Урок «Физические и химические явления» (Физика, 8 класс)

1
1
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

Тема и номер урока в теме

Физические и химические явления. Химические реакции.

Предмет

Химия

Класс

8

Базовый учебник

Габриелян О.С. Химия 8 класс (Дрофа)

Цель урока (краткое описание)

формирование представления учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций.

Задачи урока

- обучающие

Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;

Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

Способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

- развивающие

Развивать познавательную активность;

Развивать навыки работы с компьютером.

- воспитательные

Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.


 


 

Тип урока


Комбинированный тип урока.

Методы обучения

практический метод с элементами проблемного обучения
 

Формы работы

групповая
(на уроке использую и другие формы работы: самостоятельная работа с ЭОР, практическая работа, индивидуальная.)

Оборудование: 

пробирки, спички, фарфоровая чашечка, штатив с кольцом, спиртовка, вода, мел, соляная кислота, раствор хлорида железа(III), раствор гидроксида натрия, уксус, пищевая сода, сахар, вода, парафин, уксусная кислота.

Необходимое техническое оборудование

компьютеры, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, ЦОР.

УУД:

Личностные: готовность к самообразованию, исследованию.

Коммуникативные: 1.Умение работать в группах. 2. Планирование учебного сотрудничества.

2. Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                 

Познавательные: развивать навыки и применять на практике разные

методы химического исследования. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать явления.

Регулятивные:1. Соблюдать правила работы в кабинете 2. Оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.

Этапы урока:

Организационный момент и самоопределение к деятельности – 4 мин.

Актуализация знаний – 4 мин

Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:

Первичное закрепление – 7 мин

Закрепление - 4 мин

Обобщение, итог урока –2 мин.

Домашнее задание – 2 мин.

Рефлексия – 2 мин.

  1. актуализация знаний учащихся

    работа в группах

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся.

☺☺☺☺☻☻☻☻

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

В соединении с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно – бурые растворы брома.

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

***

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

О чём же эти строки, ребята? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Включение учащихся в деловой ритм .

Эти строки о химических и физических явлениях.

например, тает снег, идет дождь, появляется туман - это физические явления, соединяется водород с кислородом, и образуется вода, кипит железо, серебро, сурьма т. е с чем-то вступает в реакцию - это химические явления. Ученик -Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока - физические и химические явления.

2.

Цель: Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

беседа

Воп вопрос – проблема: Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.   Нас  всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества

вещ или его формы, а также  идёт образование новых веществ. Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

С (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара) на доске.

Явление – это изменение или процесс.

Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека. Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

- Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой. Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

- Физического явления.

- Как будет называться явление, связанное с горением?

- Химическое явление.

Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы и понимают, что не всё им под силу. Многое они не знают.

Ответы учащихся -

плавление парафина

затвердевание парафина

горение парафина.

3. Целеполагание.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сравнительная характеристика химических и физических явлений

Работа в группах Лабораторная работа: «Физические и химические явления»

Оборудование и материалы:

Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки;

Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).

Задание:

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

 

Дополнить таблицу

эксперимента

Описание опыта

Наблюдаемое явление

Тип явления

1

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

Растворение соли в воде

?

2

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

Изменение агрегатного состояния воды

?

3

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты.

Выделение газа

?

4

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

Выпадение осадка

?

ЗАПОМНИТЕ!!!!

Работа в группах, записи в тетрадях.

Выводы по работе:

В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

Заполняют таблицу в тетрадях.

Взаимопроверка в парах.

С

ВЫВОД : Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества.

Записи в тетради!!!

4. Планирование.

Цель: формирование способностей анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В учебнике ознакомьтесь с правилами физических и химических явлений. Сравнить их и записать отличия. Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)


 

Объясните пожалуйста: данные схемы.

Химическая реакция

Идет, течет или протекает

Продукты реакции

реагирующие

(исходные)

Признаки реакции

Условия протекания реакции

 

Зап Записать!!!!

Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции.

Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.

Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.

Признаки реакции:

Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.


 

 

 

Работа в парах.

Заполнение сравнительной таблицы

 

Физические

явления

Химические

явления

   
 

 

Ответы учащихся.

Высказывание учащихся.

5. «Открытие» нового знании.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания:

Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.


 

Заслушивает ответы учащихся, работающих в паре.

Проводит рефлексию деятельности учащихся. Сегодня мы познакомились с с физическими и химическими явлениями.

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?


 

Выступление учащихся, обмен мнениями, высказываниями.

УГЛЕРОД и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА

В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

С + О2 →СО2

6. Применение нового знания.

Цель: Применить новые знания в учебной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа в группах

У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ

И полученные результаты занести в таблицу

Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»

В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

Выполняют задание.

 

название опыта

Результат

Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты

 

Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела

 

Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода

 

 

 

Работа с таблицей

7. Рефлексия.

Цель: формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие явления наблюдаются в следующих стихах?1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.

(А.С.Пушкин)

2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!

(И Суриков.)

3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…

(С.Я.Маршак)

4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…

(Е. Ефимовский)

5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке? ( Х Х Ф Х Ф)

Предлагает вспомнить тему, задачи урока;

Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи всего класса

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью листа самооценки (см. приложение), который находится у каждого из вас.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошёл наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов.

Поставьте на место свои реактивы,

Пробирки же все уберите в штативы.

Сгоревшие спички и мусор - в ведро.

И чтоб кабинет после вас – на все 100.

А я в благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеясь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!


 

Ответы учащихся.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели.

Сегодня я понял……

Теперь я могу…….

Я приобрёл……

Меня удивило……

Я попробую……

Мне захотелось……

8. Домашнее задание.

Для 1 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. 6 (а).

Для 2 группы- стр. 92 упр. 5(в), упр. 6 (б)

для 3 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. (6а)

творческое задание Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задания на смекалку. ( закрепление темы урока)

Химические явления

 

Листопад

Смесь бертолетовой соли и фосфора
взрывается от удара молотком

Реакция хамелеона 

 
 
Задание. Найти рисунок, не относящийся к химическим явлениям.

 

 

 

Протухание
яйца

Горение костра

 

Ржавление
гвоздя

 

 


 

Физические явления

Задание. Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим.

 

Нагревание
вольфрамовой нити 
в лампочке

Таяние мороженого

   
   
   
   

 

Проволока сплющивается
от удара молотком

Растворение сахара в воде

 

 

 

Дробление сахара

Сгибание гвоздя

 

Испарение воды

«Сапоги мои того:
пропускают Н
2О!»


 


 


 

 

Запишите области применения в кружки.( работа в группах)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Огромное спасибо, Ирина, за прекрасный материал! Уверена, что ни один учащийся не уйдёт с урока неудовлетворённым. Творческих Вам успехов!!!

25 February 2017