Программа по химии в 8 классе «Занимательная химия»
Рабочая программа
«Занимательная химии»
(34 часа, 1 ч в неделю)
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, целесообразно ввести предпрофильную подготовку. Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Курс "Занимательная химия" выполняет следующие функции:
· развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
· формирует у учащихся глубокий и устойчивый интереса к миру веществ и химических превращений,
· приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике;
· создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
· позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
Планируемые результаты освоения курса "Занимательная химия"
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
· сформировывать навыки и умения научно-исследовательской деятельности;
· продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
· формирование презентационных умений и навыков;
· формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами; презентационных умений и навыков
· в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
· формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
· в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
· проверить свои возможности и способности в естественной образовательной области.
Метапредметные:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные:
1.В познавательной сфере:
· Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
· Правила сборки и работы лабораторных приборов;
· Определение массы и объема веществ
· Правила экономного расхода необходимых реагентов
· Более полно изучить качественные реакции в химии
· классифицировать изученные объекты и явления;
· умереть решать задачи различных уровней сложности
· находить нестандартные способы решения поставленных задач
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
2.В ценностно – ориентационной сфере:
· анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
· проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов в неделю -1.
Количество детей в группе – 15 человек.
Материально-техническая база: - кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Основное содержание курса (34ч)
Раздел I. Химическая лаборатория
Тема 1. Устройство химической лаборатории (2ч) Ознакомление с кабинетом химии, школьной лабораторией и изучение правил техники безопасности.
Тема 2. Материальное оснащение лаборатории (2ч)
Знакомство с лабораторным оборудованием. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
Тема 3. Алгоритм выполнения практических работ и основы безопасной работы (5ч) Нагревательные приборы и пользование ими. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Выпаривание и кристаллизация. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Тема 4. Практическая химия (3ч) Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Химия в быту.
Раздел II. Расчётные задачи
Тема 1. Закономерности протекания химических реакций (5ч)
Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакций от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости реакций от температуры и от природы реагирующих веществ. Химическое равновесие. Термохимические расчёты.
Тема 2. Вывод химических формул веществ(2ч)
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.
Тема 3. Задачи на нахождение неизвестного в растворах (7ч)
Растворимость. Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем. Задачи на нахождение процентного содержания вещества в растворе. Задачи на нахождение выхода продуктов реакции.
Тема4. Разбор задач повышенного уровня сложности (8ч)
Разбор задач из ОГЭ и ЕГЭ по химии. Задачи на углубление знаний по курсу химии. Разбор олимпиадных задач и заданий.
Тематическое планирование.
№ п./п. |
Тема |
Количество часов |
Раздел I. Химическая лаборатория |
||
1 |
Устройство химической лаборатории |
2 |
2 |
Материальное оснащение лаборатории |
2 |
3 |
Алгоритм выполнения практических работ и основы безопасной работы |
5 |
4 |
Практическая химия |
3 |
Раздел II. Расчётные задачи. |
||
1 |
Закономерности протекания химических реакций |
5 |
2 |
Вывод химических формул веществ |
2 |
3 |
Задачи на нахождение неизвестного в растворах |
7 |
4 |
Разбор задач повышенного уровня сложности |
8 |
|
ИТОГО: |
34 |
Список учебно - методической литературы
1. Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф. Г. Химия. 9 класс. – М.: «Просвещение», 2017
2. Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы. К учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. М.: 2016
3. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
4. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
5. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – М.: Дрофа, 2004.
6. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
7. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
8. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993. 9. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.