Программа по химии в 8 классе «Занимательная химия»

0
0
Материал опубликован 12 December 2018

Рабочая программа

«Занимательная химии»

(34 часа, 1 ч в неделю)

Пояснительная записка.

     Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний

    В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

     В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, целесообразно ввести предпрофильную подготовку. Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

Курс "Занимательная химия" выполняет следующие функции:

·        развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

·        формирует у учащихся глубокий и устойчивый интереса к миру веществ и химических превращений,

·        приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике;

·        создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.

·        позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

Планируемые результаты освоения курса "Занимательная химия"

При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

·        сформировывать навыки и умения научно-исследовательской деятельности; 

·          продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; 

·        формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

·        формирование презентационных умений и навыков;

·        формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;  презентационных умений и навыков

·        в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

·        формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

·        в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

·        проверить свои возможности и способности в естественной  образовательной области.

Метапредметные:

·        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

        умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

·        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;

·        умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·        умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·        умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью;

·        формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

 

·        формирование и развитие экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.

 Предметные:

1.В познавательной сфере:

·        Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами; 

·        Правила сборки и работы лабораторных приборов;

·        Определение массы и объема веществ

·        Правила экономного расхода необходимых реагентов

·        Более полно изучить качественные реакции в химии

·        классифицировать изученные объекты и явления;

·        умереть решать задачи различных уровней сложности

·        находить нестандартные способы решения поставленных задач

·        делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

·        структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

2.В ценностно – ориентационной сфере:

·        анализировать  и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

3. В трудовой сфере:

·        проводить химический эксперимент;

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

·        оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Количество часов в неделю -1.

Количество детей в группе – 15 человек.

Материально-техническая база: - кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.

 

Основное содержание курса (34ч)

Раздел I. Химическая лаборатория

Тема 1. Устройство химической лаборатории (2ч) Ознакомление с кабинетом химии, школьной лабораторией и изучение правил техники безопасности.

Тема 2. Материальное оснащение лаборатории (2ч)

Знакомство с лабораторным оборудованием. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

Тема 3. Алгоритм выполнения практических работ и основы безопасной работы (5ч) Нагревательные приборы и пользование ими. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Тема 4. Практическая химия (3ч) Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Химия в быту.

 

Раздел II. Расчётные задачи

Тема 1. Закономерности протекания химических реакций (5ч)

Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакций от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости реакций от температуры и от природы реагирующих веществ. Химическое равновесие. Термохимические расчёты.

Тема 2. Вывод химических формул веществ(2ч)

 Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.    

Тема 3. Задачи на нахождение неизвестного в растворах (7ч)

Растворимость. Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем. Задачи на нахождение процентного содержания вещества в растворе. Задачи на нахождение выхода продуктов реакции.

Тема4. Разбор задач повышенного уровня сложности (8ч)

Разбор задач из ОГЭ и ЕГЭ по химии. Задачи на углубление знаний по курсу химии. Разбор олимпиадных задач и заданий. 

 

Тематическое планирование.

 

№ п./п.

Тема

Количество часов

Раздел I. Химическая лаборатория

1

Устройство химической лаборатории

2

2

Материальное оснащение лаборатории

2

3

Алгоритм выполнения практических работ и основы безопасной работы

5

4

Практическая химия

3

Раздел II. Расчётные задачи.

1

Закономерности протекания химических реакций

5

2

Вывод химических формул веществ

2

3

Задачи на нахождение неизвестного в растворах

7

4

Разбор задач повышенного уровня сложности

8

 

ИТОГО:

34

  

Список учебно - методической литературы

1.     Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2017

2.     Рябов М.А.  Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы. К учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. М.: 2016

3.     Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.

4.     Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.

5.     Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.

6.     Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

7.     Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

8.     Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993. 9. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.

Комментарии
Комментариев пока нет.