Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы

6
0
Материал опубликован 25 October 2016 в группе

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях системы Департамента образования

города Москвы

Гончарова Олеся Леонидовна,

кандидат педагогических наук, педагог-психолог, преподаватель психологии высшей квалификационной категории,

ГБОУ СПО города Москвы Политехнический колледж № 31

Согласно Инструктивному письму Департамента образования города Москвы № 2-30-20 от 09.09.2003 г. в целях упорядочения работы педагога-психолога, определения её места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки её эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, были введены следующие формы документация:

Формы учёта деятельности и отчётности педагога-психолога образовательного учреждения – являются основой для контроля и оценки деятельности педагога-психолога со стороны администрации и содержат данные о проведённой работе, основные проблемы, по которым обращались к педагогу-психологу или в соответствующее подразделение психологической службы, научно-методические средства, применявшиеся педагогом-психологом в работе, качественную характеристику проведённой работы.

Перечень документации:

годовой план работы;

график работы на неделю;

журнал учёта проведённой работы;

программы и методы работы;

аналитический отчёт.

II. Рабочие материалы педагога-психолога. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы. Основной формой этой документации является психологическая карта.

Рассмотрим более подробно документацию по деятельности педагога-психолога:

Годовой план работы – документ, в котором запланированы мероприятий, осуществляемые педагогом-психологом по всем направлениям деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа) в течение учебного года.

При составлении годового плана работы педагогу-психологу необходимо учитывать цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения.

Годовой план работы педагога-психолога должен быть согласован и утверждён администрацией образовательного учреждения.

Форма годового плана работы

Даты проведения

Вид работы

С кем проводится

работа

Ответственный

Примечания

1

2

3

4

5

         

График работы на неделю – представляет собой документ, в котором педагогом-психологом ведётся запись направлений деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа) в течение недели.

Форма графика работы на неделю

День недели

Часы

Вид деятельности

Примечания

1

2

3

4

       

Журнал учёта проведённой работы документ, в котором фиксируются подробно мероприятия, проводимые педагогом-психологом по всем направлениям деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа) в течение учебного года. Журнал учёта проведенной работы является документом, на основании которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении. На основании журнала учёта проведённой работы в конце учебного года составляется аналитический отчёт.

Форма журнала учёта проведённой работы

Дата,

часы

работы

Содержание

работы

По чьей

инициативе

проведена

работа

Участники

Примечания

1

2

3

4

5

         

Программы и методы работы. Это программы и методы диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной, профилактической, просветительской работы, которые педагог-психолог использует в своей повседневной работе.

Программа включает в себя:

пояснительную записку, предусматривающую раскрытие актуальности, целей и задач, определяющих продолжительность, возрастные категории, ожидаемые результаты;

содержание программы (тема занятия, краткая аннотация содержания занятия, количество часов);

описание занятий (подробно расписывается ход каждого занятия);

список используемой литературы (указывается литература, которую использовал автор при составлении программы и которую могут использовать, те с кем проводились занятия по этой программе).

Программа, составленная педагогом-психологом должна иметь рецензии: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя рецензия даётся специалистом (руководитель психологической службы, педагог-психолог) образовательного учреждения, в котором работает сам педагог-психолог. Внешняя рецензия даётся специалистом в области психологии, не работающим в данном образовательном учреждении. В рецензиях указывается актуальность программы, практическая значимость, рекомендации по использованию.

Педагог-психолог может использовать готовые программы, а так же тренинги, в этом случае надо указывать автора, название программы, тренинга.

Методы, используемые педагогом-психологом в работе, указываются в протоколах индивидуальной, групповой работы. Обязательно делается ссылка, откуда взяты методы.

Аналитический отчёт документ, в котором отражаются количественные данные о проведённой работе педагога-психолога в течение учебного года по всем направлениям деятельности (диагностическая работа, консультативная работа, развивающая и коррекционная работа, профилактическая работа, просветительская работа, методическая работа), анализ основных проблем, по которым обращались к педагогу-психологу, обеспеченность их решения научными, методическими средствами, основные трудности в работе педагога-психолога, перспективные направления работы на следующий учебный год.

Психологическая карта – документ, который содержит всю информацию на человека (личные сведения, данные о семье, медицинские показатели, социально-психологические, педагогические показатели, психологические показатели), протоколы, заключения, рекомендации. Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу.

Психологическая карта содержит:

Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.

В протоколе фиксируется:

дата и время работы;

основания для работы;

формы работы;

вывод;

перспективы дальнейшей работы.

Рекомендации, данные о выдаваемых рекомендациях.

Название программ, по которым проводилась работа.

Письменные заключения, предоставляемые педагогом-психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

При проведении консультативной, развивающей и коррекционной работы, педагогу-психологу необходимо вести протоколы индивидуальной, групповой работы, оформлять заключения, рекомендации по результатам диагностической, консультативной работы, коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, мы рассмотрели основную документацию по деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, ведение которой является обязательным для всех педагогов-психологов.

ЛИТЕРАТУРА:

Сборник методических материалов для организации работы педагогов-психологов колледжей. Ч. 1. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2012. – 72 с.

Сборник методических материалов для организации работы педагогов-психологов колледжей. Ч. 2. – М.: ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ, 2013. – 128 с.

 
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации