Химический квест «В поисках металла»
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
“Губкинский горно-политехнический колледж”
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Химический квест
"В поисках металла"
2018 год
Преподаватели химии: А. В. Новикова, Е. А. Протопопова
Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленных помещениях. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Задача игроков заключается в том, что нужно уметь применять логику, смекалку и знания, а так же работать в команде. Сюжеты Квестов в реальности могут быть самыми разными, от популярных фильмов и компьютерных игр до совершенно уникальных авторских сценариев. Квест по химии в реальности длится 40 минут, число игроков в команде варьируется от 1 до 5.
Данная методическая разработка представляет собой частную методику проведения открытого мероприятия. Она составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим разработкам. Содержит следующие разделы: «План», «Цели и задачи», «Сценарий проведения», « Информационное обеспечение», «Приложения».
В сценарии отражены все этапы проведения мероприятия. В разделе «Приложения» указаны задания для прохождения квеста.
Это внеклассное мероприятие содействует реализации творческого потенциала студентов и преподавателей, позволяет развивать познавательный интерес к предмету химии.
Методическая разработка может быть использована для проведения подобных мероприятий при проведении декады дисциплин естественнонаучного цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
План |
|
Сценарий мероприятия |
|
Информационное обеспечение |
|
Приложение 1 |
|
Приложение 2 |
|
Внеклассное открытое мероприятие Химический квест "В поисках металла"
Место проведения: кабинет и лаборатория Химии, два дополнительных кабинета
Время проведения: 14-25
Цели:
Обучающий компонент: повышение уровня химической культуры, укрепление межпредметных связей (с физикой, материаловедением).
Развивающий компонент: развитие учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, творческой активности, ответственности за себя и товарищей, чувства самостоятельности, поиска.
Воспитательный компонент: формирование ответственности, умения работать в группе.
Задачи:
обобщить знания о свойствах металлов;
формировать у обучающихся навыки самостоятельного приобретения новых знаний;
развивать познавательный интерес к дисциплине «Химия»;
развивать критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, обобщать знания о свойствах веществ, мыслить абстрактно;
стимулировать обучающихся на совместное творчество через работу в группе;
воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.
Форма мероприятия: внеклассное мероприятие
Технология: игровая (квест)
Участники: три команды (по четыре студента 1 курса из групп ТЭМ-7т, ГО-15т, ОБ-6т)
Подготовительный этап
Для проведения внеклассного мероприятия:
- Предварительно обучающиеся получают задание повторить свойства металлов.
- Отбирается группа экспертов (студенты третьего курса), которая создает подсказки, головоломки, задания для прохождения квеста, презентацию.
- Преподаватели химии составляют сценарий мероприятия
Материально-техническое оснащение мероприятия: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, конверты с заданиями, реактивы для проведения опытов, характеризующих химические свойства металлов, портреты ученых-химиков.
Межпредметные связи: физика, материаловедение
Прогнозируемый результат:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Содержание и сценарий мероприятия
-
Организационный момент
Участники собираются в кабинете химии. Преподаватель химии объясняет цель мероприятия и правила проведения квеста.
Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек. В игре предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Задача игроков заключается в том, что нужно уметь применять логику, смекалку и знания, а так же работать в команде. В нашей игре ваша цель – найти металл.
Сейчас каждая команда выбирает конверт с названием и инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах находится информация о месте перемещения. Сначала находите подсказку, которая вас отправляет в определенный кабинет. В каждом кабинете вы выполняете задание. При правильном выполнении получаете часть пазла и следующую подсказку. Переходите в другой кабинет и выполняете новое задание. Таких заданий будет четыре. И вы должны получить четыре части пазла. На выполнение каждого задания дается не более 5 минут.
Затем возвращаетесь в кабинет химии и выполняете пятое задание - складываете из частей целый пазл и узнаете металл. Оценивается правильность выполнения заданий (соответственно количество собранных частей пазла) и время.
-
Прохождение участниками всех локаций квеста
Подведение итогов и награждение победителей
Информационное обеспечение
1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
4. hemi.wallst.ru - образовательный сайт для школьников;
5. xumuk.ru - сайт о химии для химиков.
6. Юный химик (http://ychem.euro.ru/index.htm#nov)
7. Мир химии (http://www.chemistry.narod.ru/)
8. Web-квест по химии (http://schoolsector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/index.html)
Приложение №1
ЗАДАНИЕ № 1 «РЕБУСЫ»
Каждой команде предлагаются ребусы в картинках, за определенное время (5мин.) команды должны разгадать их. Для получения пазла необходимо дать правильный ответ на 8 - 10 ребусов.
1. ЖЕЛЕЗО
2. ОЛОВО
3. МАГНИЙ
4.ЗОЛОТО
5. НАТРИЙ
6. СВИНЕЦ
7. КАЛЬЦИЙ
8. ТЕЛЛУР
9. СЕРЕБРО
10. РТУТЬ
ЗАДАНИЕ № 2 «МЕТАЛЛЫ В ИСТОРИИ»
Каждая команда получает историческую справку. Необходимо за 5мин. дать пояснение о каком металле идет речь. Для получения пазла необходимо правильно ответить на 2 задания.
-Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания? (Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)
- Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций? Внимание вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция? (Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже ~14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу)
- Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны, растворил его в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Золото. В нацистской Германии было запрещено принятие Нобелевской премии после того, как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору. Когда в 1940 году немцы оккупировали Копенгаген, химик растворил эти медали в царской водке. А после окончания войны экстрагировал спрятанное в царской водке золото и передал его Шведской королевской академии наук. Там изготовили новые медали и повторно вручили их фон Лауэ и Франку.)
- В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос, назовите этот металл. (Ответ: Платина известна с давних времен. Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились с ним в Южной Америке (на территории современной Колумбии). Внешне он похож на серебро. Слово platina буквально означает "маленькое серебро". Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. В Южной Америке в XVII веке платину считали "поддельным серебром", и однажды ее запасы для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане.)
ЗАДАНИЕ № 3 «СОСТАВЬ СЛОВА»
Команды должны за 5 мин. составить слова – металлы из букв слова «Катодолюминиесценция». Пазл получает команда, составившая из данного слова от 8 до 17 названий металлов. ( Можно повторять буквы и добавлять буквы:«Й», «Ь»)
1. Алюминий
2. Калий
3. Никель
4. Цинк
5. Осмий
6. Таллий
7. Тантал
8. Титан
9. Скандий
10. Актиний
11. Лантан
12. Неодим
13. Литий
14. Медь
15. Кальций
16. Кадмий
17. Индий
ЗАДАНИЕ № 4 «ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»
Каждой команде предлагается выполнить химические реакции, демонстрирующие взаимодействие металлов с соляной кислотой. Команда получает пазл при условии соблюдения техники безопасности при выполнении эксперимента, правил взаимодействия металлов с кислотами, правильного написания уравнения реакций.
Реактивы: HCL, Fe, Cu, Zn, Mg.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, пробирки, склянки с реактивами, шпатель.
Приложение № 2
Команда № 1 ЭЛЕКТРОН
Пункт №1 « Склеенное предложение»
Отдели слова друг от друга, сосчитай их количество, прибавь цифру 208 и получишь номер кабинета, где тебя ожидает задание.
Хлорпипеткацинкиттрийбромсвинецкислотамедь
Пункт № 2 Молекулярная масса
Номер кабинета, где тебя ожидает задание, равен молекулярной массе Na2CO3 +100
Пункт № 3 «Портрет Ученого»
В кабинете № 217 под портретом русского разностороннего ученого: химика, физика, метролога, экономиста, воздухоплавателя, приборостроителя, открывшего в 1869 году периодический закон химических элементов, вас ожидает подсказка, где искать следующее задание.
Пункт № 4 Зашифрованное вещество
В кабинете № 218 под склянкой с веществом, которое применяется в медицине для приготовлении экстрактов, настоек, является органическим растворителем, вас ожидает подсказка, где искать следующее задание.
Пункт № 5
Выполнив все задания вернись в кабинет № 217!
Команда № 2 ПРОТОН
Пункт №1 « Склеенное предложение»
Отдели слова друг от друга, сосчитай их количество, прибавь цифру 198 и получишь номер кабинета, где тебя ожидает задание.
Титанкислородколбареакциякобальтпробкамелиридий.
Пункт № 2 Молекулярная масса
Номер кабинета, где тебя ожидает задание, равен молекулярной массе FeCO3 +100
Пункт № 3 «Портрет Ученого»
В кабинете № 217 под портретом известного русского химика, родоначальника научной школы органической химии, основателя теории строения органических веществ, вас ожидает подсказка, где искать следующее задание.
Пункт № 4 Зашифрованное вещество
В кабинете № 218 под склянкой с веществом, одной из важнейших пищевых добавок, без применения которой вся приготовленная еда будет пресной, вас ожидает подсказка, где искать следующее задание.
Пункт № 5
Выполнив все задания вернись в кабинет № 217
Команда № 3 НЕЙТРОН
Пункт №1 « Склеенное предложение»
Отдели слова друг от друга, сосчитай их количество, прибавь цифру 209 и получишь номер кабинета, где тебя ожидает задание.
Аргоназотоксидбориттриймедьпробиркасоль
Пункт № 2 Молекулярная масса
Номер кабинета, где тебя ожидает задание, равен молекулярной массе SnSO4 + 3
Пункт № 3 «Портрет Ученого»
В кабинете № 217 под портретом итальянского ученого, физика и химика, именем которого названа универсальная постоянная — число молекул в одном моле идеального газа (ЧИСЛО…..), вас ожидает подсказка, где искать следующее задание.
Пункт № 4 Зашифрованное вещество
В кабинете № 218 под склянкой с веществом, которое используется в пищевой промышленности, в кулинарии, в медицине, как нейтрализатор ожогов кожи и слизистых оболочек человека кислотами и снижения кислотности желудочного сока, вас ожидает подсказка, где искать следующее задание.
Пункт № 5
Выполнив все задания вернись в кабинет № 217