Химия цвета

2
0
Материал опубликован 14 April



Технологическая карта урока

Учитель химии – Пелагеина Е. В.,

МБОУ СОШ №15 г. Мичуринска

Тамбовской области

Предмет: Химия

Класс: 11

Тема занятия: Химия цвета

Форма проведения: Урок изучение нового материала

Используемый УМК: В.В. Ерёмин, Н.Н. Кузьменко, В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин «Химия. 10 – 11класс: углубленный уровень» - М.: Дрофа, 2020)

Актуальность:

Нас окружают соединения и вещества различных цветов. Почему вещества имеют разные цвета, а некоторые соединения изменяют свою окраску подобно хамелеонам? Это актуально в свете развития новых разработок в области аналитической химии и получения материалов в области нанотехнологий.

Цель: сформировать у обучающихся основные понятия – пигменты, красители их  составляющие, выяснить их назначение и  области применения.



Планируемые результаты обучения: 

Личностные:

в ценностно-ориентационной сфере — создать условия работы в коллективе и  индивидуально, воспитывая  тем самым ответственность перед выполнением заданий, добросовестность;

в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере — развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, умения самостоятельно добывать нужную информацию.



Метапредметные:

использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

использование различных источников для получения химической информации.



Предметные:

1. В познавательной сфере:

углубить и расширить знания учащихся о способах получения и использования красителей на примере использования в качестве реактивов для качественного определения веществ;

определить, что влияет на цвет соединений;

знать особенности протекания окислительно-восстановительных реакций в различных средах;

развить умения и навыки прогнозирования продуктов реакций окисления - восстановления;

уметь объяснять явления, происходящие в ходе химических реакций;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

указать на градообразующую роль предприятий по производству красителей и пигментов.

3. В трудовой сфере:

уметь выполнять химический эксперимент по качественному определению веществ.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

знать способы безопасного обращения с веществами и оборудованием;

оценивать влияние химических производств на состояние окружающей среды.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Объявляет тему занятия (экскурсии), раскрывает цели и задачи.


 Приветствуют учителя.

Записывают дату и тему занятия.

Регулятивные: познавательная инициатива.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации.



Изучение новых знаний и способов деятельности


 Сопровождает обобщенные выводы приведением конкретных примеров.

Демонстрирует учащимся таблицы, схемы в презентации с целью иллюстрирования отдельных выводов; задает учащимся вопросы, предлагает тексты заданий, облегчающих понимание их смысла.

Проводит инструктаж учащихся (по составлению таблиц по работе с текстом учебника).

 Рассматривают классификации красителей и пигментов;

знакомятся с особенностями и направлениями применения;

объясняют явления, происходящие при проведении качественных реакций как органических, так и неорганических веществ.

Конспектируют основные понятия в тетради.

Знакомятся с таблицей «Качественные реакции».


Получают информацию об изменении цвета в реакциях ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций; анализируют текст учебника и выясняют особенности изменения цвета продуктов окислительно-восстановительных реакций в зависимости от среды протекания.

Лабораторный опыт «Цветовая палитра в пробирках»

 Личностные:

нравственно-этическое оценивание

усваиваемого содержания.

Познавательные: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний,

использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Закрепление нового материала

 Предлагает учащимся задания и дает краткие пояснения к ходу решения экспериментальных задач.

Задает наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

Обсуждает возможные последствия, сделанные исходя из неверных предположений.

Включает учащихся в аргументацию выдвинутой гипотезы.

Организует химический эксперимент учащихся, акцентирует наблюдения ученика.

Задает вопросы, ориентированные на проверку усвоения учащимися нового материала.

Затем предлагает самостоятельное проведение эксперимента.

 Лабораторный опыт «Цветовая палитра в пробирках»

Выполняют задания и решают предложенные задачи.

Проводят химический эксперимент.

Приводят собственные примеры, иллюстрирующие изменение цвета.



















Выполняют взаимоконтроль.

Решают экспериментальные задачи

 Познавательные: анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;

использование знаково-символических средств;

поиск необходимой информации;

установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений;

координирование в сотрудничестве разных позиций;

достижение договоренностей и согласование общего решения,

разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;

управление поведением партнера

адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Регулятивные: волевая саморегуляция

познавательная инициатива.

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; выработать свою жизненную позицию в отношении мира, самого себя и своего будущего.

Первичный контроль

 Проводит контроль знаний

 Самостоятельное выполнение задания «Хамелеон».

Составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций, делают выводы о влиянии среды на процессы окисления – восстановления.

 

 

 Познавательные: подведение под понятие  использование общих приемов решения задач;

использование знаково-символических средств;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

построение речевых высказываний

выведение следствий.

Регулятивные: контроль, коррекция,

волевая саморегуляция.

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Рефлексия

 

Задает вопросы ученикам.




Подводит итог урока, комментирует задание, записанное на доске, объявляет оценки.

 Отвечают на вопросы:

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать…

 

 

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения;

планирование учебного, сотрудничества.

Личностные: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности.

Домашнее задание

Задает домашнее задание.


Записывают домашнее задание в дневник.




Лабораторный опыт «Цветовая палитра в пробирках»

Реактивы: 5-% растворы хлорида железа (III), роданида калия, хромата калия, иодида калия, нитрата серебра (нитрата свинца (II)), сульфата никеля (II), сульфата меди (II), хлорида кобальта (II), 10-% растворы аммиака, гидроксида натрия, серной кислоты.

Оборудование: штатив с пробирками (10 шт.)

Для получения цветов радуги в разных пробирках в 7 пробирок сливаем попарно следующие растворы.

В 1-ю пробирку хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет):

FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl

Во 2-ю пробирку: раствор хромата калия подкисляем серной кислотой (оранжевый цвет):

2CrO4 + Н2SO4 = К2Cr2O7 + К2SO4 + Н2O

В 3-ю пробирку: нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет):

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3 или

AgNO3 + KI = AgI + KNO3

В 4-ую пробирку: сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет):

NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4

В 5-ую пробирку: сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет):

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2Na2SO4

В 6-ую пробирку: сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет):

CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4

В 7-ую пробирку: хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет):

CoCl2 + 2KCNS = Co(CNS)2 + 2KCl

Задание «Хамелеон»


Реактивы: 5-% растворы перманганата калия, сульфита натрия, 10-% растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, вода.

Оборудование: 4 химических стакана, стеклянная палочка.


В четыре химических стакана налили малиновый раствор перманганата калия. Прилили немного в первый цилиндр разбавленной соляной кислоты, во второй — воды, а в третий – раствор гидроксида натрия. Затем добавили во все стаканы сульфит натрия и хорошо перемешали стеклянной палочкой. В первом стакане мгновенно обесцвечивается раствор, во втором наряду с обесцвечиванием выпадает бурый хлопьевидный осадок, а в третьем малиновая окраска меняется на ярко — зеленую. 4 стакан – контроль (исходный) малиновый раствор перманганата калия.

В этих опытах видно, как ведет себя перманганат калия в различных средах.

Так в кислой среде он восстанавливается до иона Mn2+ (бесцветный раствор):

2КМnО4 + 5Na2SO3 + 6HСl = 2MnСl2 + 3H2O + 5Na2SO4 + 2KСl

В нейтральной среде восстановление идет до оксида марганца (IV) (бурый осадок):

2КМnО4 + 3Na2SO3 + H2O = 2MnO2↓ + 2КOН + 3Na2SO4

В сильнощелочной среде образуются ионы MnО42- (зеленый цвет):

2КМnО4 + Na2SO3 + 2NaOН = Na2MnO4 + Na2SO4 + K2MnO4 + H2O

Домашнее задание:

Приведите примеры химических реакций с участием органических соединений, в которых изменяется цветовая палитра, а также примеры «веществ-хамелеонов». Составьте соответствующие уравнения реакций.


Литературные источники

Матвеева, Е. В. Химическая радуга / Е. В. Матвеева, Р. З. Марданова, Л. И. Матвеева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/young/archive/17/1244/ (дата обращения: 08.02.2023).

Аналитическая химия. Качественный анализ. Г. М. Жаркова, Э. Е. Петухова, Санкт-Петербург «Химия», 1993.(стр.235–236).

Артеменко А. И. «Органическая химия и человек» (теоретические основы, углублённый курс). Москва, «Просвещение», 2000.

Киплик Д. И. Техника живописи- М.:СВАРОГ и К, 1998

Практикум по качественному химическому полумикроанализу. М. В. Михалева, Б. В. Мартыненко, М.: Дрофа, 2007. (стр.72–75).

Фадеев Г. Н. «Химия и цвет» (книга для внеклассного чтения). Москва, «Просвещение», 1977

Занимательно о химии. Из книг В.В Рюмина https://www.nkj.ru/archive.

Сколько цветов в радуге? Какие цвета в радуге http://fb.ru/article.

Химия в уравнениях реакций. Ж. А. Кочкаров, Ростов -на-Дону, «Феникс», 2017, (стр.182–211, 226–229,213–223). Хром и его соединения https://www.tutoronline.ru/blog/hrom-i-ego-soedinenij.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.