Урок «Физические и химические явления» (Физика, 8 класс)
Тема и номер урока в теме |
Физические и химические явления. Химические реакции. |
Предмет |
Химия |
Класс |
8 |
Базовый учебник |
Габриелян О.С. Химия 8 класс (Дрофа) |
Цель урока (краткое описание) |
формирование представления учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций. |
Задачи урока |
- обучающие Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; Способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций». - развивающие Развивать познавательную активность; Развивать навыки работы с компьютером. - воспитательные Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
|
Тип урока |
|
Методы обучения |
практический метод с элементами проблемного обучения |
Формы работы |
групповая |
Оборудование: |
пробирки, спички, фарфоровая чашечка, штатив с кольцом, спиртовка, вода, мел, соляная кислота, раствор хлорида железа(III), раствор гидроксида натрия, уксус, пищевая сода, сахар, вода, парафин, уксусная кислота. |
Необходимое техническое оборудование |
компьютеры, мультимедиа проектор, экран, ЭОР, ЦОР. |
УУД:
Личностные: готовность к самообразованию, исследованию.
Коммуникативные: 1.Умение работать в группах. 2. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные: развивать навыки и применять на практике разные
методы химического исследования. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать явления.
Регулятивные:1. Соблюдать правила работы в кабинете 2. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
Этапы урока:
Организационный момент и самоопределение к деятельности – 4 мин.
Актуализация знаний – 4 мин
Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
Первичное закрепление – 7 мин
Закрепление - 4 мин
Обобщение, итог урока –2 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Рефлексия – 2 мин.
-
актуализация знаний учащихся
работа в группах
СТРУКТУРА УРОКА |
|||||||||||||||||||||||
1. Актуализация знаний Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, формирование коммуникативных умений. |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся. ☺☺☺☺☻☻☻☻ Ты знаешь, газ мельчайший, водород, В соединении с кислородом - это Июньский дождь от всех своих щедрот, сентябрьские туманы на рассветах. Кипит железо, серебро, сурьма И тёмно – бурые растворы брома. И кажется Вселенная сама Одной лабораторией огромной. *** Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… О чём же эти строки, ребята? Какова тема нашего сегодняшнего урока? |
Включение учащихся в деловой ритм . Эти строки о химических и физических явлениях. например, тает снег, идет дождь, появляется туман - это физические явления, соединяется водород с кислородом, и образуется вода, кипит железо, серебро, сурьма т. е с чем-то вступает в реакцию - это химические явления. Ученик -Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока - физические и химические явления. |
||||||||||||||||||||||
2. Цель: Создание проблемной ситуации. |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
беседа Воп вопрос – проблема: Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Нас всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества вещ или его формы, а также идёт образование новых веществ. Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово? С (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара) на доске. Явление – это изменение или процесс. Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека. Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними. - Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой. Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления? - Физического явления. - Как будет называться явление, связанное с горением? - Химическое явление. |
Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы и понимают, что не всё им под силу. Многое они не знают. Ответы учащихся - плавление парафина затвердевание парафина горение парафина. |
||||||||||||||||||||||
3. Целеполагание. Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Сравнительная характеристика химических и физических явлений Работа в группах Лабораторная работа: «Физические и химические явления»Оборудование и материалы: Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки; Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl). Задание: Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку. Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения. В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl). К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.
Дополнить таблицу
ЗАПОМНИТЕ!!!! |
Работа в группах, записи в тетрадях. Выводы по работе: В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок. Заполняют таблицу в тетрадях. Взаимопроверка в парах. С ВЫВОД : Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних - они превращаются в другие вещества. Записи в тетради!!! |
||||||||||||||||||||||
4. Планирование. Цель: формирование способностей анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
В учебнике ознакомьтесь с правилами физических и химических явлений. Сравнить их и записать отличия. Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)
Объясните пожалуйста: данные схемы. Химическая реакцияИдет, течет или протекает Продукты реакции реагирующие (исходные) Признаки реакции Условия протекания реакции
Зап Записать!!!! Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции. Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции. Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать. Признаки реакции: Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.
|
Работа в парах. Заполнение сравнительной таблицы
Ответы учащихся. Высказывание учащихся. |
||||||||||||||||||||||
5. «Открытие» нового знании. Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Задания: Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.
Заслушивает ответы учащихся, работающих в паре. Проводит рефлексию деятельности учащихся. Сегодня мы познакомились с с физическими и химическими явлениями. Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?
|
Выступление учащихся, обмен мнениями, высказываниями. УГЛЕРОД и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия. С + О2 →СО2 |
||||||||||||||||||||||
6. Применение нового знания. Цель: Применить новые знания в учебной ситуации |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Работа в группах У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ И полученные результаты занести в таблицу Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты» В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы. Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела» В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы. Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода» На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу. |
Выполняют задание.
Работа с таблицей |
||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия. Цель: формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
|||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||
Какие явления наблюдаются в следующих стихах?1. Унылая пора! Очей очарованье! 2. И трещат сухие сучья, 3. В декабре, в декабре 4. А если медь в печи нагреть. 5. Что за звездочки резные Предлагает вспомнить тему, задачи урока; Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи всего класса Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Оцените свою деятельность на уроке с помощью листа самооценки (см. приложение), который находится у каждого из вас. Сейчас прозвенит долгожданный звонок. Увы, но к концу подошёл наш урок. Прошу, уберите рабочее место. Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов. Поставьте на место свои реактивы, Пробирки же все уберите в штативы. Сгоревшие спички и мусор - в ведро. И чтоб кабинет после вас – на все 100. А я в благодарность вам всем объявляю, Проверив работы, в журнал выставляю Отметки все ваши, надеясь привычно, Что будут они «хорошо» и «отлично». Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю!
|
Ответы учащихся. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели. Сегодня я понял…… Теперь я могу……. Я приобрёл…… Меня удивило…… Я попробую…… Мне захотелось…… |
||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. |
|||||||||||||||||||||||
Для 1 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. 6 (а). Для 2 группы- стр. 92 упр. 5(в), упр. 6 (б) для 3 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. (6а) творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задания на смекалку. ( закрепление темы урока)
Химические явления
Листопад |
Реакция хамелеона |
|
Протухание
|
Ржавление |
Физические явления
Задание. Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим.
Нагревание |
Таяние мороженого |
||
Проволока сплющивается |
Растворение сахара в воде |
Дробление сахара |
Сгибание гвоздя |
Испарение воды |
«Сапоги мои того: |
Запишите области применения в кружки.( работа в группах)
Карасева Ирина Дмитриевна