Сценарий внеклассного мероприятия «Математическое поле чудес»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя школа № 5»
Вельского района Архангельской об
Здесь будет файл: /data/edu/files/r1446485002.ppt (Презентация "Математическое поле чудес")
ласти
Внеклассное мероприятие
Математическое
ПОЛЕ ЧУДЕС
Выполнила:
учитель математики
Песьякова Ольга Владимировна
с. Благовещенское
2015 г.
Математическое ПОЛЕ ЧУДЕС (Слайд 1 )
Цели игры: (Слайд 2 )
-Развивать познавательный интерес, интеллект
-Воспитывать стремление к совершенствованию знаний
Оборудование:
1. Игровое поле
2. Шкатулки
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. Сувениры участникам и победителям. .
План проведения мероприятия:
Правила игры.
Выбор игроков для первой тройки.
1 тур.
Выбор игроков для второй тройки.
2 тур.
Выбор игроков для третьей тройки.
3 тур.
Финальная игра.
Игра со зрителями.
Суперигра.
Подведение итогов.
Правила игры.
Игра называется «Поле математических чудес». Игра похожа на телевизионную версию игры «Поле чудес». Только эта игра полностью посвящена математике.
Учащиеся крутят барабан, отгадывают отдельные буквы и слова в целом. На игровом поле с вращающимся волчком отмечены сектора:
- числа – количество очков;
- «П» - приз — игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике;
- «+» - плюс — игрок может открыть любую букву по счёту (если эта буква встречается несколько раз, то открываются все);
- «Б» - банкрот, все очки сгорают;
- «Ш» - шанс — игрок может просить помощь зрителя для получения ответа или подсказки. Если зритель отвечает правильно, то ему выдается приз;
- «×2» - набранные игроком очки удваиваются.
В каждом туре участвуют по 3 игрока. Всего туров – 3. Победители туров участвуют в финальной игре. Для победителя финальной игры приготовлены призы по количеству набранных очков. Победитель участвует в суперигре. В суперигре устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Если участник игры отгадывает три буквы, то он имеет возможность выбрать одну из двух шкатулок: одна шкатулка – пустая, в другой – приз.
Выбор игроков для первой тройки:
1. (Слайд 3)Древнегреческий математик. Автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по геометрии. Биографические сведения о нём крайне скудны. Достоверным считается лишь то, что его научная деятельность протекала в Александрии в 3 в. до н.э. Его главная работа «Начала» содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел; в ней он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. (Евклид)
2. (Слайд 4)Хорошо известно, что математика ему не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам его сестры О.С. Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами".
Его лицейский друг И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на его растущий талант. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Он, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи". Автор слов :«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»
(А.С. Пушкин)
3. (Слайд 5)Его родиной был остров Самос (отсюда и прозвище - Самосский), где он появился на свет приблизительно в 580 г. до н. э. Его отцом был резчик по драгоценным камням. Согласно древним источникам, он с рождения отличался удивительной красотой; когда стал взрослым, носил длинную бороду и диадему из золота. Его одаренность также проявилась в раннем возрасте. В его школе много внимания уделялось музыке, живописи, физическому развитию, здоровью. Известно, что он четыре раза был Олимпийским чемпионом. Сначала судьи одной из первых в истории Олимпиады не хотели допускать его к соревнованиям по кулачному бою, укоряя его маленьким ростом. Он пробился и победил всех противников. (Пифагор)
1 тур. Ведущий представляет первую тройку игроков, рассказывает об их математических успехах, увлечениях.
Задание для первой тройки игроков. (Слайд 6)В возрасте 60 лет Пифагор женился на своей ученице, девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Она прониклась идеями мужа с такой полнотой, что после смерти стала центром пифагорейского ордена, и один из греческих авторов приводит, как авторитет, её мнение относительно учения Чисел. Она родила Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. (Феано)
Выбор игроков для второй тройки.
1 (Слайд 7 )Впервые этот счётный прибор появился, вероятно, в Древнем Вавилоне. 3 тыс. лет до н. э. Первоначально представлял собой доску, разграфлённую на полосы или со сделанными углублениями. Счётные метки (камешки, косточки) передвигались по линиям или углублениям. В 5 в. до н. э. в Египте вместо линий и углублений стали использовать палочки и проволоку с нанизанными камешками. (Абак)
2. (Слайд 8) Основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для их обозначения служат цифры, а также символы математических операций. Возникнув ещё в первобытном обществе из потребностей счёта, это понятие с развитием науки значительно расширилось. (Число)
3. (Слайд 9)Тысяча миллиардов - число, изображаемое единицей с 12 нулями, т.е. 1012. (Триллион)
2 тур. Игроки 2 тура занимают места возле экрана. Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для второй тройки игроков. (Слайд 10) Комбинация математических знаков, выражающая какое-либо утверждение. С её помощью довольно сложные предложения могут быть записаны в компактной и удобной форме. (Формула)
Выбор игроков для третьей тройки.
1. (Слайд 11) Математическое утверждение, истинность которого установлена путём доказательства. (Теорема)
2. (Слайд 12 ) Раздел математики, который можно грубо охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. В более широком смысле под ним понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел. (Алгебра)
3. (Слайд 13) Единственное число, которое нельзя написать римскими цифрами. Цифра «была изобретена в Индии в 5 веке. (Ноль)
3 тур. Участники третьей тройки занимают места возле экрана. Ведущий представляет участников игры, читает задание.
Задание для третьей тройки игроков. (Слайд 14) Один из пяти типов правильных многогранников, поверхность которого состоит из 20 треугольников. (Икосаэдр)
Игра проходит по сценарию игры с предыдущими тройками.
Финальная игра.
Финальное задание. (Слайд 15) Одна тысячная доля, 1/10 процента; обозначается (‰); используется для обозначения количества тысячных долей чего-либо в целом. Происходит (как и процент, лат. per cent — на сотню) от написания простой дробью: 27/1000 → 27 ‰; количество нулей в обозначении (3 нуля) соответствует количеству нулей в числе 1000.
(Промилле)
Есть некоторые величины (доли), традиционно измеряемые в промилле.
Например, фраза «солёность воды составляет 11 ‰ (одиннадцать промилле)», это то же самое, что и 1,1 %, и означает, что из общей массы воды 0,011 (11 тысячных) занимают соли; так, если взять 1 кг воды, то в ней будет 11 г солей.
Уровень содержания алкоголя в крови человека также часто выражается в промилле.
Победитель выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает суперигру победителю. Предложение принимается. Пока победитель отдыхает перед суперигрой, объявляется игра со зрителями.
Игра со зрителями.
1. (Слайд 16) На Тайване вы можете заметить, что практически нигде не встречается число «4». Дело в том, что на китайском языке око звучит как это слово. В 1995 году в Тайбэе даже был принят закон, официально разрешающий удалять эту цифру. Поэтому на Тайване в большинстве зданиях нет четвертого этажа. (Смерть)
2. (Слайд 17) Единица времени, которая длится примерно сотую долю секунды.(Миг)
3. (Слайд 18) Это мера объёма, равная объёму килограмма воды при температуре 4С. (Литр) Однако мало кому известно, что термин "литр" введён в честь француза Клода - Эмиля - Жана Батиста Литра. Он жил в 18 в. и занимался производством винных бутылок. Считается, что Литр первый из тех, кто стал производить лабораторную посуду, в частности, он придумал градуированные стеклянные цилиндры. Известно, что его родители также занимались производством винных бутылок. В 1763 г. на 47-м году жизни Литр предложил измерять объёмы жидкости с помощью единицы, которую впоследствии назвали литром.
Суперигра. Устанавливаются указатели призов, победитель крутит волчок, выбирает приз.
Задание для суперигры. (Слайд 19) Это слово происходит от имени великого среднеазиатского ученого 8–9 вв. Аль-Хорезми (Хорезм – историческая область на территории современного Узбекистана
Определение Д.Э. Кнута: Это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность.
Определение А.Н. Колмогорова: это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи. (Алгоритм)
Разрешается назвать 3 буквы. На обдумывание дается 1 мин.
Ведущий поздравляет победителя и подводит итоги игры «Поле математических чудес».
Источники:
1. Математический энциклопедический словарь под редакцией Ю.В. Прохорова. Москва, «Советская энциклопедия», 1988.
2. Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова. Москва, «Советская энциклопедия», 1987.
3.http://re-actor.net/facts/6741-interesting-facts-about-maths.html#ixzz3SVgOZfe2
4. http://mat-analiz.ru/index.
5.Для оформления презентации использовались шаблоны из ресурса http://pedsovet.su/ .