последних лет стала плохая память учеников. Стараюсь использовать все каналы восприятия. Развиваю зрительную память, применяя выделение наиболее важного материала (подчеркнуть, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты дает хоровое проговаривание правил, отдельных терминов. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Продумываю размещение материала на доске, сохраняя новый и важный материал для работы и подведения итогов. Всегда в одном и том же месте доски пишу план урока, номера тренировочных заданий, упражнений для домашней работы, специальным образом отмечаю задания базового (на «3») и повышенного уровня, что обеспечивает психологический комфорт ученику: он не боится прослушать задание, всегда знает, где можно его найти. Зная план урока, объем работы, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъект учебной деятельности.

Реализуя личностно-ориентированный и индивидуальный подходы в преподавании, используя педагогику сотрудничества, уровневую дифференциацию обучения, решаю задачу предупреждения утомляемости детей, раскрытия их творческих возможностей, что способствует сохранению здоровья.

Подготовлен групповой метапредметный проект «Влияние физических упражнений на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы». В ходе работы над проектом ученики 8 класса на уроке физкультуры измеряли частоту сердечных сокращений в состоянии покоя, после разминики, после основной части урока, в конце урока. На уроке математики были построены графики изменения ЧСС, проведено сравнение с эталонными графиками, сделаны выводы. Подсчитано, что если посредством тренировки человек снизит количество ударов сердца в покое с 80 ударов в минуту до 60, то его сердце ежесуточно будет делать на 28000 ударов меньше, а, следовательно, будет больше отдыхать и дольше прослужит.

Как классный руководитель реализую школьную программу «Здоровье».

Систематически в течение года провожу беседы по охране жизни и здоровья обучающихся (тематические: «Гололед», «Ледостав», «Пал травы» и др., и комплексные на начало и конец года, период каникул). Класс активно участвует в декадах безопасности, акциях «За здоровый образ жизни», мониторингах отношения молодежи к наркомании, соревнованиях на уровне школы, района. В рамках декад здоровья и всемирных дней отказа от курения, борьбы с туберкулезом провожу минутки здоровья: «Гармония общения - залог психического здоровья», «Здоровое питание» и др. Оформляла уголки здоровья в классе: «Риск заболевания туберкулезом», «Профилактика гриппа». Ученики моего класса стали победителями школьных конкурсов плакатов «Молодость без наркотиков», «Курить – здоровью вредить», ежегодно участвуют в конкурсах творческих проектов «Мы за ЗОЖ».

Сценарий моего классного часа «Нет вредным привычкам» был включен в конкурсные материалы школы на региональном этапе Х Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».

На уроках и во внеурочной деятельности создаю условия для сохранения здоровья обучающихся, принятия школьниками здорового образа жизни, совершенствую представления обучающихся о здоровье как одной из основных ценностей человеческой жизни, формирую негативное отношение к вредным привычкам, учу использовать полученные знания в повседневной жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.