МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Проект на тему «Химические запоминалки»
Выполнили: учащиеся 8а класса Колосова Ю. и Попкова Е. Руководители: учитель химии Захарова С.Ю. |
САНДОВО
2018
Введение.
Школьники, начавшие изучать химию, нередко сталкиваются с большими трудностями, пытаясь выучить названия и символы химических элементов. Им кажется, что это непосильная задача, ведь элементов больше 100. Однако существует множество эффективных приемов, которые могут в этом помочь.
В рамках учебной программы не потребуют запоминать все химические элементы. Понадобится выучить всего два-три десятка, а это гораздо легче.
Далеко не все способны кропотливо изучать, постоянно повторять названия и свойства элементов таблицы. На помощь придут оригинальные методики, которые используются при изучении иностранных языков или придуманные заботливыми родителями.
В данной работе представлен один из способов запоминания химических элементов, который успешно был применен на практике учащимися 8-х классов.
История открытия химических элементов. Таблица Менделеева.
Периодическую таблицу химических элементов Менделеев придумал более 150 лет тому назад. Основой классификации всех элементов стала зависимость от заряда атома и их отдельных свойств. По этим причинам они группируются в отдельных частях схемы, различаются по цветовым обозначениям и названиям.
Ежегодно мировое научное сообщество старается доработать таблицу благодаря открытию новых химических элементов или, на взгляд отдельных ученых, оптимизировать ее по новым признакам отдельных составляющих.
Некоторые химические элементы были открыты ещё в глубокой древности. Люди даже не подозревали о том, какие научные открытия они совершили. Исторические эпохи носили названия, например медный и железный века. С давних времён были открыты: Углерод – С, Медь – Сu, Серебро – Ag, железо – Fe и др. С VI века до н.э. известна стала и сера.
А в эпоху открытий XVIII-XIX веках открытие элементов стало лавинообразной: Азот, Калий, Кальций, Литий, Бром, Водород, Кислород – это всего лишь капля в области химических открытий.
АЗОТ:Даниель Резерфорд (3 ноября 1749—15 ноября 1819) — шотландский врач, химик и ботаник. Резерфорд описал в составе продуктов сжигания угля, фосфора и серы новый газ - не поддерживающий дыхания и горения «мефитический воздух», который, в отличие от углекислого газа («фиксируемого воздуха»), не поглощается раствором щёлочи. Резерфорд и Блэк ошибочно сочли его воздухом, насыщенным флогистоном. «Мефитический воздух» был получен несколько ранее Г. Кавендишем в результате многократного пропускания обычного воздуха над раскалённым углем и поглощения образующегося при этом углекислого газа («фиксируемого воздуха») щёлочью. Однако Кавендиш не опубликовал своевременно результатов этого исследования, поэтому приоритет открытия азота обычно приписывается Д. Резерфорду. Позднее А. Лавуазье показал, что «мефитический воздух» представляет собой вещество элементарной природы и назвал его азотом.
Жозе́ф Луи́ Гей-Люссак (6 декабря 1778, Сен-Леонар-де-Нобла (фр. Saint-Léonard-de-Noblat) — 9 мая 1850, Париж) — французский химик и физик член Французской Академии наук (1806)
Ученик К. Л. Бертолле. С 1809 года профессор химии в Политехнической школе и профессор физики в Сорбонне (Париж), с 1832 года профессор химии в Парижском ботаническом саду (фр. Jardin des Plantes). В 1831—1839 годах — член палаты депутатов, где выступал только по научным и техническим вопросам, с 1839 года — пэр Франции. В 1815—1850 редактировал совместно с Д. Ф. Араго французский журнал «Annales de chimie et de physique». Кроме того, Гей-Люссак занимал должность пробирера в Bureau de Garantie и в качестве члена правительственных комиссий способствовал решению многих важных технических вопросов. В 1807 году Берцелиус, Хизингер и Дэви, используя вольтов столб в качестве источника электричества, получили из расплавов поташа и соды металлы (калий и натрий), обладавшие удивительными свойствами: были мягкими как воск, плавали в воде, самовозгорались и сгорали ярким пламенем..
Гей-Люссак и Тенар исследовали химические свойства полученных металлов, проверив их взаимодействие со всеми известными в то время веществами. В процессе работы им удалось химически разложить борную кислоту (boracique) и получить новый элемент, названный впоследствии бором. В это же время они попытались разложить на простые элементы вещество, которое тогда называлось «окисленной соляной кислотой» (acide muriatinque oxygene). Потерпев неудачу, они предположили, что это вещество само является простым элементом. Статья, опубликованная 27 февраля 1809 года, противоречила мнению большинства тогдашних химиков, однако выдающийся химик того времени Дэви согласился с этим предположением, а Ампер предложил назвать новый элемент хлором. В дальнейшем было установлено, что соляная кислота образуется путём соединения хлора с водородом.
Иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1826). Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
БОР
Сэр Гемфри Дэви (или Хэмфри Дэви, англ. 17 декабря 1778, Пензанс, — 29 мая 1829, Женева) — британский химик, агрохимик физик и геолог, один из основателей электрохимии. Известен открытием многих химических элементов, а также покровительством Фарадею на начальном этапе его научной деятельности. Член (с 1820 года — президент) Лондонского королевского общества и множества других научных организаций, в том числе иностранный почётный член Петербургской АН (1826 год). В 1799 году при изучении действия различных газов на человеческий организм в Пневматическом институте Дэви открыл опьяняющее действие закиси азота, названной веселящим газом. Дэви также заметил, что при вдыхании большого количества газа он действует как наркотик. Случайно им было установлено и анестезирующее свойство закиси азота: вдыхание газа прекратило зубную боль.
В том же году, прочитав работу Николсона и Карлайла «Разложение воды электрическим током гальванического элемента», он одним из первых провел электрохимическое разложение воды при помощи вольтова столба и подтвердил гипотезу Лавуазье, что вода состоит из кислорода и водорода.Независимо от Ж. Гей-Люссака и Л. Тенара Дэви выделил бор из борной кислоты; в 1810 году подтвердил элементарную природу хлора. Опыты с хлором и открытие щелочных и щелочноземельных металлов привело Дэви к столкновению с виднейшими химиками того времени. Дэви отрицал, что хлор является сложным веществом. Это вносило настолько резкие изменения в таблицу элементов, предложенную Лавуазье, что Гей-Люссак и Тенар во Франции, а Берцелиус в Швеции категорически восстали против утверждения Дэви. Однако Гей-Люссак вскоре присоединился к нему, проверив правильность его утверждения. Независимо от П. Л. Дюлонга Дэви предложил водородную теорию кислот, опровергнув взгляд Лавуазье, который считал, что каждая кислота должна содержать кислород. В 1807 году путём электролиза расплавленных солей и щелочей Дэви получил металлические калий, натрий, барий и кальций, а в 1808 году — амальгаму стронция и магния. В 1818 году он получил в чистом виде еще один активный металл — литий.
А в XX-XXI века открываются такие химические элементы, названия которых даже трудно выговариваются.
XX век
Элемент Год Кто открыл
Европий 1901 Э. Демарсе
Лютеций 1907 Ж. Урбен
Протактиний 1918 О. Ган, Л. Мейтнер; Ф. Содди, Дж. Кранстон
Гафний 1923 Д. Костер, Д. Хевеши
Рений 1927 И. Ноддак, В. Ноддак
Технеций 1937 К. Перье, Э. Сегре
Франций 1939 М. Перей
Астат 1940 Д. Корсон, К. Р. Маккензи, Э. Сегре
Нептуний 1940 Э. Макмиллан, Ф. Х. Эйблсон, Калифорнийский университет в Беркли
Плутоний 1941 Г. Сиборг, Arthur C. Wahl, Дж. У. Кеннеди, Э. Сегре
Америций 1944 Г. Сиборг
Кюрий 1944 Г. Сиборг
Прометий 1945 Дж. А. Маринский
Берклий 1949 А. Гиорсо, Г. Сиборг, Stanley G. Thompson, Kenneth Street Jr.
Калифорний 1950 А. Гиорсо, Г. Сиборг, Stanley G. Thompson, Kenneth Street Jr.
Эйнштейний 1952 Argonne Laboratory, Лос-Аламосская национальная лаборатория и Калифорнийский университет
Фермий 1953 Argonne Laboratory, Лос-Аламосская национальная лаборатория и Калифорнийский университет
Менделевий 1955 А. Гиорсо, Evans G. Valens
Нобелий 1958 А. Гиорсо, Г. Сиборг, John R. Walton and Torbørn Sikkeland
Лоуренсий 1961 А. Гиорсо, Torbjørn Sikkeland, Almon Larsh and Robert M. Latimer
Резерфордий 1964 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, СССР
Дубний 1967 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне, СССР
Сиборгий 1974 Объединённый институт ядерных исследований и Калифорнийский университет в Беркли
Борий 1976 Ю. Ц. Оганесян, Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
Мейтнерий 1982 П. Амбрустер и Г. Мюнценберг, GSI
Хассий 1984 П. Амбрустер и Г. Мюнценберг, GSI
Дармштадтий 1994 S. Hofmann, V. Ninov et al, GSI
Рентгений 1994 S. Hofmann, V. Ninov et al, GSI
Коперниций 1996 S. Hofmann, V. Ninov et al, GSI
Унунквадий 1999 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
Унунгексий 2000 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
XXI век
Элемент Год Кто открыл
Унуноктий 2002 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
Унунтрий 2003 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
Унунпентий 2003 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
Унунсептий 2010 Объединённый институт ядерных исследований в Дубне
Навык запоминания.
Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения. Автоматически запоминаются внутренние связи объектов. Самопроизвольно образуются связи между образами и словами, их обозначающими, при многократном восприятии связи в течение жизни.
Однако, когда речь идет о запоминании знаковой (точной) информации, которая при восприятии не вызывает зрительных образов в воображении, автоматическое, непроизвольное запоминание не срабатывает. Если нет образов - мозг не может образовать связи. И тогда психологи говорят о произвольном, сознательном запоминании.
При произвольном запоминании человеку приходится прикладывать усилия для запоминания, осуществлять какие-то внутренние действия для преобразования знаковой информации в образную форму. Либо многократно повторять маленькие фрагменты информации до тех пор, пока она не запомнится - так называемая зубрежка.
Когда речь идет о навыке запоминания, имеется ввиду сознательное запоминание. То есть запоминание такой информации, которая мозгом автоматически не запоминается.
Итак, сознательное запоминание - это действие. Действие, требующее от человека концентрации внимания, затраты энергии. Это работа. Точная информация сама собою запоминаться не будет, даже если вы владеете мнемотехникой. Навык запоминания подразумевает автоматизацию мыслительных операций, с помощью которых осуществляется запоминание. Если навык запоминания сформирован в недостаточной степени, то операции по запоминанию информации будут осуществляться медленно и не качественно. Доведение действий по запоминанию до нужного уровня автоматизма обеспечивает скорость запоминания, его качество, и процесс запоминания не вызывает трудностей и напряжения.
Примером может служить навык письма на клавиатуре компьютера. Первоначально, когда навык письма не доведен до автоматизма, человек испытывает трудности, печатая на клавиатуре, скорость недостаточная, делается много ошибок. Когда навык письма автоматизируется, человек может печатать быстро и без ошибок и сам процесс письма на клавиатуре не вызывает трудностей. Даже наоборот - человек получает удовольствие от применения навыка. Профессиональная машинистка, у которой навык полностью автоматизирован может перепечатывать текст и одновременно разговаривать по телефону, при этом она даже не улавливает смысла перепечатываемого материала.
С мнемотехникой все обстоит также. Когда навык запоминания доведен до автоматизма, он не только хорошо работает и обеспечивает быстрое и качественное запоминания, но и доставляет удовольствие человеку, который использует свой навык.
Навык запоминания включает в себя несколько составляющих:
Наличие в памяти образных кодов, позволяющих запоминать информацию достаточно быстро.
Способность быстро кодировать запоминаемые сведения в образы и ассоциации.
Способность быстро соединять образы в воображении.
Способность удерживать в памяти однократно связанные образы примерно в течение одного часа.
Высокая устойчивость внимания, позволяющая эффективно осуществлять операции по запоминанию и припоминанию в течение длительного времени и без утомления.
Способность мысленно повторять большие объемы запомненных сведений для их закрепления в памяти.
Наличие в памяти системы опорных (стимулирующих) образов, позволяющих запоминать последовательность информации.
Важно понимать отличие мнемонического запоминания (сверхпроизвольного) от обычного (произвольного). Мнемоническое запоминание - это запоминание с однократного восприятия в объеме одной - двух сотен элементов информации.
Для сравнения - без специального обучения человек способен запомнить всего лишь пять элементов информации при условии ее однократного предъявления. Разумеется, при этом подразумевается точная фиксация последовательности запоминаемых сведений.
В школьном возрасте под влиянием систематического воспитания и обучения развитие памяти продолжается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти.
Значительно увеличивается, прежде всего, роль второй сигнальной системы. Это сказывается в усилении роли преднамеренного запоминания, без которого невозможно выполнение ни одного школьного задания, и во все убыстряющемся развитии отвлеченной, словесно-логической памяти.
Если учащиеся младших классов при осмысливании материала опираются на наглядно воспринимаемые связи и отношения предметов, то в старших классах значительная роль принадлежит уже отвлеченным, логическим понятиям. Хотя и в старших классах учащиеся лучше запоминают наглядный материал, чем слова, все же в процессе обучения быстрее прогрессирует запоминание слов, чем картинок.
Большую роль при обучении и повторении играет положительное эмоциональное подкрепление, которое закрепляет материал в памяти. Поэтому так важно ярче и увлекательнее проводить совещания, инструктажи, пятиминутки; учить радоваться любому успеху в решении проблем, отмечать искренней похвалой лучших работников, радоваться их достижениям и переживать за неудачи.
Образ руководителя в сознании подчиненных должен связываться с положительными переживаниями. Иначе возникают эмоциональные барьеры, мешающие организации воспитательного процесса, затрудняющие понимание того, что говорит руководитель, и закрепление услышанного в памяти.
В нашей работе используются «запоминалки» в виде веселых стихотворений, сюжет которых никак не связан с химией.
Приложение
«Запоминалки»
Ресурсы
http://completerepair.ru/kak-vyuchit-himicheskie-elementy
https://grumy.ru/learn-chemical-elements.html
http://mnemonikon.ru/bpm_04.htm
http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=razvitie-pamyati-detei
http://yourspeech.ru/training/memory/stihi-dlya-razvitiya-pamyati.html
http://4108.ru/u/hronologiya_otkryitiya_himicheskih_elementov_-_xxi_vek
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8D%D0%B2%D0%B8,_%D0%93%D0%B5%D0%BC%D1%84%D1%80%D0%B8