Характеристика системы пенсионного обеспечения

0
0
Материал опубликован 7 October
Дисциплина «Право социального обеспечения»
Лекция
Тема: Характеристика системы пенсионного обеспечения


План:


Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Новый Социальный фонд России: Значение для населения

Цели и задачи Социального фонда




Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был создан 22 декабря 1990 года по постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР". Его основная цель заключалась в государственном управлении финансами пенсионного обеспечения в стране. Это нововведение позволило внедрить новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выделены в отдельный бюджетный механизм и стали формироваться за счет обязательных страховых взносов. Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное 27 декабря 1991 года, зафиксировало целевое назначение денежных средств фонда и запретило их использование на другие нужды.

Изначально главной задачей Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов для обеспечения выплат по старости, инвалидности и в случае потери кормильца. В 1992 году в некоторых регионах начались эксперименты по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), которые совмещали функции назначения и выплаты государственных пенсий. В дальнейшем этот процесс развивался через Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709, который рекомендовал местным властям заключить соглашения с Пенсионным фондом о передаче полномочий по назначению и выплате пенсий, которые ранее находились в ведении органов социальной защиты.

В 1997 году был принят федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. Этот закон дал важное значение страховому стажу и размерам платежей, которые работодатели перечисляли в интересах своих работников, в расчете на размер пенсии. В рамках Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта, который обеспечил оперативное взаимодействие с территориальными отделениями и позволил вести централизованную базу данных.

Далее, система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Этот закон определил новый статус ПФР как страховщика и государственного учреждения, а также уточнил порядок уплаты страховых взносов и права и обязанности участников пенсионного страхования.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" значительно расширил функции ПФР и изменил порядок возникновения прав граждан на трудовые пенсии. Теперь трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть финансируется из федерального бюджета, страховая часть — за счет страховых взносов, а накопительная часть формируется из взносов и доходов от их инвестирования через управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды.

С 2000 года Пенсионный фонд также финансирует социальные программы в регионах России. В 2008 году на эти цели было выделено 1 миллиард рублей, а в 2009 году — 1,2 миллиарда рублей.

С 2005 года ПФР начал начислять гражданам ежемесячные денежные выплаты и обеспечивать предоставление государственной социальной помощи в виде социального набора услуг. В этой связи ПФР создал единый реестр федеральных льготников и осуществляет регулярные выплаты.

С 2007 года Пенсионный фонд получил новую задачу — выдачу сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально ожидалось, что средства на реализацию сертификата будут направлены не раньше 2010 года, но в свете экономической ситуации в стране правительство разрешило использовать средства материнского капитала для погашения жилищных кредитов с 1 января 2009 года. После этого Пенсионный фонд оперативно организовал работу и вскоре начал принимать первые заявления на использование этих средств.

Летом 2009 года в связи с принятием ряда законодательных инициатив, которые с 1 января 2010 года существенно изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда значительно расширилась. В частности, фонд провел переоценку пенсионного капитала (валоризацию пенсий).

Еще одно важное нововведение в 2010 году — замена единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования с 1 января. При этом администрирование взносов в ПФР и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования было передано от налоговых органов к Пенсионному фонду.

Организационно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации функционирует как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляя свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Деньги Пенсионного фонда находятся в государственной собственности и не подлежат включению в состав бюджетов или другим изъятиям.

Структура Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов состоит из трех уровней:

Центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

Региональные отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

Управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах и районах.

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделениям в республиках и в других административных образованиях. На местах, в городах и районах, работают уполномоченные представители Фонда. Основные функции отделений включают организацию сбора взносов на социальное страхование, финансирование социальных программ, контроль за расходованием средств.

Пенсионный фонд играет ключевую роль в финансовой системе государства и обладает рядом особенностей:

- Фонд создается органами власти и управления и имеет четко определенное целевое назначение;

- Его денежные средства используются для финансирования госрасходов, не включенных в бюджет;

- Основной источник формирования фонда — обязательные взносы юридических и физических лиц;

- Страховые взносы имеют налоговую природу; их размеры устанавливаются государством и являются обязательными;

- На отношения, связанные с уплатой и взысканием взносов, распространяются нормы и положения Налогового Кодекса РФ;

- Финансовые ресурсы фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, и не могут быть использованы для других целей, не предусмотренных законодательством;

- Расходование средств осуществляется по распоряжению Правительства или другого уполномоченного органа (Правление фонда).

Кроме Пенсионного фонда, вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (которое устанавливает размеры и перераспределяет пенсии), Министерство связи (организующее доставку пенсий) и сберегательные банки (обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами). Бюджет Пенсионного фонда и смета расходов, включая фонд оплаты труда, составляются Правлением фонда, а затем утверждаются законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ определяются общие суммы доходов по источникам и расходы по направлениям.

Хотя Пенсионный фонд России является самостоятельным финансовым учреждением, его независимость имеет свои нюансы и во многом отличается от экономической и финансовой самостоятельности частных, акционерных и кооперативных организаций. Как уже отмечалось, Фонд организует мобилизацию и использование ресурсов согласно требованиям государства, которое также устанавливает уровни страховых платежей и принимает решения о структуре и размерах социальных выплат.

Ранее в России действовала распределительная система пенсионного обеспечения, при которой взносы, собранные с работающего населения, предназначались для выплаты пенсий действующим пенсионерам. Этот механизм был известен как система солидарности поколений, поскольку нынешние работающие содержат современных пенсионеров, а в будущем сами будут зависеть от следующих поколений. Неэффективность этой системы стала особенно заметной на фоне текущей демографической ситуации. По данным Госкомстата России, население страны в начале 2016 года должно было составить от 130,3 до 147,2 миллиона человек, с основным увеличением группы людей старше трудоспособного возраста. Показатель демографической нагрузки, по прогнозам, вырастет с 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 трудоспособных в 2006 году до 696 в 2015 году.

Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предусматривают создание накопительных пенсионных систем, в которых взносы работников и работодателей аккумулируются, не расходуясь на выплаты действующим пенсионерам. Эти средства накапливаются, инвестируются и приносят доход до выхода на пенсию. В накопительной системе пожилые люди становятся независимыми от государства и молодого поколения, что исключает равенство пенсий, а экономика получает дополнительные ресурсы для долгосрочных инвестиций. Накопительный механизм часто сочетается с распределительным, но может полностью его заменить; управление пенсионными средствами может осуществлять как государство, так и частные компании, в том числе негосударственные пенсионные фонды.

Основные принципы перехода многих стран с распределительной системы на накопительную:

а) прямое соотношение между заработком и размером пенсии: деньги на пенсионных счетах являются личной собственностью граждан, а не государства, что повышает надежность пенсионного обеспечения;

б) мировая демографическая ситуация такова, что количество работающих на одного пенсионера становится все меньше;

в) накопительная система способствует повышению уровня сбережений в стране, что важно для экономического роста, особенно учитывая, что низкий уровень пенсий в России связан с состоянием экономики и производительностью труда.

Таким образом, десятилетнее развитие Пенсионного фонда привело к созданию стабильной системы пенсионного обеспечения населения, где задачей занимается специально созданный государственный институт, использующий только собственные средства, не входящие в малый бюджет. Эта система собирает статистические данные, необходимые для дальнейшего совершенствования пенсионного обеспечения и для прогнозирования необходимых средств для защиты уязвимых граждан.

С 1 января 2023 года начал функционировать Фонд пенсионного и социального страхования РФ (ФПСС), известный как Социальный фонд России. Этот фонд пришел на смену Пенсионному фонду (ПФР) и Фонду социального страхования (ФСС), которые прекратили свою деятельность.


Новый Социальный фонд России: Значение для населения

Объединение ПФР и ФСС в один фонд упрощает жизнь граждан, включая семьи с детьми, пенсионеров, инвалидов, а также предпринимателей и работников, трудящихся по трудовым и гражданско-правовым договорам. Теперь услуги, ранее предоставляемые двумя фондами, будут доступны в одном месте.

Через ФПСС граждане могут получать разнообразные виды поддержки от государства:

- Страховые пенсии по старости, инвалидности и на случай потери кормильца;

- Государственные социальные пенсии для разных категорий граждан, включая военнослужащих, ветеранов войны и госслужащих;

- Пенсионные накопления, включая накопительную и срочные выплаты;

- Федеральные социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;

- Социальные выплаты для ветеранов, инвалидов и граждан с федеральными льготами;

- Поддержка пострадавших от радиации и реабилитированных жертв политических репрессий;

- Компенсации на оплату проезда для пенсионеров-северян и на оплату полисов ОСАГО для инвалидов;

- Технические средства реабилитации и путевки на санаторно-курортное лечение;

- Родовые сертификаты и средства материнского капитала;

- Новые пособия для семей с детьми и беременных женщин;

- Пособия по временной нетрудоспособности и ряд других выплат.

Преимущества для населения:

1. Не все изменилось. Объединение фондов не затронуло сроки рассмотрения заявлений, а также правила назначения и выплаты пенсий и пособий. Граждане по-прежнему могут обращаться в привычные отделения социальной защиты, Пенсионного фонда или МФЦ, а также подавать заявления на портале госуслуг.

Объединение фондов не повлияло на размеры пенсий, пенсионные накопления и пенсионные баллы граждан. Чтобы проверить свои данные, можно заказать выписку о состоянии индивидуального лицевого счета на портале госуслуг, в клиентской службе фонда или МФЦ. Если в справке отсутствуют некоторые периоды трудовой деятельности, нужно подать заявление о зачет этих периодов с подтверждающими документами.

Получать выплаты стало проще. Раньше гражданам необходимо было обращаться в ПФР и ФСС, чтобы решить свои вопросы. Например, пенсию по инвалидности выплачивал ПФР, а средства реабилитации выдавал ФСС. Теперь все выплаты можно получить в одном месте по одному заявлению. При рождении ребенка автоматически создается сертификат на материнский капитал, а при достижении пенсионером 80-летнего возраста назначается доплата к пенсии.

Граждане, работающие по гражданско-правовым договорам, также стали иметь право на выполнение обязательного социального страхования и могут получать пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет. Размер пособия зависит от заработка по договору. Однако в 2024 году право на выплаты будут иметь только те, кто в 2023 году заключил гражданско-правовой договор и за которого работодатели уплатили взносы в ФСС. Если взносы не были оплачены, пособие можно будет получить только с 2025 года.

Преимущества для работодателей и индивидуальных предпринимателей:

Работодатели ранее отчитывались за сотрудников в ФСС, ПФР и ФОМС, и взносы выплачивали по разным реквизитам. Теперь они должны сдавать один отчет и формировать один платеж по взносам, а распределение средств будет осуществлять федеральное казначейство.

В отчете работодателя должны содержаться следующие данные:

Сведения о трудовой деятельности работников;

Даты и данные гражданско-правовых договоров;

Информация о страховом стаже и заработной плате;

Основания для досрочного назначения пенсии застрахованным лицам;

Данные о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию;

Сведения о начисленных взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Теперь работодатели не будут сдавать ежемесячные отчеты по форме СЗВ-М в ПФР, а передадут данные о заработке работников в налоговые органы. Ранее компании и ИП считали взносы по каждому виду страхования отдельно, а теперь с 2023 года действуют единые тарифы – 30% в пределах базы и 15,1% сверх базы. Льготные категории плательщиков поделены на группы с соответствующими ставками.

Объединение ПФР и ФСС создало для граждан более комфортные условия получения выплат, а работодатели избавлены от лишней работы по составлению множества расчетов и отчетов. Это упрощает работу бухгалтерии и кадровых служб, снижая риск бухгалтерских ошибок и необходимости штрафов.

Преобразования в социальной сфере позволили оптимизировать деятельность внебюджетных фондов и улучшить взаимодействие с участниками системы социальной защиты и социального обеспечения, включая граждан, получающих их услуги, благодаря централизации социальных выплат.

Эти изменения направлены на оптимизацию структуры и функций объединенных фондов, что позволит создать единую базу данных о застрахованных лицах и рисках, покрываемых государственным социальным страхованием. Это обеспечит общий обзор социальной защищенности граждан, повысит прозрачность страховой защиты и улучшит доступность социальных услуг для населения.

Цели и задачи Социального фонда

Социальный фонд обеспечивает выплату ежемесячных пособий и пенсий тем, кто не может самостоятельно обеспечить себя, включая пенсионеров. Средства используются для выплат социальных пенсий, компенсаций для инвалидов и пособий на детей до 6 лет, что подчеркивает его социальную значимость.

Основные задачи Социального фонда включают:

- Сбор и аккумулирование страховых взносов, а также финансирование расходов фонда;

- Привлечение добровольных взносов из физических и юридических лиц;

- Контроль за поступлением и распределением средств с участием налоговых органов;

- Назначение и выплата пенсий для 38,6 миллионов пенсионеров;

- Работа по взысканию средств с работодателей за причинение вреда работникам;

- Назначение социальных выплат отдельным категориям граждан.

- Также предполагается участие в программах социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Функции Социального фонда РФ:

Фискальная — аккумулирование средств для финансирования государственных мероприятий по пенсионному обеспечению.

Перераспределительная — обеспечение материальной поддержки граждан, нуждающихся в помощи.

Контрольная — мониторинг функционирования пенсионной системы и уровня материальной поддержки пенсионеров.

Работа Социального фонда как финансового института основана на перераспределении средств, установленных российским законодательством, в целях реализации государственных мероприятий пенсионного страхования.

Таким образом, создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ФПСС), стартовавшее 1 января 2023 года, стало важным шагом в реформировании системы социального обеспечения в стране. Объединение Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) позволило упростить получение помощи гражданами, обеспечив им доступ к пенсиям и социальным выплатам в одном месте и через "принцип одного окна".

Преимущества такого объединения включают автоматизацию процессов, проактивное оказание услуг, сокращение документооборота, а также возможность ведения единой базы данных. Это должно привести к более эффективному и оперативному распределению государственных пособий.

Однако с созданием нового фонда возникли и некоторые негативные аспекты, такие как ограниченность функционала и низкая степень самостоятельности фонда, что может повлиять на управление страховыми тарифами и информацию о социальных выплатах. Также, ожидается рост затрат на обеспечение безопасности данных граждан и изменение отчетности, что увеличит нагрузку на бухгалтерские службы.

Таким образом, несмотря на имеющиеся недостатки, новый Социальный фонд России направлен на улучшение качества жизни граждан, увеличивая доступ к социальным услугам и обеспечивая системы поддержки для нуждающихся. Однако для успешного функционирования и повышения доверия граждан к новым изменениям требуется продолжение работы над совершенствованием системы, поддержка добровольных форм социального страхования и активное взаимодействие с частными финансовыми институтами.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.