Химическая викторина с занимательными опытами

11
0
Материал опубликован 20 March 2017 в группе

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»

Преподаватель: Р.Н.Хайретдинова

Цели:

1. Расширить кругозор учащихся, развить логические и аналитические способности мышления.

2. Совершенствование навыков самостоятельной и коллективной работы.

3. Развитие умения работать с дополнительной литературой, выбирать главное, делать выводы.

4. Повышение положительной мотивации к предмету, ознакомление с ролью химии в современном мире.

5. Показать возможности практического использования химических знаний и навыков.

6. Продолжить формирование умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, набор реактивов и посуды для проведения опытов, вопросы к конкурсам.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Дорогие ребята!

Сегодня, в рамках недели естественно-математического цикла проводится мероприятие «Химическая викторина с занимательными опытами», в котором встречаются самые эрудированные учащиеся нашего училища, чтобы ответить на самые трудные и интересные вопросы сегодняшней игры. Участвуют 2 команды по 5-6 чел. Игра состоит из нескольких конкурсов:

Разминка

Химия и повседневная жизнь человека.

«Угадай загадку»

Занимательные опыты (проводятся после каждого конкурса и в это время подводятся итоги) Опыты показывают учащиеся, с которыми заранее проводится инструктаж по ТБ при работе с химическими реактивами.

Конкурс 1. Разминка(слайды 2, 3, 4, 5)

Команды за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на заданные вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

ВОПРОСЫ:

1. Самый легкий газ? (Н2)

2. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)

3. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции? (катализаторы)

4. Газ, образующийся во время грозы? (озон)

5. Валентность кислорода? ( 2)

6. Металл, входящий состав гемоглобина? (железо)

7. Вещества, пропускающие электрический ток? (электролиты)

8. Формула озона? (О3)

9. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород? (оксиды)

10. Сколько групп в периодической системе? (8)

11. Жидкий металл.( ртуть)

12. Когда была открыта ПСХЭМ?(1.03.1869)

13. Кислота, содержащаяся в клетках крапивы?(муравьиная)

14. Молоко, которое нельзя пить?( известковое)

15. Формула угарного газа? (СО)

16. Водный раствор хлороводорода?(соляная кислота)

17. Жидкий неметалл?( бром)

18. Самое твердое вещество?( алмаз)

19. От какого дождя гибнут растения? (кислотного)

20. Очень быстрая химическая реакция?( взрыв)

21. Окисление металлов (коррозия)

22. Газ, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза? (кислород)

23. Самый пластичный металл (золото)

24. Какой элемент назван в честь России? ( рутений)

25. Самый твердый металл? ( хром)

26. Как называются элементы 1А группы? (щелочные металлы)

27. Тугоплавкий металл( вольфрам)

28. Формула воды ( Н2О)

29. Состав воздуха( N2,O2, СО2)

30. Автор периодического закона (Менделеев)

Жюри подводит итоги первого конкурса.

Занимательный опыт №1 «Дым без огня»

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, раствор аммиака, соляная кислота, ватные палочки.

Этапы эксперимента: В две пробирки налить аммиак и соляную кислоту, установить пробирки рядом, затем берем ватные палочки – одну смачиваем в кислоте, другую – в аммиаке, преподносим палочки друг к другу, не касаясь.

Суть опыта: при соединении паров соляной кислоты и паров аммиака образуется новое вещество, которое наблюдаем в виде белого дыма.

NH3 + HCINH4CI

Занимательный опыт №2 «Воздушный шарик»

Оборудование и реактивы: пищевая сода, уксусная кислота, цилиндр или бутылка, воздушный шарик.

Этапы эксперимента: Чайную ложку соды насыпать внутрь воздушного шарика; налить уксус в цилиндр, надеть шарик на горлышко цилиндра и высыпать содержимое шарика в цилиндр.

Суть эксперимента: при добавлении соды в уксус ( гашение соды) выделяется СО2, который и наполняет воздушный шар.

CH3COOH + NaHCO3→ CH3COONa + H2O + CO2↑

Конкурс 2. Химия и повседневная жизнь.( слайды 6 -16)

Командам по очереди задаются вопросы, связанные с практическим использованием знаний по химии. За правильный ответ 5 баллов.

Вопрос из домашней аптечки

У вас поднялась температура и вы приняли таблетку аспирина. Дайте неформальный ответ как комментарий к факту.

Ответ: ( Изменение температуры в сторону повышения свидетельствует о

воспалительном процессе, т.е. биохимические процессы протекают интенсивно, что сопровождается выделением большого количества теплоты. Чтобы укротить эти экзотермические реакции, в организм, а далее в систему крови вводят жаропонижающие, противовоспалительные препараты, это может быть как аспирин ,так и нурофен и другие средства.

Таблетку, содержащую медицинский препарат, бросили в воду – началось интенсивное газовыделение. После его завершения жидкость выпили. Объясните явление с химической точки зрения.

Ответ:( В последние годы стали использовать фармацевтические формы лекарств, удобные при употреблении и как бы защищающие

пищевые пути от повреждения. Для этого аспирин смешивают с пищевой содой и кислотой, чаще лимонной. Так делают и шипучку, используя глюкозу как подслащивающее средство. Происходят следующие процессы:

Кислота↔ катион водорода + кислотный остаток ( анион)

H+ + Na+ + HCO3-Na+ + H2CO3 ( H2O + CO2↑)

Образующуюся шипящую жидкость необходимо тут же выпить.

Вопросы из кухни:

Почему картофель сварится быстрее, если бросить в кастрюлю кусочек жира? ( Ответ: Жир, благодаря нерастворимости в воде создает на поверхности пленку, которая служит своеобразной «крышкой».

На кухне хозяйка хранила продукты без этикетки, Муж, оставшись один, должен был определить, где находится крахмал, столовая сода, сахарная пудра и соль. Запасшись реактивами ( видимо был учителем химии), он приступил к исследованию. Воссоздайте протокол его действий. (Ответ: для крахмала характерно синее окрашивание со слабым раствором йода; при действии на питьевую соду уксусной кислотой бурно выделяется углекислый газ; поваренная соль с нитратом серебра «ляпис» образует белый осадок.

Вопросы «Химия и синтетические моющие средства

Вы пролили йод на салфетку. Попытались вывести пятно отбеливателями, оно не исчезло. Через несколько дней пятно пропало само. Объясните эти явления. (Ответ: Йод – сильный окислитель, поэтому отбеливателями его не вывести. Пятно исчезло в результате физического процесса – сублимации йода.

Две хозяйки готовились к стирке, Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила белье ив течении 5 минут, остудила воду до 60 градусов и после этого начала стирать. У кого лучше отстирается белье? (Ответ: При кипячении гидрокарбонаты кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жесткость и моющие средства действуют эффективнее, поэтому белье лучше отстирается а второй хозяйки.

Ca(HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O

Занимательный опыт № 3 «Змея из песка»

Оборудование и реактивы: речной песок, сахарная пудра, спирт, сода пищевая.

Этапы эксперимента: на негорючую поверхность насыпать речного песка в виде горки, пропитать спиртом, смешать 2 ложки сахарной пудры и 2 ложки пищевой соды; насыпать на вершину «вулкана» и поджечь вулкан.

Занимательный опыт №4 «Пена из гидроперита или из перекиси водорода»

Реактивы: таблетки гидроперита, KMnO4, жидкое мыло, вода, колбы.

Этапы эксперимента: измельчить таблетки гидроперита, высыпать полученный порошок в колбу с узким горлом, добавить жидкое мыло и воды; в другой колбе сделать раствор перманганата калия в воде, добавить полученный раствор марганцовки в колбу с гидроперитом.( в случае с перекисью водорода: смешать перекись с жидким мылом, в другой колбе смешать аммиак с медным купоросом и прилить его в колбу с жидким мылом)

Занимательный опыт№5 «Фараоновы змеи из песка»

Реактивы: таблетки глюконата кальция, сухое горючее, спички.

Этапы эксперимента: поджечь сухое горючее, положить несколько таблеток глюконата кальция на горящее сухое горючее.

Конкурс 3. Химические загадки.( слайды 17 -22)

Командам предлагается решить химические загадки.

За правильный ответ – 3 балла.

Время для подготовки 3 минуты.

Загадки для 1 –ой команды:

1. Открыт он в виде массы,

Похожей так на воск.

И в темноте светился,

Как свет далеких звёзд.

Фосфор

2. Лучи преломляю, сверкаю, горю,

И твёрдые камни успешно сверлю.

Но стоит сильней мне в огне накалиться,

И в газ я бесцветный могу превратиться.( Алмаз)

3.В “Одиссее” у Гомера есть история одна,

Интересна нам она:

Игры прошли успешно.

Героя Ахиллес наградил щедро.

Куски двух металлов вручил”

А ты узнал, какой металл

Дороже злата, серебра ценился в древние века?

Железо

Надёжный щит я образую

Для мягких тел в морской воде,

В различных видах существую,

Состав же мой един везде.

Карбонат кальция

Загадки для 2 –ой команды:

Хоть и едкой называют,

Но меня не презирают.

Цвет индикатора меняю,

А в кислоте я исчезаю.

Щёлочь

В воде я слабо растворяюсь,

При нагревании – возгоняюсь.

Быстро ранку прижигаю

И микробов убиваю.

Йод

От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

А в воду я кидаюсь без оглядки:

Вот тут уж не заест меня среда!

Метилоранж

Была обменною монетой,

Причиной войн была не раз.

И всё же, несмотря на это,

Её не ценим мы сейчас.

Поваренная соль

Занимательный опыт №6 «Самовоспламеняющаяся салфетка»

Реактивы: глицерин, KMnO4, салфетка, тарелка.

Этапы эксперимента: насыпать на салфетку перманганат калия, полить марганцовку глицерином. Свернуть салфетку и подождать. Через несколько минут происходит самовоспламенение.

Занимательный опыт №7 «Несгораемый платок»

Занимательный опыт №8 «Вулкан»

Реактивы: бихромат аммония, лучина, спирт, спички.

Этапы эксперимента: насыпать небольшую горку кристаллов бихромата аммония на металлический лист и поджечь смесь

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.