Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы
Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях системы Департамента образования
города Москвы
Гончарова Олеся Леонидовна,
кандидат педагогических наук, педагог-психолог, преподаватель психологии высшей квалификационной категории,
ГБОУ СПО города Москвы Политехнический колледж № 31
Согласно Инструктивному письму Департамента образования города Москвы № 2-30-20 от 09.09.2003 г. в целях упорядочения работы педагога-психолога, определения её места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки её эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, были введены следующие формы документация:
Формы учёта деятельности и отчётности педагога-психолога образовательного учреждения – являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат данные о проведённой работе, основные проблемы, по которым обращались к педагогу-психологу или в соответствующее подразделение психологической службы, научно-методические средства, применявшиеся педагогом-психологом в работе, качественную характеристику проведённой работы.
Перечень документации:
годовой план работы;
график работы на неделю;
журнал учёта проведённой работы;
программы и методы работы;
аналитический отчёт.
II. Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы. Основной формой этой документации является психологическая карта.
Рассмотрим более подробно документацию по деятельности педагога-психолога:
Годовой план работы – документ, в котором запланированы мероприятий, осуществляемые педагогом-психологом по всем направлениям деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа) в течение учебного года.
При составлении годового плана работы педагогу-психологу необходимо учитывать цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения.
Годовой план работы педагога-психолога должен быть согласован и утверждён администрацией образовательного учреждения.
Форма годового плана работы
Даты проведения |
Вид работы |
С кем проводится работа |
Ответственный |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
График работы на неделю – представляет собой документ, в котором педагогом-психологом ведётся запись направлений деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа) в течение недели.
Форма графика работы на неделю
День недели |
Часы |
Вид деятельности |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Журнал учёта проведённой работы – документ, в котором фиксируются подробно мероприятия, проводимые педагогом-психологом по всем направлениям деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа) в течение учебного года. Журнал учёта проведенной работы является документом, на основании которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении. На основании журнала учёта проведённой работы в конце учебного года составляется аналитический отчёт.
Форма журнала учёта проведённой работы
Дата, часы работы |
Содержание работы |
По чьей инициативе проведена работа |
Участники |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Программы и методы работы. Это программы и методы диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной, профилактической, просветительской работы, которые педагог-психолог использует в своей повседневной работе.
Программа включает в себя:
пояснительную записку, предусматривающую раскрытие актуальности, целей и задач, определяющих продолжительность, возрастные категории, ожидаемые результаты;
содержание программы (тема занятия, краткая аннотация содержания занятия, количество часов);
описание занятий (подробно расписывается ход каждого занятия);
список используемой литературы (указывается литература, которую использовал автор при составлении программы и которую могут использовать, те с кем проводились занятия по этой программе).
Программа, составленная педагогом-психологом должна иметь рецензии: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя рецензия даётся специалистом (руководитель психологической службы, педагог-психолог) образовательного учреждения, в котором работает сам педагог-психолог. Внешняя рецензия даётся специалистом в области психологии, не работающим в данном образовательном учреждении. В рецензиях указывается актуальность программы, практическая значимость, рекомендации по использованию.
Педагог-психолог может использовать готовые программы, а так же тренинги, в этом случае надо указывать автора, название программы, тренинга.
Методы, используемые педагогом-психологом в работе, указываются в протоколах индивидуальной, групповой работы. Обязательно делается ссылка, откуда взяты методы.
Аналитический отчёт – документ, в котором отражаются количественные данные о проведённой работе педагога-психолога в течение учебного года по всем направлениям деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа), анализ основных проблем, по которым обращались к педагогу-психологу, обеспеченность их решения научными, методическими средствами, основные трудности в работе педагога-психолога, перспективные направления работы на следующий учебный год.
Психологическая карта – документ, который содержит всю информацию на человека (личные сведения, данные о семье, медицинские показатели, социально-психологические, педагогические показатели, психологические показатели), протоколы, заключения, рекомендации. Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу.
Психологическая карта содержит:
Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.
В протоколе фиксируется:
дата и время работы;
основания для работы;
формы работы;
вывод;
перспективы дальнейшей работы.
Рекомендации, данные о выдаваемых рекомендациях.
Название программ, по которым проводилась работа.
Письменные заключения, предоставляемые педагогом-психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.
При проведении консультативной, развивающей и коррекционной работы, педагогу-психологу необходимо вести протоколы индивидуальной, групповой работы, оформлять заключения, рекомендации по результатам диагностической, консультативной работы, коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, мы рассмотрели основную документацию по деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, ведение которой является обязательным для всех педагогов-психологов.
ЛИТЕРАТУРА:
Сборник методических материалов для организации работы педагогов-психологов колледжей. Ч. 1. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012. – 72 с.
Сборник методических материалов для организации работы педагогов-психологов колледжей. Ч. 2. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2013. – 128 с.