Опыт работы «Проектирование системы методической работы образовательной организации как условие обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №101
Шишкина Наталья Николаевна
Проектирование системы методической работы
образовательной организации
как условие обеспечения непрерывного
профессионального развития педагогических кадров
Миасс
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 |
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ……………………6 |
|
1.1. Понятие непрерывного профессионального развития в педагогической литературе …………………………………………………...6 |
|
1.2. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………………………………11 |
|
1.3. Подходы к проектированию……………………………………….….....19 |
|
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ..26 |
|
2.1. Общая характеристика системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МБДОУ № 100 г. Миасса…………....26 |
|
2.2. Проектирование системы методической работы в МБДОУ № 100 г. Миасса как условие обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров …………………………………………..33 2.3. Оценка эффективности методической работы в ДОУ………………..39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..42 |
|
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, творческих, самодостаточных. А это требует кардинального изменения концептуальной системы взглядов на профессиональное образование.
Реформа системы дошкольного образования, ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», предполагает целый ряд изменений и нововведений [34]. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [27, С. 21]. В 2018 году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя) [28].
Постановлением Правительства РФ государственная программа «Развитие образования» переводится на проектное управление с 2018 года. В новой редакции госпрограммы определены три основные цели: качество образования, доступность образования, онлайн-образование. [25].
Таким образом, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) – сложный системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы методической работы, требует максимальной поддержки и методического сопровождения педагогов, дает возможность реализации новых направлений в работе, предполагает поиск новых технологий и требует использования новых современных методов и форм. Что, в свою очередь, ставит перед дошкольным образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
В этой связи проблема обусловлена противоречием между:
– возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным ее использованием в практике ДОУ;
– необходимостью развития ДОУ в современных условиях и не разработанностью системы методической работы, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов;
– необходимостью расширения арсенала форм методической работы и неготовностью педагогов к внедрению новых технологий, неумение вести инновационную, экспериментальную и опытную работу, недостаточная активность в профессиональном развитии и передачи своего опыта работы.
Данные проблемы и противоречия обусловили выбор темы нашей итоговой работы «Проектирование системы методической работы образовательной организации как условие обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров».
Объектом нашей работы является непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров.
Предметом выступает процесс проектирования системы методической работы.
Цель нашей итоговой работы – спроектировать систему методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров.
Задачи:
Изучить понятие непрерывного профессионального развития в педагогической литературе, раскрыть сущность методической работы в дошкольном образовательном учреждении и подходы к проектированию.
Дать общую характеристику системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МБДОУ № 100 г. Миасса.
Спроектировать систему методической работы в МБДОУ № 100 г. Миасса как условие обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров.
Гипотеза: непрерывное профессиональное развитие будет успешным, если будет спроектирована система методической работы, которая будет включать:
– организацию методического сопровождения педагогов группой консультантов из числа педагогов обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать;
– формирование традиции наставничества;
– организацию мотивационной среды.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
Понятие непрерывного профессионального развития в педагогической литературе
Педагог, как и любой другой субъект общественной деятельности, должен заботиться о своем профессиональном и личностном развитии. Современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от человека приобретения новых знаний и навыков, повышение своей компетентности в том или ином вопросе. Педагог не исключение, ведь он является носителем информации, что подразумевает постоянное ее обновление.
По мнению Б.М. Бим-Бада, непрерывное образование – это организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни. Целью является развитие и становление личности в периоды её физического и социально-психологического созревания и стабилизации жизненных сил и способностей, а так же и в периоды угасания организма [5, с. 168]. Так же непрерывным образованием является образование, которое происходит на протяжении всей жизни и обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни [12, c. 155].
В нашем понимании непрерывное образование – это образование в течение всей жизни человека, постоянное обновление и дополнение уже существующих знаний, путем всестороннего развития личности и самообразования.
В современном контексте понимание сущности непрерывного образования позволяет выделить несколько его основных функции, а именно профессиональную, социальную, личностную.
Профессиональная функция обеспечивает развитие у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, а так же, формирование взрослым человеком новых профессиональных возможностей, увеличение его трудовой динамики.
Социальная функция помогает дополнить и обогатить процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с языком, культурой, новыми видами деятельности, общечеловеческими ценностями, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя грамотность взрослого человека в различных сферах.
Третья функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь [23].
Таким образом, для обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации непрерывное образование является ключевым из компонентов этого процесса.
Изменяющееся общество поставило новые задачи перед педагогическим образованием, а именно: а) повышение образовательного ценза общества, его гуманизация и гуманитаризация образования; б) подготовка специалистов, способных самостоятельно, с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения, владеющих научными навыками общения, а так же не только умело воспроизводить готовые методики для организации учебного процесса, но и творчески их перерабатывать, с целью создания своих собственных.
Содержание программы профессиональной подготовки современного педагога должна включать компетенции инновационной деятельности, т. к. в настоящее время от педагога требуются инновационные способности и готовность к восприятию и участию в инновационном поиске и реализации инноваций.
А. Чикеринг, специалист в области образования взрослых, описал 7 областей (векторов) развития, таких как: компетентность, фиксирование и достижение целей, способность устанавливать дружеские отношения, установление идентичности (чувства индивидуальной самотождественности), соединение всех социально-психологических свойств личности.
Непрерывность профессионального развития является необходимой для личностного индивидуального и профессионального опыта педагога. В связи с этим, в системе непрерывного образования, особое внимание необходимо уделить именно профессиональному развитию [1, с. 115-117].
Педагогическое образование является важнейшей частью образовательной системы, которое обеспечивает подготовку кадров для полноценного функционирования всей системы образования. Это положение доказывается так же тем, что в педагогическом образовании отражаются все процессы и стороны сферы образования, а так же потому, что качество и уровень подготовки педагогических кадров определяют перспективы развития образования в целом. Вместе с тем цели и функции педагогического образования являются производными от основной функции образования в обществе.
Происходящие в обществе социальные преобразования диктуют новые требования к профессиональной деятельности педагога его личности и способностям. Система образования постоянно развивается, в связи с этим новые социальные запросы делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. Поэтому педагог стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие учащегося, во многом зависит от профессионализма педагога.
Марковой А.К. обозначаются следующие блоки профессиональной компетентности учителя, а это:
а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
в) профессиональные психологические позиции, установки, которые требует от него профессия;
г) личностные особенности, которые обеспечивают успешное овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [10].
Исходя из требований современного общества, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога:
1 способ. Помощь методических объединений, отдельным педагогам в организации деятельности, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Методическая работа должна способствовать совершенствованию квалификации педагога, повышению компетентности.
2 способ. Курсы повышения квалификации являются действенным способом развития профессионализма педагога.
3 способ. Реализация различных форм педагогической поддержки.
4 способ. Самообучение и саморазвитие педагога и др.
Главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности. Это подразумевает обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их компетентности. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Повышение квалификации можно разделить на 3 вида, а именно краткосрочное (не менее 16 часов), тематические и проблемные семинары (ускоренное приобретение ЗУНов, необходимых для работы в новых условиях) и длительное (углубленное изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности педагога для обновления знаний или подготовки к выполнению новых профессиональных функций). Целью повышения квалификации является оптимизация педагогического процесса, профессиональный рост и постоянное совершенствование педагогов [33].
Повышение квалификации осуществляется также в процессе участия педагогов в разнообразной методической работе. Здесь решаются такие задачи, например: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в практику достижений педагогической науки; повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки педагогических работников; консультативная помощь в организации педагогического самообразования и др. Такая методическая работа может быть в виде:
– изучения и обсуждения нормативных документов, ФГОС, различных программ;
– обмена опытом между коллегами;
– представление и обсуждение собственных разработок, педагогических инноваций и др.
Педагогическое самообразование тоже может выступать формой повышения квалификации педагога. Условием продуктивной работы является деятельность педагога по личному плану самообразования, составленному на год и включающему следующие разделы:
– цели и задачи работы по самообразованию;
– участие в методической работе образовательного учреждения;
– посещение курсов повышения квалификации и проблемных семинаров, прохождение аттестации;
– изучение методической, психолого-педагогической и предметной литературы, нормативных документов;
– повышение общекультурного уровня (чтение художественной литературы, публицистики, посещения музея, театра, просмотр телепередач и др.);
– итоги работы по самообразованию.
Таким образом, профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования осуществляется как самим педагогом, так и обществом, которое диктует условия и предоставляет возможности для этого. Регуляция этого процесса происходит через нормативные документы, такие как Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 25 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155, Приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013г. №544н).
Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
Методическая работа в современном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с задачами и основными направлениями образовательной организации на основании нормативно-правовых документов. Целью методической работы является обеспечение высокого уровня образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Методическая работа является важным звеном системы непрерывного образования педагога. Организуя методическую работу, возможно в течение длительного времени изучать деятельность преподавателей, уровень их готовности к различным видам деятельности, что позволяет осмысленно содействовать повышению их профессиональной квалификации, управлять данной деятельностью с помощью создания определенных условий. По определению педагогического словаря, методическая работа – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их теоретического и общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и их профессионального мастерства. В настоящее время понятие методической работы обогащается. В частности, методическая работа – составная часть профессионально-педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты (разработки, конспекты, рекомендации), обеспечивающие педагогические и управленческие действия [6].
Предметом методической работы выступают не только средства профессионально-педагогической коммуникации (формы, методы, приемы, средства), но и содержание обучения (учебные материалы). Основными задачами методической работы являются следующие:
- изучение и внедрение передового педагогического опыта;
- ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня педагога;
- повышение профессионального мастерства педагога;
- включение педагога в инновационную деятельность.
Таким образом, система методической работы представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, действий, мероприятий различного характера и профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия, при этом уровень профессиональной квалификации персонала образовательных учреждений напрямую зависит от эффективности методической работы.
В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), которая имеет свою специфику.
Старшие воспитатели должны оперативно и эффективно реагировать на
запросы государственной образовательной политики. В соответствии с действующими документами в ДОУ формируется новая парадигма (образец, модель) организации методической работы, в основе которой лежат системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, в которых главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации [8].
Сущность понятия «Методическая работа» рассматривается многими
теоретиками и практиками дошкольного образования. По определению А.И.Васильевой, методическая работа в детском саду – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми.
Л.И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных на качественную педагогическую деятельность по разностороннему развитию детей.
По мнению Л.М.Волобуевой, методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений, навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального
Мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ[6].
К.Ю.Белая дает следующее определение: методическая деятельность –целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала коллектива, повышение качества эффективности педагогического процесса.
Таким образом, все исследователи делают акцент на том, что методическая работа (деятельность) – это основной путь повышения мастерства и профессиональной компетентности педагогов.
Изменения в содержании и организации дошкольного образования, практическая реализация компетентностного и системно-деятельностного подходов в обучении, использование современных образовательных технологий и средств, наличие вариативных программ, инновационная и экспериментальная деятельность – все это потребовало от методической работы ДОУ адаптации к изменениям, что повлекло за собой определение новых целей и задач [8] .
Цель методической работы – создание организационно-педагогических условий развития компетентного, конкурентоспособного, ответственного педагогического работника, готового к непрерывному профессиональному совершенствованию и мобильности, обеспечивающих качество и эффективность образовательной деятельности ДОУ.
Задачи методической работы:
- обеспечивать функционирование и развитие ДОУ, инновационный характер образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО,
- осуществлять научно-методическое, учебно-методическое, консультативное сопровождение участников образовательных отношений (педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ),
- организовывать всестороннюю поддержку (педагогическую, психологическую, методическую, правовую и др.) педагогических работников в решении задач профессиональной деятельности.
- формировать систему программно-методического обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования,
- способствовать удовлетворению информационных, учебно-методических, образовательных потребностей и повышению квалификации педагогических работников.
Методическую работу можно рассматривать по следующим основаниям:
- содержательному – информирование педагогических работников о результатах исследований в дошкольном образовании; ознакомление с правовыми, нормативными документами органов управления образованием; освещение положительного и эффективного педагогического опыта;
- организационному – на уровне ДОУ, муниципального методического центра, регионального учреждения дополнительного образования (ИПК, ИРО и др.);
- процессуальному – реализация в различных организационных формах [6].
С учетом внешних и внутренних факторов социального экономического развития определяются ведущие направления современной методической работы в ДОУ.
1. Аналитическая деятельность:
мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
создание базы данных о педагогических работниках;
изучение, анализ состояния и результатов методической работы в ДОУ, определение направлений ее совершенствования;
выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательной деятельности;
сбор и обработка информации о результатах освоения образовательной программы дошкольного образования в ДОУ;
изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта.
2. Информационная деятельность:
формирование банка педагогической информации правовой, научно-методической, методической и др.);
ознакомление педагогических работников с педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
ознакомление педагогических работников с опытом инновационной и экспериментальной деятельности;
информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии дошкольного образования, о содержании образовательных программ, новых учебников, об учебно-методических видеоматериалах, рекомендациях, нормативно-правовых документах;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
3. Организационно-методическая деятельность:
изучение запросов, методическое сопровождение педагогических работников и оказание им практической помощи в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
прогнозирование, планирование и организация квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
организация изучения и обобщения педагогического опыта педагогов-исследователей;
организация работы методических объединений педагогов и других форм методической работы;
участие в разработке авторских программ и технологий;
участие в разработке программы развития учреждения, образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО);
комплектование фондов программно-методического обеспечения дошкольного образования.
4. Консультационная деятельность:
организация консультаций участников образовательных отношений (педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников) по ФГОС ДО, ОП ДО;
популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
5. Мониторинговая деятельность:
о содержании и результатах образовательной деятельности учреждения и отдельных педагогов, характере их отражения в программе развития и ОП ДО;
о качестве образовательной подготовки воспитанников в системе ОП ДО;
о педагогической диагностике воспитанников;
о характере, состоянии и результатах разнообразной деятельности с детьми[6].
Содержание методической работы выстраивается по отношению:
а) к общей системе непрерывного образования, что предполагает изучение и анализ нормативно-правовых документов федерального, регионального и институционального уровней, современных исследований. В ДОУ система методической работы строится дифференцированно с использованием различных ее форм;
б) к педагогическому коллективу ДОУ, что предполагает направленность методической работы на формирование коллектива, владеющего современными образовательными технологиями и средствами образовательной деятельности, профессиональной, правовой и организационной культуры;
в) к конкретному педагогу, что проявляется в формировании индивидуальной, авторской эффективной системы образовательной деятельности в ДОУ [8].
В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим, изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации его развития и комплексного обучения (рис. 1).
Выбор формы и метода обучения педагогических работников зависит от его целей и возможностей ДОУ. Существуют следующие варианты:
1. Методы пассивного обучения – роль обучаемых сводится к восприятию информации. Используются лекции, видеоматериалы, наглядные пособия, печатные материалы и др.
2. Методы индивидуального активного обучения:
использование размещенной на сайте ДОУ справочной информации, а также заданий, кейсов;
обучение профессиональным навыкам работы с компьютером;
моделирование ситуаций (деловая игра, компьютерное моделирование).
3. Методы группового активного обучения:
дискуссии (групповое обсуждение темы);
ролевая игра (вовлечение в решение проблем на поведенческом уровне);
следование образцу поведения;
– наблюдение за эффективной коммуникацией, которую демонстрирует другой педагог, и подражание ему;
другие эффективные формы работы (методические объединения, семинары, мастер-классы, круглые столы, педагогическая мастерская, тренинги);
обучение с использованием видеоконференций, вебинаров;
участие в Интернет-сообществе педагогов.
Таким образом, в современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в ДОУ, которая имеет свою специфику, формируется новая парадигма организации методической работы, в основе которой лежат системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, в которых главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации. В следующем параграфе мы подробно рассмотрим подходы и сущность проектирования.
Подходы к проектированию
Слово «проект» (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в
толковом словаре русского словаря С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой
определяется как «замысел, план; разработанный план какого-либо
сооружения, механизма, устройства». Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза
какого-либо объекта, вида деятельности. Образовательный проект рассматривается как «совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».
Проект может рассматриваться как реалистический замысел о
желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и
конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие
проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это
ограниченная во времени деятельность, представленная в виде
мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и
достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых
результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная
необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного
мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.
«Проектирование» процесс создания проекта и его фиксация в
какой-либо внешне выраженной форме. Этот термин имеет техническое
звучание, но в настоящее время он также используется для обозначения
интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых
разнообразных типов.
Рассматривая метод проектов как дидактическую категорию следует иметь в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Метод проектов как педагогическая технология – совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой
своей сути.
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим
типологическим признакам:
- по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью
может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная
(практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;
- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной
области знания); межпредметный проект;
- по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий,
гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта):
- по характеру контактов (среди участников одного учебного
заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран
мира);
- по количеству участников проекта;
- по продолжительности выполнения проекта [35, 13-19].
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы состоит из следующих основных этапов.
I. Выдвижение гипотезы – развернутого предположения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективности методического процесса.
1. Выявление противоречий в педагогической практике ОУ на основе анализа внешней и внутренней образовательной ситуации.
2. Самоопределение в пространстве философии образования.
3. Определение основных педагогических принципов.
4. Формирование целей проекта.
5. Выдвижение основных идей проекта в общем виде.
II. Формирование концепции – руководящей идеи, ведущего замысла.
1. Определение цели развития методической системы на основе анализа существующей.
2. Выявление структурных элементов концепции как системы.
3. Анализ необходимых (кадровых, финансовых и др.) ресурсов, т. е. условий для реализации идей концепции.
4. Обеспечение взаимодействия методической службы с внешней средой.
5. Создание условий для развития методической системы.
III. Разработка модели – материально реализуемой системы, изучение которой дает нам новую информацию об объекте.
1. Разработка организационных форм, развивающих, воспитательных, педагогических технологий
2. Анализ педагогического коллектива (состава, уровня профессионального развития и т. д.)
3. Пересмотр штатного расписания.
4. Разработка профессиональной программы, циклограммы и др.
IV. Составление деятельностно-ресурсного плана.
1. Определение этапов методического процесса, сроков и исполнителей реализации проекта.
2. Прогнозирование промежуточных и конечных результатов.
3. Разработка содержания методической и управленческой деятельности.
4. Ресурсное обеспечение реализации проекта.
Совершенствование профессионального мастерства педагога в условиях реформирования образования предполагает переосмысление педагогом своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня воспитателю ДОУ. Помочь ему в этом, призваны методические службы разных уровней системы повышения квалификации.
Ведущие задачи методической службы:
• удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов;
• активизация профессионального потенциалавоспитателя;
• взращивание новых профессиональных потребностей, находящихся в зоне развития педагога [35].
Обеспечение мотивационных, научно-методических условий для включения воспитателей в творческий поиск по осознанному преобразованию собственной практики. Формами, реализующими эти задачи, явилось проведение «педагогических мастерских», семинаров, конференций, круглых столов, практикумов, деловых игр. С целью активизации аналитической исследовательской и продуктивной исследовательской и продуктивной деятельности воспитателей в системе повышения квалификации используются разнообразные формы и методы.
Так, в ходе курсовой подготовки, существенное значение приобретает увеличение удельного веса практических занятий, семинарских занятий по обмену опытом, самостоятельные творческие работы учителей. Хорошо принимаются воспитателями и дают положительные результаты деловые игры, включение в проектную деятельность, метод поиска решения проблемных ситуаций и т. д. Применение методов, позволяющих включать педагогов в активную деятельность по усовершенствованию своих знаний и умений, существенно повышает эффективность курсовой подготовки. Одной из важных составляющих методической работы является коллективная и индивидуальная деятельность в рамках единой методической темы ДОУ. Самой распространенной формой коллективной методической работы является методическое объединение воспитателей. Эта форма методической работы наиболее удобна при выявлении и ранжировании методом проблемного анализа затруднений, наиболее характерных для педагогов данного предмета или цикла, а также для коллективного поиска оптимального решения проблемы. Метод объединения и временные творческие группы являются также субъектами организационной структуры системы методической работы [35].
Существует такие формы методической работы, как психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции и педагогические чтения, которые постоянно востребованы педагогами в ходе их диагностической и прогностической деятельности. Индивидуальными организационными формами повышения квалификации являются наставничество, консультации. Наиболее часто они используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок. Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью кратковременной активизации аналитической и прогностической деятельности педагогов. Эти формы достаточно специфичны, чем объясняется отнесение их разными авторами то к формам, то к методам повышения квалификации.
Ролевые игры и мозговые атаки как формы адекватны эвристическому и проблемному методам методической работы при реализации образовательной функции. Одной из форм активного профессионального потенциала педагога являются семинары. Семинары – форма теоретических занятий, построенные на самостоятельной работе обучаемых с литературой. Ведущая цель – приобретение и углубление теоретических знаний, их уточнение, осмысление, формирование педагогического мышления и собственных убеждений. Получаемые в ходе подготовки к семинару умения направлены на обслуживание процесса приобретения знаний: умение работать с литературой, умение организовывать свой самостоятельный труд, умение оформить разными, способами полученный материал, написать конспект, реферат, аннотацию, рецензию и т. п., умение четко и лаконично представить и защитить свои идеи, вести дискуссию, полемику.
В следующей главе нашей итоговой работы, мы предпримем попытку спроектировать систему методической работы на примере МБДОУ № 100 г. Миасса.
Выводы по первой главе
Проведенный системный анализ понятий непрерывного профессионального развития в педагогической литературе, сущности методической работы в дошкольном образовательном учреждении и подходов к проектированию, позволил сделать ряд системообразующих выводов:
Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. Главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности.
В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в ДОУ, которая имеет свою специфику, формируется новая парадигма организации методической работы, в основе которой лежат системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, в которых главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации.
Метод проектов как педагогическая технология – совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой
своей сути. Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы состоит из следующих основных этапов.
1. Выдвижение гипотезы – развернутого предположения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективности методического процесса.
2. Формирование концепции – руководящей идеи, ведущего замысла.
3. Разработка модели – материально реализуемой системы, изучение которой дает нам новую информацию об объекте.
4. Составление деятельностно-ресурсного плана.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ В ДОУ
2.1. Общая характеристика системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МБДОУ № 100 г. Миасса
Рассмотрев теоретическое обоснование проблемы проектирования системы методической работы образовательной организации, как условие обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров, мы провели экспериментальную работу.
Цель экспериментальной работы: проверить состоятельность спроектированной системы методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров.
Экспериментальная работа осуществлялась нами на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 100 города Миасса, именуемого в дальнейшем МБДОУ № 100.
Предметом деятельности Учреждения является: реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, специальных коррекционных программ образовательных учреждений седьмого и восьмого вида.
Все педагоги имеют специальное педагогическое образование. В коллективе работают 19 педагогов.
Для состава педагогических работников характерна относительная стабильность. Основанием профессиональной квалификации педагогов является их образованность. В МБДОУ нет сотрудников со средним образованием, а только дипломированные специалисты со специальным средним и высшим (Таблица 1).
Таблица 1
Анализ профессионального уровня педагогических кадров
Педагогическая специальность
|
Всего работников |
Образование |
|||||
Высшее |
Незаконченное высшее |
Среднее специальное |
Среднее |
Доля работников с соответствующим образованием |
Отклонение к предыдущему году |
||
Заведующий |
1 |
1 |
|
|
- |
5,3 |
- |
Методист |
1 |
1 |
|
|
- |
5,3 |
- |
Воспитатель |
12 |
2 |
3 |
7 |
- |
63 |
- |
Учитель – логопед |
2 |
2 |
|
|
- |
10,5 |
- |
Музыкальный руководитель |
1 |
|
|
1 |
- |
5,3 |
- |
Инструктор по физ.воспитанию |
1 |
1 |
|
|
- |
5,3 |
- |
Педагог-психолог |
1 |
1 |
|
|
- |
5,3 |
- |
Итого: В % |
19 100 |
8 42,1 |
3 15,8 |
8 42,1 |
- - |
|
- - |
Выполнение педагогами своих функций зависит от их профессиональной квалификации. Все педагоги МБДОУ аттестованы (Таблица 2) и проходят курсы переподготовки (Таблица 3).
Таблица 2
Анализ квалификационного уровня педагогических кадров
Педагогическая специальность
|
Уровень квалификации кадров |
|||||
Без категории |
2-й категории |
1-й категории |
Высшей категории |
Всего аттестовано |
Отклонение к предыдущему году |
|
Заведующий |
|
|
1 |
|
1 |
- |
Старший воспитатель |
|
|
1 |
|
1 |
- |
Воспитатель |
|
3 |
8 |
1 |
12 |
- |
Учитель – логопед |
|
1 |
1 |
|
2 |
- |
Музыкальный руководитель |
|
|
|
1 |
1 |
- |
Инструктор по физическому воспитанию |
|
|
1 |
|
1 |
- |
Педагог-психолог |
|
|
1 |
|
1 |
|
Итого
|
- |
4 21,1% |
13 68,4% |
2 10,5% |
19 |
- |
Таблица 3
Анализ курсовой переподготовки
Название |
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В основе создания системы непрерывного образования педагогов МБДОУ № 100 г. Миасса легли следующие факторы:
инновационное содержание методической службы ДОУ;
статус базового учреждения для прохождения практики студентами педагогических ВУЗов и педагогического колледжа;
переход работы ДОУ в режим развития;
наличие командного духа за счет высококвалифицированных и мобильных педагогов.
Система работы включает в себя интегрированный подход к организации
непрерывного образования и альтернативные формы повышения квалификации. Ежегодно при планировании годовых задач предусматриваются задачи по совершенствованию профессиональной компетенции педагогов.
В МБДОУ № 100 используются следующие формы повышения квалификации:
курсы повышения квалификации;
методические объединения педагогов по направлениям;
методические мероприятия ДОУ (педсоветы, малые педсоветы);
заочное обучение в ВУЗе;
дистанционные курсы повышения квалификации;
участие в образовательном форуме;
заочные семинары в ДОУ.
«Оценки качества профессиональной деятельности»
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации. Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов выделено 3 критерия:
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности (Приложение 1).
Результативность образовательного процесса (Приложение 2).
Индикатор |
Наименование методики
|
Ответственный |
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования
|
||
Использование современных образовательных технологий.
|
Наблюдение за педагогической деятельностью
|
Методист |
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности
|
||
Участие в творческой группе по проблемам дошкольного образования.
|
Форма фиксации карта наблюдений
|
Методист |
Осуществление самообразования
|
Анкетирование, тестирование, самооценка, беседа
|
Методист |
Результативность образовательного процесса |
||
Обобщение и презентация педагогического опыта.
|
Форма фиксации (карта наблюдений)
|
Методист |
Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей).
|
Анкетирование беседа
|
Методист |
Профессиональная деятельность педагогов оценивается по 5-балльной шкале. На основе полученных данных каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий.
В нашем исследование участвовали 19 педагогов. Теоретической основой констатирующего этапа эксперимента явились:
Тест «Выявление профессиональных качеств работников» (Приложение 1).
Тест «Мотивация успеха» (Приложение 2).
Анкетирование «Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса» (Приложение 3).
Обобщив результаты тестов по выявлению профессиональных качеств и мотивации работников, мы можем сделать общий вывод, что большинство педагогов хорошие исполнители, знающий свое дело, но чтобы стать профессионалом, им необходимо проявить инициативу, активизировать свой творческий потенциал, средняя мотивация у большинства педагогов, стремление к цели приходит в форме приливов и отливов. (Рис.1.) и (Рис.2.)
Рис.1. Диаграмма выявления профессиональных качеств работников (констатирующий этап).
Рис.2. Диаграмма выявления мотивации работников
(констатирующий этап)
Из результатов анкетирования «Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса» видно, что одним из значимых критериев успешности работы ДОУ родители считают создание комфортных условий в группе и желание ребенка ходить в детский сад (95% и 91%). Большинство родителей удовлетворены компетентностью педагогов (79%) и взаимоотношением педагога с ребенком(91%) и признают детский сад
оптимальной формой приобретения ребѐнком личного опыта перед
поступлением в школу. Качеством предоставляемых образовательных услуг
удовлетворены полностью 89% опрошенных родителей, что позволяет нам
сделать вывод о высоком уровне компетентности нашего ДОУ.
Кроме того, в результате анкетирования были выявлены различные
позиции родителей о взаимодействии ДОУ с семьей.
Наиболее эффективными формами работы ДОУ с семьями (по мнению
опрошенных родителей) является: индивидуальные консультации (59, 6%),
родительские собрания(43%) и совместные мероприятия (53%). Эффективными
формами воспитания и образования детей в дошкольном учреждении, по
мнению респондентов, является непосредственно сама образовательная
деятельность(78 %).
Таким образом, общая характеристика системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МБДОУ № 100 г. Миасса позволил сделать вывод о том, что система является неэффективной потому, что она функционирует, но не развивается. ФГОС ДО выдвигает новые требования к результату образования, что требует от педагога применения новых форм и методов организации образовательного процесса. Зачастую новая деятельность противоречит в самой своей сути той, которую привыкли каждодневно осуществлять педагоги нашего ДОУ. И они пытаются действовать традиционно, лишь слегка подкорректировав действия. Курсы повышения квалификации проходят своевременно, согласно графику, но не осознано – для галочки. А мы знаем, что главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности.
В связи с этим мы спроектировали систему методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие на основе расширения арсенала форм методической работы, позволяющих подготовить педагогов к внедрению новых технологий, повысить умения вести инновационную, экспериментальную и опытную работу, повысить активность в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
2.2. Проектирование системы методической работы в МБДОУ № 100 г. Миасса как условие обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических кадров
Пояснительная записка к проекту, методической работы МБДОУ № 100 г. Миасса по обеспечению профессионального развития педагогических кадров
Проблема готовности педагогов к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям современного общества, является одной из ключевых проблем эффективного и развивающего обучения и воспитания детей в учреждениях общественного дошкольного образования.
Одним из важнейших преобразований в системе дошкольного образования является введение федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного образования. Федеральные государственные стандарты предъявляют высокие требования к уровню психологической и педагогической компетентности участников образовательного процесса, ориентируют педагогическое сообщество на реализацию программ, построенных на психологических основаниях, предполагающих профессиональный и личностный рост педагогов.
Изменение парадигмы педагогического образования означает не только переориентацию базового профессионального образования с педагогического
на психолого-педагогическое, но и необходимость непрерывного повышения
квалификации педагогов в процессе профессиональной деятельности. Это предполагает непрекращающееся обучение, ориентированное на развитие самих педагогов, овладение развивающими технологиями, которые позволят учитывать особенности и всестороннее раскрывать интеллектуальный и личностный потенциал воспитанников.
Перечислим факторы, обусловливающие необходимость содержательной
модернизации системы образования, и в этой связи обозначим потребность в
непрерывной психолого-педагогической подготовке современного педагога. Это:
глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;
диверсификация системы дошкольного образования;
изменения задач образовательного учреждения и роли педагога (ориентация на социализацию детей);
возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья детей;
информатизация общества, вследствие чего педагог перестает быть единственным источником информации для воспитанников, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;
социализация детей, происходящая внутри образовательного учреждения и вне его.
Вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, в целом совершенствование системы повышения квалификации является еще одним из психологических аспектов обеспечения процесса реализации ФГОС.
Реализация проекта по направлению: обеспечение непрерывного
профессионального развития педагогических кадров
1. |
Цель проекта |
расширение арсенала форм методической работы, позволяющих подготовить педагогов к внедрению новых технологий, повысить умения вести инновационную, экспериментальную и опытную работу, повысить активность в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы.
|
|
Задачи проекта |
-создать и внедрить группу консультантов из числа педагогов обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать; -разработать и внедрить систему наставничества; -создание и внедрение программы по самообразованию; -внедрение портфолио, как средства профессионального развития педагога.
|
3. |
Необходимые ресурсы для реализации проекта и источники их привлечения Финансовые Материально-технические Кадровые Информационные Программно-методические Другие |
Технические средства обучения: проектор, ноутбук, экран, принтер, видеокамера, фотоаппарат.
Медиатека: необходимый дидактический материал; учебно-методическая литература и подписные методические издания.
|
4. |
Организационная структура управления реализацией проекта |
Первый уровень обеспечивает заведующий. На втором уровне управление осуществляют методист и психолог
|
5. |
Механизмы реализации проекта |
1 этап: Подготовительный (март 2018) – тестирование с целью выявления педагогов обладающих умениями анализировать, обобщать, проектировать; определение наставников; разработка плана работы наставника с молодым специалистом; разработка плана работы по самообразованию.
2 этап: Деятельностный (апрель 2018-сентябрь 2018) – непосредственная работа группы консультантов; оказание методической помощи молодым специалистам; работа педагогов по плану самообразованию; составление педагогами портфолио.
3 этап: Аналитический (октябрь 2018) - подведение итогов проекта |
6. |
Возможности использования механизмов социального партнерства и государственно-общественного управления |
ЧГПУ, филиал в г. Миасс, ГБПОУ «Миасский педагогический колледж», ГБОУ ДПО ЧИППКРО
|
7. |
Сроки реализации проекта |
с марта 2018 по октябрь 2018)
|
8. |
Показатели эффективности реализации проекта |
-увеличение арсенала форм методической работы -увеличение количества педагогов умеющих вести инновационную, экспериментальную и опытную работу -оценки качества профессиональной деятельности |
9. |
Предполагаемые эффекты реализации проекта |
-функционирование в ДОУ группы консультантов; -возрождение традиции наставничества; -повышение активности самообразования; -наличие портфолио у каждого педагога;
|
«Группа консультантов для сопровождения педагогов»
В организации методического сопровождения педагогов по внедрению
Инновационных форм, технологий создана «Группа консультантов» из числа педагогов, обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать. Основная задача группы заключается не в том, чтобы незамедлительно оказать прямую помощь педагогу в преодолении определенных трудностей, а в том, чтобы направить к самостоятельному решению возникшей проблемы.
Функции «группы консультантов»:
совместно с методистом разрабатывает структуру организации внедрения технологий, инновационных форм, план работы методических мероприятий на учебный год;
оказывает консультативную и методическую помощь педагогам по вопросам организации и внедрения;
помогает в обработке и редактировании методических разработок;
формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных мероприятий;
подводит итоги, представляя результаты на ежемесячных открытых дискуссиях в ДОУ по реализации технологий;
участвует в составлении аналитических справок и отчетов, мониторинги результатов деятельности.
«Наставничество»
В дошкольном учреждении определена система по формированию традиций наставничества, при поддержке которой молодой педагог постепенно овладевает искусством общения, начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.
Направления:
демонстрация опыта работы наставника и других коллег;
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
изучение нормативно-правовой документации;
помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
применение форм и методов в работе с детьми;
организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;
механизм использования дидактического и наглядного материала;
углубленное изучение инновационных технологий;
общие вопросы организации работы с родителями.
«Самообразование»
Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. На основании накопленных материалов педагогом проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки программы самообразования на следующий год.
Систематическая работа по самообразованию позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности педагога и позволяет обобщать и представлять на высоком уровне опыт работы в педагогическом сообществе, использовать результаты деятельности при аттестации.
Направления методической деятельности по самообразованию педагогов:
помощь педагогу в выборе темы;
сопровождение педагога по теме самообразования;
рекомендации по теме;
представление результатов работы (педсовет, конференции, интернет - ресурсах и. др.).
План работы педагога по самообразованию:
Выбор темы. Ее теоретическое изучение, изучение имеющего опыта работы педагогов.
Сроки реализации.
Использование полученных теоретических знаний на практике.
Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер-классы и т.д.
Оформление наработанных материалов.
«Портфолио педагога»
Демонстрация успешности педагога как личности и профессионала, учет результатов, достигнутых педагогам в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной; систематизация опыта, накопленная специалистом, его знания, способ фиксации и накопления достижений осуществляется в индивидуальной папке педагога, в которой фиксируются, накапливаются индивидуальные достижения и достижения его воспитанников за определенный период времени.
Структура:
Титульный лист: наименование ДОУ, Ф.И.О. педагога, должность.
Сведения об образовании (копия диплома).
Сведения о повышении квалификации (копии сертификатов).
Сведения о награждениях, поощрениях (грамоты).
Информация об участии в методической работе за учебный год.
Маршрут развития (планирование методических мероприятий на разных уровнях на следующий учебный год).
Участие в конференциях, семинарах, городских методических объединениях, педагогических чтениях (сертификаты подтверждающие участие)
Участие в конкурсах, смотрах с воспитанниками (сертификаты подтверждающие участие).
Участие в профессиональных конкурсах (сертификаты подтверждающие участие).
План работы по самообразованию.
Информационные папки педагогов хранятся в методическом кабинете, педагоги в течение учебного года их пополняют, в мае месяце фиксируют результаты об участие за год в информационном листе, анализируют, сопоставляют с тем, что планировали. Результаты деятельности обсуждаются индивидуально с каждым педагогом методистом. Совместно определяется маршрут развития на следующий учебный год с учетом достижений, потребностей педагога.
2.3. Оценка эффективности методической работы в ДОУ
Выводы по второй главе
Проведенный анализ системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МБДОУ № 100 г. Миасса позволил сделать вывод о том, что система является неэффективной потому, что она функционирует, но не развивается. ФГОС ДО выдвигает новые требования к результату образования, что требует от педагога применения новых форм и методов организации образовательного процесса. Зачастую новая деятельность противоречит в самой своей сути той, которую привыкли каждодневно осуществлять педагоги нашего ДОУ. И они пытаются действовать традиционно, лишь слегка подкорректировав действия. Курсы повышения квалификации проходят своевременно, согласно графику, но не осознано – для галочки. А мы знаем, что главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности.
В связи с этим мы спроектировали систему методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие на основе расширения арсенала форм методической работы, позволяющих подготовить педагогов к внедрению новых технологий, повысить умения вести инновационную, экспериментальную и опытную работу, повысить активность в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы:
создание группы консультантов;
наставничество;
самообразование;
портфолио.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Нововведения не всегда с энтузиазмом воспринимаются большинством воспитателей. Спектр проблем, стоящих перед современным воспитателем широк: от него требуется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную деятельность, обеспечивая конкурентоспособность и успешность. Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала. Поэтому проблема непрерывного профессионального развития педагогических кадров
приобретает особую значимость.
Мы предприняли попытку исследования системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 100 города Миасса на основании теоретических положений и выводов, подкрепленных аналитическими данными.
Так, в главе 1 «Теоретические аспекты непрерывного профессионального развития педагогов» особое внимание уделено изученности: понятий непрерывного профессионального развития в педагогической литературе, сущности методической работы в дошкольном образовательном учреждении и подходов к проектированию. Проведенный системный анализ понятий непрерывного профессионального развития в педагогической литературе, сущности методической работы в дошкольном образовательном учреждении и подходов к проектированию, позволил сделать ряд системообразующих выводов:
Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности. Главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности.
В современных условиях развития российского образования особое значение приобретает методическая работа с педагогами в ДОУ, которая имеет свою специфику, формируется новая парадигма организации методической работы, в основе которой лежат системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, в которых главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации.
Метод проектов как педагогическая технология – совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой
своей сути. Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы состоит из следующих основных этапов.
1. Выдвижение гипотезы – развернутого предположения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективности методического процесса.
2. Формирование концепции – руководящей идеи, ведущего замысла.
3. Разработка модели – материально реализуемой системы, изучение которой дает нам новую информацию об объекте.
4. Составление деятельностно-ресурсного плана.
В главе 2 «Проектирование методической работы в ДОУ» проведенный анализ системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МБДОУ № 100 г. Миасса позволил сделать вывод о том, что система является неэффективной потому, что она функционирует, но не развивается. ФГОС ДО выдвигает новые требования к результату образования, что требует от педагога применения новых форм и методов организации образовательного процесса. Зачастую новая деятельность противоречит в самой своей сути той, которую привыкли каждодневно осуществлять педагоги нашего ДОУ. И они пытаются действовать традиционно, лишь слегка подкорректировав действия. Курсы повышения квалификации проходят своевременно, согласно графику, но не осознано – для галочки. А мы знаем, что главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности.
В связи с этим мы спроектировали систему методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие на основе расширения арсенала форм методической работы, позволяющих подготовить педагогов к внедрению новых технологий, повысить умения вести инновационную, экспериментальную и опытную работу, повысить активность в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы:
создание группы консультантов;
наставничество;
самообразование;
портфолио.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Данная работа не исчерпывает всей полноты проблемы непрерывного профессионального развития педагогических кадров. Дальнейшие ее исследование может быть продолжено в направлении разработок трансляции эффективного педагогического опыта, как средство
повышения квалификации педагога.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Балева В.В. Профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 58-61.
Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.-М.: Педагогическое общество России, 2008.
Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.
Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация/Под общ.ред. С.Р.Филонович.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. С.317
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
Борисенкова Л. И. Аспекты организации методической работы в образовательном учреждении г.Смоленск, 2017
Васильева А.И., Батурина Л.Н., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ «Издательство» «АЙРИС – пресс», 2008 -192с.
Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддъяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 2009.
Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В.А. Демин //Мониторинг образовательного процесса. – 2000 – № 4 – С. 35-39.
Денякина Л. Педагогическая диагностика как движущая сила развития образовательного учреждения. - Минск. 2000.
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.:
Академия, 2008.
Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2.
Иванов Д., Тубельский А. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок// Вопросы методологии. - 1992. - №1-2. - С. 84-93
Инновации в российском образовании: Дошкольное образование. – М.:МГУП, 2001.
Кокорина С. Н., Трансляция эффективного педагогического опыта как средство повышения квалификации педагога // ГБПОУ ДТБТ Методический вестник, 2018. - №18, - С. 3-6.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: теория и основы педагогического мастерства. –М.: Академия, 2003.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ /М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012 128с.
Мурашов А.А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие, успех.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. – М.: Институт психологии, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении: М.:АРКТИ, 2005.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М.: Профиздат, 2008.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М: ACADEMA, 2005.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Праздникова Г.З. Механизмы и формы трансляции лучших педагогических практик //Методист. 2012. №1. - С.25-28.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", С. 21
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
(ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2008.
Сергеева В.П. Проектно-организаторская деятельность учителя в
воспитательной деятельности. – М., 2008
Современная городская школьная медиатека (Модель технического
оснащения и возможные формы организации работы): Методические
рекомендации / Ястребцева Е.Н.
Творогова Н. Д. Психология управления. Практикум. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 496 с.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 448 с
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» (последняя редакция от 29.12.2017, новый с изменениями на 2018 год)
Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
Приложение 1
«Выявление профессиональных качеств работников»
1. Чем является Ваша профессия для Вас?
а) Источником вдохновения.
б) Одним из средств к существованию.
в) Была бы возможность, я бы сменил специальность.
2. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Только сложившиеся обстоятельства помогали мне достичь положения, соответствующего моим возможностям».
а) Да, полностью.
б) Частично.
в) Нет.
3. Новая информация – это для меня предмет первой необходимости.
а) Да, именно так.
б) Иногда информация действительно бывает нужна.
в) Все новое – хорошо забытое старое, не столь уж она и важна.
4. Нельзя производить низкосортную продукцию, даже если она имеет сбыт.
а) Да, придерживаюсь этой точки зрения.
б) В некоторых случаях это просто необходимо.
в) Если сбыт имеется – продукция необходима, несмотря на ее качества.
5. Стараетесь ли Вы прибавить к своему послужному списку новые навыки, приобретенные Вами, новые оконченные курсы, достигнутые цели?
а) Да, всегда стараюсь приобрести что-то новое.
б) Если это не требует больших усилий.
в) Нет.
6. Желали бы Вы повысить свой профессиональный уровень?
а) Да, в любом случае.
б) Не задумывалась.
в) Нет, так как это требует много затрат и усилий.
7. Хороший работник – это тот, кто…
а) Обладает творческой интуицией.
б) Является хорошим исполнителем.
в) Не прекословит начальству.
8. Каковы Ваши перспективы по данной специальности?
а) Возможность профессионального роста.
б) Высокий заработок.
в) Перспектив не наблюдаю.
КЛЮЧ К ОТВЕТАМ: «а» – 3 балла; «б» – 2 балла; «в» – 1 балл.
1 – 9 баллов. Возможно, Вы не слишком удовлетворены Вашей профессией и вследствие этого у Вас нет стремления к чему бы то ни было по отношению к работе.
10 – 17 баллов. Вы хороший исполнитель, знающий свое дело, но чтобы стать профессионалом, Вам необходимо проявить инициативу, активизировать свой творческий потенциал.
18 – 24 балла. Вы в прямом смысле профессионал, стремящийся в полной мере реализовать себя на рабочем месте. Для Вас характерен творческий подход, предприимчивость, изобретательность и способность гибко реагировать на изменения в ситуации. Стремление к собственному росту и развитию делает Вас незаменимым работником.
Приложение 2
Тест «Мотивация успеха»
Инструкция: творчество любого из вас нередко зависит от осознания необходимости деятельности. Что побуждает нас творить? Искренне ответьте «да» или «нет» на приведенные ниже утверждения, и, возможно, вы поймете, насколько мотивация успеха влияет на ваши творческие устремления.
1 Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу выполнить задание на все 100%.
2 Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту.
3 Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
4 Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
5 В некоторые дни мои успехи ниже средних.
6 По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
7 Я более доброжелателен, чем другие.
8 Когда я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
9 В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
10 Усердие – это не основная моя черта.
11 Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
12 Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
13 Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
14 Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
15 У меня очень легко вызвать честолюбие.
16 Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
17 Иногда я откладываю то, что должен был сделать немедленно.
18 Нужно полагаться только на самого себя.
19 В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
20 Я менее честолюбив, чем многие другие.
21 В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
22 Когда я расположен к работе, то делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
23 Мне проще и легче общаться с людьми, которые упорно работать.
24 Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
25 Мне приходиться выполнять ответственную работу чаще, чем другие.
26 Когда мне приходится принимать решения, я стараюсь делать это как можно лучше.
27 Мои друзья иногда считают меня ленивым.
28 Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
29 Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
30 Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты.
31 Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
32 Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
33 Когда я уверен, что стою на верхнем пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть
до крайних мер.
Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1-4,6-9, 12-15, 18,19, 21-
26, 28, 30, 33;
И за каждый ответ «нет» на вопросы 5, 10, 11, 16, 17, 20, 27, 29, 31, 32
Больше 27 баллов. У вас сильная мотивация к успеху, вы упорны в достижении цели, готовы преодолеть любые препятствия.
От 15 до 27 баллов. У вас средняя мотивация к успеху, как и у большинства людей. Стремление к цели приходит к вам в форме приливов и отливов. Порой вам хочется все бросить, так как вы считаете, что цель, к которой вы стремитесь, недостижима.
Меньше 15 баллов. Мотивация к успеху у вас слабая. Вы довольны собой и своим положением, на работе (учебе) не говорите. Вы убеждены, что независимо от ваших усилий все пойдет своим чередом.
Приложение 3
Анкетирование «Удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса»
Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы. Ваши ответы
помогут нам определить уровень удовлетворенности работой
образовательного учреждения и педагогического коллектива.
Почему Вы обратились за помощью к данному детскому саду в |
- отсутствуют другие возможности; |
- считаю детский сад лучшим; |
- хорошие педагоги; |
- хорошая подготовка детей к школе. |
Удовлетворены ли Вы условиями содержания детей в детском саду? |
- довольны; |
- затрудняюсь ответить; |
- не довольны. |
С удовольствием ли Ваш ребенок идет в детский сад? |
- да; |
- по настроению; |
- нет. |
Удовлетворены ли Вы воспитанием ребенка в детском саду? |
- да; |
- затрудняюсь ответить; |
Удовлетворены ли Вы отношением ребенка с педагогами? |
- да; |
- нет. |
- затрудняюсь ответить; |
Удовлетворены ли Вы оказываемыми образовательными услугами? |
- да, полностью; |
- частично; |
- не доволен. |
Соответствуютливоспитателиданногоучреждения Вашему |
- да, полностью; |
- частично; |
- не доволен. |
- затрудняюсь ответить |
Свободно ли Вы обращаетесь за советом к воспитателям, специалистам |
- да; |
- нет. |
Какую информацию Вы узнаете от педагогов: |
- об образовательном процессе; |
- о целях и задачах воспитания и обучения детей |
- о режиме работы; |
- о питании; |
- о тематических мероприятиях |
- о возможных профилактических мероприятиях; |
- об оздоровлении и физическом развитии. |
- о подготовке ребенка к школе; |
- о ежедневных достижениях ребенка; |
- негативную информацию о ребенке; |
- совсем не получаю информацию. |
Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вы получаете информацию об |
- в беседе с педагогом; |
- в беседе со специалистом ДОУ; |
- через информационный стенд; |
- через консультативный пункт; |
- на сайте ДОУ; |
- в ходе собрания; |
- не получаю никакой информации. |
Укажите наиболее эффективные формы работы с родителями: |
- родительские собрания; |
- индивидуальные консультации; |
- посещение занятий; |
- тренинги, мастер-классы, семинары; |
-совместныемероприятия:праздники,досуги, |
На ваш взгляд, наиболее эффективные формы воспитания детей в ДОУ – |
- НОД; |
- беседы; |
- формы работы с участием родителей ( тренинги, мастер- |
- праздники. |