12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куликова Татьяна Ивановна228
Россия, Саратовская обл., Балаково

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Балаково Саратовской области

Химический лабиринт:

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Куликова Татьяна Ивановна

Учитель химии, высшей категории.

МАОУ «Средняя школа №16»

Пояснительная записка

В наш экологически трудный век изучение химии в школе имеет два аспекта: изучение самого предмета и влияние химических производств на весь комплекс живой природы. Но как научить детей быть не только слушателями и созерцателями, как помочь им еще за школьной партой понять красоту окружающего мира, увидеть чудо в капле воды, взглянуть на мир глазами рачительного хозяина Земли. Мне видится этот путь в пробуждении детского творчества. Творческая атмосфера положительно сказывается на самой учебной деятельности, интересах учащихся, раскрывает их индивидуальность, подсказывает новые подходы к учению, повышает престиж знаний по предмету. Поэтому необходимо научить ребят взглянуть на изучаемый объект глазами творца. Детское воображение можно разбудить, если поставить перед школьником определенную цель, познакомить его с одной из форм работы. Сегодняшние восьмиклассники с первых уроков химии окунаются в атмосферу творчества. Сотворчество учителя и учащихся начинается уже на первом уроке – «Соблюдение техники безопасности на уроке химии».

Традиционный подход, когда учитель объясняет, а ученики слушают и отвечают на поставленные вопросы, здесь не всегда эффективен. Учебно-познавательная деятельность школьников по химии, не получившая достаточных мотивационных стимулов обречена на низкую результативность в будущем. С целью расширения и углубления знаний учащихся, развития их познавательной активности в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели. В рамках предметной недели было проведено внеклассное мероприятие «Жизнь моя в опасности без правил безопасности».

Рекомендуется проводить это мероприятие в конце первой – начале второй четверти, когда восьмиклассники уже изучат некоторые основы предмета. Химия- наука экспериментальная. Приступить к эксперименту может лишь тот, кто в совершенствовании знает правила по технике безопасности. Посещая музей «Полуживых фигур», знакомимся с жертвами взрыва, жертвами любопытства, приходим к выводу: «Чтоб жизнь свою не подвергать опасности ты свято соблюдай все правила безопасности» В команду от каждого класса приглашаются по семь учащихся. Команда имеет название, желательно связанное с химией. Остальные ребята каждого класса присутствуют в зрительном зале.

Химический лабиринт: «Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

Будем технику безопасности любить!

Будем технику безопасности учить!

Потому что нам, друзья,

Без нее прожить нельзя!

Цели:

Обучающие:

- проверить уровень полученных знаний нестандартными методами;

- стимулировать самостоятельное изучение материала, развивать интерес к химии, используя игровые ситуации;

- развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету, осуществлять преемственность между учащимися 8-х и старших классов.

Воспитывающие:

- воспитывать работу в группах, чувство ответственности каждого перед коллективом;

- вырабатывать умения сосредотачиваться, преодолевать трудности, принимать решение, настойчивость в достижении цели;

- воспитывать учащихся быть не только слушателям и созерцателями, а уметь взглянуть на мир глазами рачительного хозяина земли, пробудить творчество детей, которое раскрывает их индивидуальность.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать сообразительность;

- развивать коммуникабельность;

- развивать творческие способности и умение самостоятельной работы с источниками знаний.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (III), гексацианоферрат калия (III), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Ход и содержание мероприятия:

Учитель: Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.


 

(На сцене появляется Винни-Пух (в одной руке он держит колбу с водой, а в другой – кусочек мела), за ним, спотыкаясь, бежит Пятачок).

Винни-Пух (поет)

«Кто любит химию учить,

Тот поступает мудро,

Любое чудо сотворить

Совсем тогда нетрудно».

Вот это колба (показывает зрителям колбу), да-да-да (чешет в затылке). Я в ней творю такое! Вот это мел (показывает зрителям кусочек мела), а вот вода (бросает мел в колбу с водой). Что получилось? Ерунда! Как ерунда? Нет, тут что-то не так! Надо попробовать еще раз. (Собирается повторить эксперимент, но тут его догоняет Пятачок и дергает за руку.)

Пятачок. Винни, Винни…

Винни-Пух. Что случилось, Пятачок?

Пятачок. Объясни, что ты делаешь? Куда ты так торопишься? Я просто не могу угнаться за тобой.

Винни-Пух. Пятачок, я решил стать знаменитым химиком. Видишь, я уже знаю, что это колба (показывает колбу Пятачку), а в колбе смесь из мела и воды. И теперь я направляюсь к Кролику, чтобы он подсказал мне, что еще надо сделать, чтобы стать великим и знаменитым химиком.

Пятачок. А химия, это про что?

Винни-Пух (задумываясь). Химия – это… А вот ты лучше послушай.

«Маленькая страна». Поет.

Химия всех цариц наука,

Химия всех важней.

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить,

Может согреть зимой холодной –

Нам без нее не жить.

Припев: Химия, химия,

Ты для людей важна.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

Ты подчинила все стихии:

Воду, металл, огонь.

Без кислорода нет жизни в мире,

Свет нам дает неон.

«Феррум» находится в клетках

крови,

Без «аш-два-о» нам не жить.

Химию в школе изучают,

Чтобы ей жизнь посвятить.

Припев. Химия – это я,

Химия – жизнь моя.

Химия – будущее наше,

Нет жизни без тебя.

Винни-Пух. Ну что, Пятачок, все понял?

Пятачок. Да, Винни, мне все понятно,

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по химическому лабиринту «Жизнь моя в опасности без правил безопасности». Вам предстоит ответить на многие вопросы, и в этом вам помогут знания, находчивость, смекалка. Надеюсь, что соревнование будет добрым, веселым, остроумным. Приглашается команда 8А класса (название, девиз, визитная карточка). Команда 8Б (название, девиз, визитная карточка).

Приветствие команд.

Название команды: «Элементарий».

Девиз: «Знайте, люди это тут Менделеевы растут».

Ты в химкабинет пришел,

Так запомни, кроха,

Безопасность – хорошо!

Быть безруким – плохо!

Если ты во все подряд

Окунаешь пальчик,

Про такого говорят:

«Бестолковый мальчик!»

Запах можно распознать

И на расстоянии,

А в сосуды нос совать –

Риск для обоняния
 

Ты испортил реактив,

Перепутал крышки,

Развинтил, сломал штатив –

Вот плохой мальчишка!

 

Ты над брюками держал

С кислотой пробирку?

Круто, парень, ты попал

На штанишки с дыркой!

 

Перемена. Есть банан

У тебя и груша –

Ничего здесь, мальчуган,

Никогда не кушай!

 

Не подумайте, что мы

С мальчиками строже:

Что мальчишкам здесь нельзя,

И девчонкам тоже!

 

Название команды: « Жертвы взрыва».

Девиз:

«Мы химичим и мешаем

Про безопасность не забываем.

Строго держимся мы правил,

Но шутить не прекращаем.

Посмотрите вы на нас

Мы ребята высший класс.

Жертвы взрыва мы в ночи

Лучше с нами не шути.»

Первый ученик: Химия – наука экспериментальная, приступить к эксперименту может только тот, кто в совершенстве знает правила безопасности.

Второй ученик: Приглашаем Вас в музей «Полуживых фигур». Представляем экспонат «Жертва взрыва» (ученик в порванной одежде, глаз с повязкой, лицо в саже, волосы взъерошены)

Жертва взрыва: Получал я водород, к нему прибавил кислород, они взорвались сразу - остался я без глаза.

Первый ученик: Ему хотелось волшебства, в пробирке он поджег два вещества.

(траурная музыка, выходят жертвы щелочи и жертвы кислоты в одежде с большими дырами и заплатками)

Жертва щелочи (размазывая слёзы): Вы не думайте друзья, что пришла так в школу я. Злая щелочь платье съела - вот такое, братцы, дело.

Жертва кислоты: попробовать на вкус решил я кислоту, глядь языка уж нет во рту. Растаял мой язык, как лёд, и до сих пор во рту всё жжёт.

Второй ученик: Перед тем как с веществами общаться, надо бы узнать как с ними обращаться.

Жертва любопытства (ученик выходит с поднятыми вверх руками, руки без пальцев, плача): сунул палец я в пробирку – вместо пальца просто дырка.

Первый ученик: Вот беда! Игра опасна! Слёзы льёшь теперь напрасно!

Все вместе: Чтоб жизнь свою не подвергать опасности - ты свято соблюдай все правила безопасности.

Учитель: Уважаемое жюри:

Ф.И.О. (представить)

И хотим вам пожелать

Пусть ваша совесть будет чиста

Как в этой колбе вода.

(Поднести жюри колбу с водой).

Приступаем к Великим Испытаниям:

Сейчас Вас встретит Петя Верхоглядкин – ученик, который очень любит химию, но из-за своей невнимательности часто допускает ошибки. И он просит помочь ему перейти через реку по очень узкому мосту. Каждый шаг по этому мосту можно сделать, выполнив мини-задания.

( Мост нарисован на полу мелом, задания для команд расположены по краю моста, на листочках).

Задание первой команды: Пантомима: 1 - реакция выпадения в осадок.

Задание второй команды: 2 - реакция с выделением газа (оценивается жюри).

Первый коридор нашего лабиринта: Теоретический.

Проводя лабораторные опыты по изучению физических явлений, один из учащихся нагрел докрасна стеклянную трубку, положил ее на кафельную плитку и приступил к следующему эксперименту. Какие нарушения требований безопасности он допустил? Каковы возможные последствия этих нарушений?

(Оставил без присмотра нагретый стеклянный предмет, взявшись за который можно получить сильный термический ожог, так как практически невозможно заметить, что трубка нагрета. Нагретая стеклянная трубка на холодной кафельной плитке может лопнуть с образованием мелких, плохо различимых осколков. От этого в последствии можно получить порезы).

Во время практического занятия по изучению приемов обращения со спиртовкой произошла вспышка паров спирта внутри ее корпуса, фитиль с оправкой выбросило наружу, спирт разлился и загорелся на поверхности стола. Что должен делать учащийся в этой ситуации? Как следует поступить его соседям?

(Немедленно сообщить о происшедшем учителю или лаборанту, а затем убрать от очага возгорания легковоспламеняющиеся предметы. Соседи должны освободить проход для учителя или лаборанта. Самому учащемуся для тушения пожара предпринимать ничего не следует).

3. Во время решения экспериментальной задачи на руку учащегося попала капля концентрированной серной кислоты. Как ему следует поступить?

(Немедленно стряхнуть каплю, но так, чтобы не забрызгать окружающих, и промывать пораженное место проточной водой. Сообщить учителю о происшедшем).

4. Как должен поступить учащийся, если, по его мнению, при выполнении лабораторного опыта или решении экспериментальных задач его сосед по столу допускает неправильные действия?

(Попросить соседа на время прекратить выполнение эксперимента и обратиться за разъяснениями к учителю).

5. Если один из учащихся во время работы попадает под напряжение как в этой ситуации ведут остальные

(немедленно отключить ток, сообщить учителю, если подачу тока отключить невозможно, нужно оттащить пострадавшего, взявшись не за тело, а за одежду).

6.Во время занятия в кабинете химии из коридора попадает дым и слышны крики «Пожар». Как должны поступить учащиеся

(не устраивать паники строго выполнять указания учителя).

Следующий коридор нашего лабиринта

Конкурс-практикум.

Приглашаются по два человека от команды.

Оценивается правильность действий каждого участника, затем баллы суммируются.

Задание 1. Налейте раствор из сосуда в пробирку.

Оборудование: раствор хлорида натрия в склянке с этикеткой; пробирка.

Критерии оценки

- Этикетка на склянке должна быть сверху.

- Последнюю каплю жидкости снять горлышком пробирки.

- Не наполнять пробирку более чем на одну треть.

Задание 2. Определите запах вещества .

Оборудование: химический стакан с 6% раствором уксусной кислоты.

Критерий оценки

- Нюхать издали направляя воздух к носу движениями руки.

Задание 3. Зажгите и потушите спиртовку.

Оборудование: спиртовка и спички.

Критерии оценки:

- Зажигать спичками, тушить колпачком.

Задание 4. Нагрейте воду в пробирке до кипячения.

Оборудование: держатель, пробирка, спиртовка, спички, штатив для пробирок.

Критерии оценки:

- правильность прикрепления пробирки в держателе;

- правильность расположение отверстия, пробирки (от себя и от соседей)

- правильность нагревания жидкости в пробирке.

Следующий коридор лабиринта. Химическая посуда и принадлежности.

В углах 1,2,3 встают три ассистента с набором плакатов.

В углу 4 в ходе игры собираются проигравшие игроки.

В центре площадки (5) - место для ведущего игры.

Оборудование: образцы химической посуды, реактивов, колокольчик для ведущего игры, плакаты для ассистентов.

 


Химическая посуда и принадлежности.

Учитель: достаёт из коробки какой-нибудь предмет, поднимает его высоко вверх и начинает звонить в колокольчик. Одновременно в трёх углах игровой площадки ассистенты поднимают над собой плакаты с названиями химической посуды. Одно, из которых правильное. За то время, пока звонит колокольчик, участники игры должны добежать до угла с правильным названием и встать рядом с ним. Игроки, выбравшие неправильный угол или не успевшие добежать до него, выходят из игры и собираются в накопителе

 

Следующий коридор Задание-лабиринт

«Инструкция по технике безопасности»

Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начав движение с левой верхней клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может быть использована один раз.

«Химические реактивы нельзя пробовать на вкус» – такой ответ находят дети.

Пока команды разгадывают: Игра со зрителями.

Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит.

(Не все то золото, что блестит).

в) Куй феррум, пока горячо.

(Куй железо, пока горячо).г) Слово - аргентум, а молчание - аурум.

(Слово - серебро, а молчание - золото).

д) Стойкий станумный солдатик.

(Стойкий оловянный солдатик).

е) С тех пор много Н2О утекло.

(С тех пор много воды утекло).

Молодцы. Теперь немного отдохнем. Будьте внимательны.Встали карточки - металлы , неметаллы, амфотерные соединения.

Продвигаемся дальше по коридору лабиринта задание общее для всех команд. Задание команды выполняют письменно и сдают в жюри и говорят вслух.

Внимательно смотрите все, что я делаю, а затем я вам задам вопрос.

Взять и налить воды ½ пробирки.

Закрепить в середине держателя.

Зажечь спиртовку одну от другой.

Нагревать сразу.

Тушить дунуть.

Взять вещество в пробирку, отсыпаем вновь в банку.

Смахнуть его со стола рукой.

Нюхать вещество.

Положить пробирку на стол.

Вопрос. Записать все ошибки совершенные мною.

К столу приглашаются два ученика. Вам предлагается убрать все реактивы. Молодцы ребята. Славно потрудились. Я вас угощаю конфетой. Как награду разрешаю сразу съесть. (Проигрывает тот, кто начинает есть)

Пятачок: Какие же вы молодцы, ребята! Как много известно вам из области химии. А вот я изучил всевозможную литературу по химии и немного владею премудростями химического эксперимента. Сейчас я постараюсь вызвать к нам на праздник Химика-волшебника. Занимательные опыты.

ОПЫТЫ (выходят два ученика).

1 ученик: Мои гости дорогие,

Как же долго вас ждала

И я к вашему приходу

Свой сюрприз приберегла.

Приходите, отдохните

Приглашаю вас к столу

И как принято вначале,

Я вас чаем угощу.

Чай покрепче заварила

Булок вкусных испекла

Подкрепитесь-ка с дороги

Я же отдохну пока.

2 ученик: (кусает булку)

Твоя булка словно камень

Съешь, зубов не соберешь.

Размочу-ка ее в чае (помещает булку в стакан с чаем (раствор иода).

1 ученик: Все ясно.

Булочки ты не пекла

Из буфета принесла

Вместо чая – раствор иода

Нам в стаканы налила.

В булке той крахмал сидел

И от иода посинел.

1 ученик: Я еще не то умею

Из песка ползут змеи

Страшные, кусачие

От страха не заплачьте.

2 ученик: Вот новая трудность.

Огнем испытание надо пройти.

Видишь впереди вулкан

Ты его пробудишь сам.

1 ученик: Вот еще одно развлеченье

(одевает белый халат).

Кто даст руку на отсеченье?

Жалко руку на отсеченье –

Тогда нужен больной для леченья.

(Приглашает зрителя на сцену.)

Оперирую без боли,

Правда, будет много крови.

При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент

(обращается к 2 ученику),

Дайте йод.

2 ученик: Один момент!

1 ученик: Йодом смочим мы обильно,

Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент!

Нож подайте, ассистент!

( делает «надрез ножом», течет «кровь».)

Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.

А сейчас я вытру руку –

От разреза ни следа!

( показывает зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.)

Учитель: Дорогие ребята!

Вот вы успешно прошли все испытания, приготовленные для вас химиками нашей школы. Поздравляю вас! Наконец настала торжественная минута, которую вы так долго ждали. Мы вас принимаем в ряды юных химиков нашей школы. А сейчас вам нужно дать клятву юного химика. Вы готовы? Положите, пожалуйста, правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:

Клянусь я кислотой и хлором

Всегда урок по химии учить

И быть в учении упорным. Клянусь!

Клянусь Периодическим Законом

Достичь того, чего не знал,

А если нарушу клятву, то пусть меня разъест серная кислота.

Клянусь.

Достойно прошли вы через все испытания науку прекрасную выбрали вы. И в юные химики вас посвящаем, мы вашу честь зажигаем огни.

Вулкан на столе”.

Для опыта необходимо: 3 г. или более тонкоизмельченного дихромата аммония. (ЛН4)2 Сr2О7. Ярко-оранжевый порошок дихромата аммония насыпают конусом на листе асбоцемента. К поверхности конуса подносят зажженную спичку и добиваются начала разложения дихромата аммония.

Литература.

Составители: А.Х. Гусаков, А.А. Лазаренко. Учителю химии о внеклассной работе. М.: Просвещение, 1978В.Н.Верховский, А.Д. Смирнов. Техника химического эксперимента. Том II. М.: Просвещение, 1975.

Правила безопасности при работе в школьной химической лаборатории. Журнал “Химия в школе”, № 7, 2007. Внеклассные мероприятия по химии

Штремплер Г.И. Химия на досуге. М.: Просвещение, 1993;

Титова И.М., Угрюмов П.Г. Методические рекомендации по использованию химических загадок во внеклассной работе по химии. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1989;

Куликова Е.Л. Вечера занимательной химии. Минск: Народная асвета, 1966;

Кукушкин Ю.Н., Буданова В.Ф., Власова А.Р., Крылов В.К., Панина Н.С., Симанова С.А. Что мы знаем о химии. М.: Высшая школа, 1993;

Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978;

Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. Минск: Народная асвета, 1972; Парменов К.Я., Сморгонский Л.М. Книга для чтения по химии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательс

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Описание занимательных опытов.

«Кровь без раны»

Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа(III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN c массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посуду). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия.

Опыт «Змейки»

Для демонстрации «змеек» надо заранее сделать заготовки. Для этого смешать растертые в порошок 10 г дихромата калия, 10 г сахара и 5 г нитрата натрия. Смесь слегка увлажнить до достижения вязкости, сформировать в палочки диаметром 4–5 мм и длиной 8–9 см, палочки подсушить. Заготовленные «змейки» укрепить в песке и поджечь.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.