12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена Анатольевна110
жизнь прекрасна и мне в ней интересно
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Учителя химии»
Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Тема «Химия – наука чудес»



Оглавление



Методические рекомендации для преподавателей ……………………………………………..


План проведения …………………………………………………………………………………..


Список использованных источников…………………………………………………………….


Приложение А Гимн химии ………………………………………………………………………

Приложение Б Занимательные опыты……………………………………………………………

Приложение В Задачи для команд………………………………………………………………..

Приложение Г Критерии оценки для жюри……………………………………………………..


Рецензия…………………………………………………………………………………………….



Методические рекомендации для преподавателей



Внеклассное мероприятие «Химия – наука чудес» для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания проводится преподавателем дисциплины «Химия». Объединяет теоретические знания и практические умения дисциплин химия, а также в области экологии и физиологии питания.

Преподаватель проводят подготовительную работу по составлению плана проведения мероприятия, продумывает содержание, подробно и последовательно выстраивает этапы проведения, обдумывают свои действия и педагогические приемы, распределяют время и т.д.

В ходе подготовки используется следующее оборудование: персональный компьютер, посуда, оборудование, реактивы, презентация в программе PowerPoint.

В начале мероприятия преподаватель создает условия для определения целей и задач, мотивируя студентов к познавательной деятельности: интересные моменты в познании химии.

Далее происходит выступление ведущих, проведение опытов, презентация, работа в командах, подведение итогов жюри, определение победителей победителей.

Для проведения конкурса студенты должны знать: ученых-химиков, пословицы, качественные реакции 3 аналитической группы катионов..

И соответственно студенты должны уметь: решать задачи, определять катионы. В результате студенты должны закрепить свои умения анализировать состав раствора.

Время проведения мероприятия 120 минут.

В процессе проведения конкурса преподаватель наблюдает за работой студентов, предоставляя им творческую самостоятельность.

Успешность мероприятия определяется актуальностью темы, ее значимостью для каждого студента, в ходе проведения должны сделать вывод о важности изучения химии.

На внеклассном мероприятии царит творческая обстановка, все заняты своим делом, заинтересованы в результатах своего труда.

В ходе подготовки к конкурсу преподаватель и студенты готовят дополнительный теоретический и практический материал, который приводится в данных методических рекомендациях.




Тема: Химия – наука чудес


Методическая идея: демонстрация применения элементов развивающей технологии.


Цели внеклассного мероприятия создать условия:

для обобщения и систематизации знаний, формирования компетенций;

для применения знаний, умений и навыков в практической деятельности;

для привития интереса к дисциплине Химия, расширения кругозора обучающихся.


Задачи внеклассного мероприятия:

1) Обобщение и систематизация знаний в области химии

2) Решение химических задач командой на время

3) Определение в растворе катионов 3 аналитической группы


Тип занятия: обобщения и систематизации


Методы обучения: наглядный, словесный, практический


Оснащение конкурса:

Оборудование: компьютер, проектор, посуда, реактивы, оборудование

Программное обеспечение: Power Point


Отведенное время: 120 минут




Этап деятельности

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1Орг. момент. Актуализация темы

2

Здравствуйте!

Тема нашего конкурса – «Химия – наука чудес». Ни для кого не секрет, что химия важная наука для современного человека. Поэтому важно изучать химию и применять эти знания в профессиональной деятельности

Приветствуют







2Создание проблемной ситуации.

1

Важная часть химического знания – это умение решать задачи, как теоретические, так и практические. Кроме этого соревнование команд подразумевает взаимодействие между участниками









3Постановка цели

1


Цель: обобщить и систематизировать знания; научить применять знания, умения и навыки в практической деятельности; привить интерес к дисциплине, расширить кругозор

Ведущий:

О, физика, наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть будет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанья человеческие шире.
М. Алигер




Слайд 2






4 Планирование

1

задачи, которые служат этапами нашей работы.

1) Обобщение и систематизация знаний в области химии

2) Решение химических задач командой на время

3) Определение в растворе катионов 3 аналитической группы


Слайд 2


5Реализация плана

1 пара

Проведение конкурса

1. По жребию создаются 4 команды.

2. Двое ведущих проводят конкурсы, используя презентацию.

3. Жюри (студенты старшего курса, преподаватели), оценивают качество ответов и заданий.

4. Подведение итогов, награждение.


Конкурс проводится с 20 по 30 ноября 2017 года в рамках декады ПЦК товароведения.





Раздает фишки за правильный ответ




































































Конкурс: Узнай великого химика




Определите чистые вещества и смеси.

Конкурс «Реши задачу»




Конкурс «Отгадай катион»

Выходят несколько химиков: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы сегодня собрались с вами, чтобы прославить самую удивительную из наук – химию.

Ведущий 2: Ну, ребята вы не правы, разве можно прожить без литературы или истории? Ну, а химию вовсе и знать не обязательно?
Химики (по очереди): Ах так! А мы сейчас посмотрим? Ну-ка, отгадайте наши загадки!
1. В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился. (Сахар)
2. Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит. Знает, знает весь народ – коль ушиб, то нужен… (йод)
3. Это что за наказание – выключается сознание. 
Заплетаются слова, закружилась голова. 
Я на солнышке лежал, вдруг сознанье потерял.
Как откачали – не помню я, знаю лишь, что мне помог
Гидроксид … (аммония) 
4. Меня даёт огонь в печи и пламя маленькой свечи.
Стоит только сделать вдох, чтобы я явиться смог,
(Углекислый газ)
Ведущий 1:  А вот ещё одна загадка. Да, не торопитесь, подумайте!
На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде на стол, где сидел князь и его приближенные. А гости попроще уходили "не солоно хлебавши". 

Ведущий 2:  Вы, пожалуй, правы. Ни одной отрасли промышленности не обойтись без знаний по химии. И всё же уморили вы нас своими загадками. Пора и отдохнуть.
Химик: Ну это запросто! Ребята вы фокусы любите?
(выходит «фокусник»)

Два студента проводят опыты


Ведущий 1: Что-то пить хочется!
Химик: Ну, это можно. Чего бы ты хотел выпить?
Ведущий 2: Ну не знаю. Может молока (выносят стакан с «молоком» опыт № 1,2 и ещё несколько «пустых» стаканов)
Химик: Запросто! 
Ведущий 1: Нет лучше водички (опыт № 2)…нет или компотику (опыт № 3)… нет или лучше газировки (опыт № 4)…

Опыт «Несгораемый платок»

Опыт «Вулкан»

Опыт «Дым без огня»

Опыт « Превращение молока в воду, компот, газировку»
Ведущий 1: Здорово! А как это у вас получается?
Химик: Будешь дружить с химией – узнаешь!
Ведущий 2: Что-то мне пить расхотелось! А у меня тоже для вас есть задание.

Переводил я пословицы с иностранного языка, и какая-то ерунда получилась. Может поможете?

Конкурс 2 Перевёртыши
1. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.) 
2. Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит.) 
3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.) 
4. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.) 
Ведущий 1: Вот здорово, а я бы вовек не догадался. Спасибо вам за интересный рассказ о химии. Теперь и я буду дружить с такой замечательной наукой!

Все по очереди.
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать, Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!
Моя родная химия, 
Пусть нет тебя опасней, 
Но нет необходимее 
И нет тебя прекрасней! 

Ведущий. В конкурсе «Визитная карточка команды» участвуют все члены команды. Каждая команда представит нашему вниманию свою «визитку» - это эмблема и название команды, а также приветствие соперникам, болельщикам. Максимальная оценка: 5 баллов. Пожалуйста, команды на сцену.

На экране портрет химика, командам по очереди предоставляется возможность назвать фамилию ученого, за правильный ответ 1 балл


В ответе должно быть: В - если это вещество, и С - если это смесь:

Задание на время: в течении 10 минут каждая команда должна решить максимальное количество заданий. Каждая решенная задача оценивается в 1 балл. Командам предоставляется возможность вытянуть свой вариант задания

Катионы 3 аналитической группы









Слайд 3

















(Поваренная соль)





























Слайд 4












Слайд 5





Слайд 6







Слайд 7






Слайд 8




Слайд 9


Приложение


6Презентация продукта и его обсуждение

5

Подведем итог нашей работы.

В нашем конкурсе соревновались 4 команды, …Слово предоставляется жюри.

По мере выполнения заданий команды сдают работы в жюри, которое подсчитывает общий итог


7Обобщение Подведение итога

2

Жюри поработало и определило победителей.

Объявлениее победителей


8Организация рефлексии

2

Что вам запомнилось при работе над конкурсным заданием?

Понравились задания?

Какое задание было самым сложным?

Самым простым?

- Да, можно заменить.

- Да, можно придумывать новые рецепты



Список использованных источников



Основные источники:

Алексашин, Ю.В. Общая химия : учебное пособие / Ю.В. Алексашин. – М. : Дашков и К, 2010. – 282 с.

Ерохин, Ю. М. Химия : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Ю. М. Ерохин – М. : Академия; НМЦ СПО, 2011. – 400 с.

Ерохин, Ю. М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) / Ю. М. Ерохин, В. И. Фролов – М. : Высш. шк., 2010. – 304 с.

Саенко, О.Е. Химия для колледжей / О.Е. Саенко. – М. : Феникс, 2010. – 282 с.


Дополнительные источники:

Кочеткова А. А. Химия: рабочая тетрадь : учеб. пособие / авт.-сост. А. А. Кочеткова, – Барнаул, 20151. – 121 с.

Лидин, Р.А. Химия. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Р.А. Лидин. – М. : АСТ, 2011. – 286 с.

Лидин, Р.А. Химия : справочник школьника / Р.А. Лидин. – М. : АСТ, 2011. – 286 с.

Петров, М. М. неорганическая химия / М. М. Петров, А. А. Михалев, Ю. Н. Кукушкин. – Л. : Химия, 2002. – 386 с.

Саенко, О.Е. Аналитическая химия : учебник / О.Е. Саенко. – М. : Феникс, 2011. – 287 с.


Интернет-ресурсы:

Маркин В.В. Учебник по Органической химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemexpress.fatal.ru/Navigator/Ehandbooks.html

Мануйлов А. В., Родионов В. И. Основы химии. Интернет-учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hemi.nsu.ru/index.htm

Открытая химия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemistry.ru/index.php

Химия для всех : обучающая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/START.html

Электронный учебник по химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alhimikov.net/elektronbuch/menu.html


Приложение А

Гимн химии

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Ацетилен в сметану превратить,
Весь водород в конфеты переделать,
Из кислорода масло получить.
П/в: Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам. 
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!
2. Нам не чета филологи-пижоны.
Историков за пояс мы заткнём, 
А если будут чем-то не довольны,
Устроим «бум» и дружно пропоём.
П/в.
3. Мы рождены, чтобы пролить что льётся,
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Мы собрались, чтоб химию прославить,
А химию должны все-все любить!
П/в.
Всё выше, и выше, и выше
К вершинам науки идём
И если с пути не собьёмся
то значит получим диплом

Приложение Б

Химические занимательные опыты


Опыт «Несгораемый платок»

1вариант. Платок пропитать раствором силиката натрия и высушить. Смочить спиртом, поджечь. Спирт сгорает, платок остаётся невредимым.
2 вариант. Влажный платок смочить спиртом. Эффект тот же самый.

Опыт «Вулкан»

На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.
Опыт «Дым без огня».

Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу

Опыт « Превращение молока в воду, компот, газировку»

Раствор хлорида кальция и соляной кислоты («молоко»).

2. Добавить несколько капель соляной кислоты, Жидкость вскипает и становится бесцветной (вода).
3. Перелить полученный раствор в другой стакан, стенки которого смочены раствором лакмуса. Изменение окраски раствора лакмуса в кислой среде (красный – «компот»).
4. Перелить в стакан, на дне которого тонким слоем (незаметно) насыпан порошок мела или известняка (выделение углекислого газа – «газировка»).
Опыт «Заживление раны»

На столе три пузырька: «йод», «спирт», «живая вода».

На сцену приглашают самого смелого мальчика. Ваткой смазывают руку «йодом», по руке проводят тупым ножом, смоченным в «спирте». На руке видна «рана» и «кровь». Затем смазывают место пореза «живой водой», рана исчезает.

«йод» - раствор FeCl3, «спирт» - KCNS, «живая вода» - NaF.

Опыт.  «Таинственная надпись»

На листе белой бумаги деревянной палочкой медным купоросом делают какую-либо надпись. Когда бумага высохнет, нужно подержать ее над крепким раствором аммиака. Появляется надпись, окрашенная в синий цвет.

















Приложение В

Задачи для команд

Вариант 1

Напишите электронные формулы для следующих элементов: 14Si 

Сколько граммов вещества следует взять для приготовления 1 л 0,1 М раствора K2CO3.

Концентрация ионов ОН- равна 10-9. Определить рН.

В 1 л воды поместили 200 г металлического калия. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида калия.

Найти количество гидроксида калия, если на титрование 5 мл 0,1н раствора пошло 10 мл КОН.

Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 80% углерода и 17,2% водорода, если 5 л этого вещества весит 1,34 г.




Вариант 2

Напишите электронные формулы для следующих элементов: 13Al 

Сколько граммов вещества следует взять для приготовления 1 л 0,2 М раствора K2CO3.

Концентрация ионов ОН- равна 10-7 Определить рН.

В 2 л воды поместили 50 г металлического бария. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида бария.

Найти количество гидроксида калия, если на титрование 5 мл 0,1н раствора пошло 6,5 мл КОН.

Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 82,8% углерода и 20% водорода, если I л этого вещества весит 12,95 г.




Вариант 3

Напишите электронные формулы для следующих элементов: 16S 

Сколько граммов вещества следует взять для приготовления 1 л 0,1 М раствора K2SO4

Концентрация ионов ОН- равна 10-4. Определить рН.

В 0,5 л воды поместили 155 г металлического натрия. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида натрия.

Найти количество гидроксида калия, если на титрование 10 мл 0,1н раствораHCl пошло 7,5 мл КОН.

Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2% водорода, если 3 л этого вещества весит 5,89 г.




Вариант 4

Напишите электронные формулы для следующих элементов: 15P

Какую навеску ZnCl2 нужно растворить в 1 л, чтобы получился 0,5 М раствор

Концентрация ионов ОН- равна 10-6. Определить рН.

В 2 л воды поместили 50 г металлического калия. Определите массовую долю (%) полученного раствора гидроксида калия.

Найти количество поваренной соли, если на титрование 10 мл 0,1н раствора AgNO3 пошло 8.0 мл NaCl.

Найдите молекулярную формулу вещества, содержащего 92,3% углерода и 7,7% водорода, если 2 л этого вещества весит 2,32 г.

Приложение Г

Критерии оценки для жюри





Команда

Задание 1 Загадки(за каждый 1 балл)


Задание 2 Перевертыши(за каждый 1 балл)


Задание 3 Визитная карточка(5 баллов)

Задание 3 Узнай вещество(1 балл)

Задание 4 Задачи на время (6 баллов)

Экспериментальная задача (6 баллов)

Итого

1








2








3








4









2


Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.