12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Людмила Николаевна287

Приложение 1 - Павлова Л.Н.
DOC / 7.45 Мб

/data/files/d1580018749.doc (Приложение 1 - Павлова Л.Н.)МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Сергиев Посад



Учебно-методическое пособие по дисциплине

«ТЕХНОЛОГИЯ»






для проведения зачетных занятий в системе СПО или НПО и профориентационных занятий в общеобразовательной школе

в игровой форме



Тема:

«Хобби или профессия?»










Составила: Павлова Людмила Николаевна,

учитель технологии и черчения и преподаватель дисциплин швейного профиля





2019 г.



Содержание:

Аннотация стр. 3

Введение стр. 3

Пояснительная записка стр. 7

Теоретическая часть стр. 7

Обобщение знаний, умений и навыков стр. 11

Средства контроля стр. 13

Критерии оценки стр. 19

Заключение стр. 20

Используемая литература стр. 21





















Аннотация

Вам приходилось слышать рассказы людей, у которых хобби переросло в профессию? Ведь всем известно, что, только занимаясь любимым делом, можно добиться настоящего успеха и быть счастливым. Шитьё своими руками, вышивание, макраме, вязание, - это не только интересные и захватывающие увлечения, но и очень полезные занятия, так как одновременно развивают моторику пальцев, полушария мозга и пополняют ваш гардероб. А в России умельцев достаточно. Если вы чувствуете, что этот дар преподнесён вам природой, то скорее определяйтесь, к какому виду рукоделия вас влечёт, и приступайте к занятиям.



Введение

Тема: «Хобби или профессия»

Дисциплины: рисунок, живопись, виды рукоделий, история костюма, материаловедение, конструирование и моделирование одежды, технология обработки швейных изделий, оборудование швейного производства (швейная практика)

Курс: I-III

Специальности: 072501 «Дизайн (по отраслям)»; 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»; 262019.03 «Портной»; 19601 «Швея»

Проблема:

недостаточность контрольно-оценочного материала по специальным предметам швейного профиля;

отсутствие системной информации, основанной на межпредметных связях у специальностей, связанных с производством одежды;

отсутствие информации о способах выбора дополнительного образования по интересам;

отсутствие специальной литературы по данной тематике (на этапе самоопределения).

Цель создания учебно-методического пособия – формирование приемов и навыков по определению своего уровня знаний по предметам, связанным с дизайном и производством одежды, по предпочтениям и видам рукодельных работ, оказание помощи при выборе дополнительного или основного профессионального образования.

Актуальность – востребованность специалистов на рынке труда для швейной промышленности и возможность профессионально заниматься любимым делом.

Новизна – необходимость систематизировать и сделать интересным процесс выбора занятия и контроля своих знаний, умений и навыков.

Цели

образовательные:

выявление, проверка и закрепление знаний учащихся по предметам: рисунок, живопись, виды рукоделий, история костюма, материаловедение, конструирование и моделирование одежды, технология обработки швейных изделий, оборудование швейного производства, производственная практика;

воспитательные:

воспитание интереса к изучаемым предметам, творческого отношения к избранной профессии или любимому занятию;

развивающие:

развитие внимательности, способности систематизировать полученные знания, умения и навыки;

формирование общей культуры будущего специалиста системы профессионального образования.

Общая стратегия пособия – развитие компетенций обучающихся через реализацию различных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи, решаемые учебно-методическим пособием:

решение дидактических задач через обобщение теоретических сведений из курса предметов художественного и швейного профиля;

активизация интеллектуальной деятельности обучающихся или абитуриентов, развитие познавательных интересов, мышления и воображения;

развитие и закрепление полученных компетентностных навыков;

развитие межпредметных связей в дисциплинах специального цикла.

Ожидаемые результаты использования учебно-методического пособия:

осуществление выбора направления основного или дополнительного образования в системе профессионального образования;

оценка своего уровня знаний по специальным предметам художественного или швейного профиля.

Практическая ценность учебно-методического пособия состоит в том, что:

дидактическая часть содержит сведения, позволяющие обучающимся или тестируемым вспомнить теоретический или практический материал и правильно ответить на вопросы карточек-заданий;

полученные ответы тестируемых позволят узнать уровень их подготовленности по профильным предметам или их предпочтения при выборе занятия для дополнительного образования.



Оснащение занятия:

карточки-вопросы по профилю занятия (разного цвета);

карточки-ответы в виде рисунков и надписей;

контрольно-оценочные таблицы;

цветовая таблица предметной связи вопросов для карточек-заданий;

критерий оценки (в форме таблицы).

Пояснительная записка


Настоящая работа призвана решить дидактические и развивающие задачи.

Дидактические задачи решаются путём обобщения теоретических сведений и практических навыков о процессе изготовления одежды и различных видах рукоделий, об истории костюма и цветовых композициях.

Развивающая задача решается путём практического применения игровой формы тестирования обучающихся. Конечный результат занятия – получение данных об уровне знаний предметов специального профиля для обучающейся аудитории или о своих знаниях и предпочтениях для выбирающих дополнительное образование.

Обобщение знаний и умений происходит в виде ролевой игры, которую могут проводить как преподаватели, так и специально проинструктированные обучающиеся.

Средства контроля в форме карточек-ответов (по типу игры «лото»), а также контрольных таблиц. По итогам контроля можно быстро проанализировать уровень усвоения темы.


Важное значение при решении образовательных задач имеют междисциплинарные связи. В частности, во время данного занятия студенты используют свои знания по нескольким профильным предметам. В процессе подготовки к занятию студенты могут обращаться к специальной литературе, перечень которой указан в завершающей части настоящего методического пособия.


Теоретическая часть


Сегодня в мире существует более 7000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. Если нет внутреннего голоса, который шепчет «иди в артисты» или «дизайнеры», то разобраться без соответствующей помощи в море занятий, специальностей и навыков тяжело. Но возможно! Постарайся для начала оценить свои интересы. Чем бы ты хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы тебе нравятся больше всего? Что ты любишь делать в свободное время? Есть ли у тебя хобби? Легко ли тебе даются контакты с людьми, особенно с посторонними?

Постарайся как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники. Напросись на экскурсию на предприятие, где ты своими глазами увидишь, чем занимаются представители той или иной профессии.
Еще лучше записаться в соответствующий кружок.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии?

8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/

1.Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это – и интересы, подкрепленные определенными способностями.

Типы профессий:

Человек — техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.

Человек — природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.

Человек — человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач. Продавец.

Человек — художественный образ: художник, дизайнер, писатель, артист.

Человек — знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик.

Как видите, деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии. Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело. Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности лица в процессе профессионального самоопределения. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил и набор навыков, которые приобретаются в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение соответствующей литературы, участие в работе кружков технического творчества, работа во время практики и многое другое. Исходя из этого, в процессе формирования у учеников готовности к выбору профессии необходимо обращать внимание на такие индивидуальные особенности. Прежде всего – это интересы, наклонности учеников. Профессиональные интересы отличаются конкретностью и целенаправленностью. Это интерес к той профессии, которую избирает для себя ученик. Развитие и формирование профессиональных интересов непосредственно связаны с познавательными интересами. Это интересы, которые направлены на овладение знаниями из профессии, понимание ее сути, овладение не только практическими, но и теоретическими основами данной профессии. Чем сильнее выражен профессиональный интерес, тем более глубокая потребность в овладении знаниями из конкретной профессии. Таким образом, выбор верной профессии зависит не только от индивидуально-типологических отличий учеников, а от их познавательных интересов, способностей и наклонностей.

Психологи Л. Виготский, О. Леонтьев, А. Петровский, С. Рубинштейн обосновали самую важную закономерность: развитие лица происходит в деятельности, причем лишь в той деятельности, которая насыщена элементами творчества и вызывает у человека позитивное отношение к данному виду труда. Всякая деятельность, в том числе и трудовая, представляет процесс взаимодействия индивида с действительностью, в котором и происходит становление его как лица. Отношение индивида к трудовой деятельности – это не просто психофизиологическое, но и социальное явление, чему социологи уделяют исключительно большое внимание. По их мнению, отношение человека к труду обусловлено тремя главными факторами: 1) социально-экономическим; 2) технологическим или функциональным (возможностью развития сущностных творческих способностей у данного лица в конкретном виде деятельности); 3) психолого-педагогическим (трудовой направленностью, содержанием и интенсивностью мотивов, интересов, склонностей, способностей, мировоззрением, волевыми и другими сторонами психической структуры лица).


Обобщение знаний, умений и навыков

Ролевая игра-тестирование – 2 часа

«Хобби или профессия?»

Цель: определить уровень подготовленности к зачету или экзамену по специальным предметам швейного профиля или свои предпочтения при выборе специализации для дополнительного образования

Знания и умения по темам:


Цвет и цветовые композиции;

Стиль, мода, пропорции;

Исторический костюм;

Элементы отделки костюма;

Виды рукоделий;

Виды и назначения предметов одежды;

Требования, предъявляемые к одежде;

Измерения фигуры, определяющие размер и полноту;

Конструктивные решения при проектировании одежды;

Конструктивное членение деталей кроя;

Конструктивные и технологические прибавки, их назначение;

Материалы для изготовления одежды и их свойства;

Производство и способы применения материалов для одежды;

Способы раскладки ткани при раскрое;

Ручные и машинные швы;

Последовательность обработки швейных изделий;

Операции влажно-тепловой обработки деталей швейных изделий;

Типы швейного оборудования и приспособлений;

Детали и механизмы швейных машин;

Правила безопасной работы при изготовлении одежды.


   План проведения занятия:

Выбрать из числа обучающихся исполняющих обязанности «менеджеров по персоналу», проинструктировать их.

Распределить между «менеджерами по персоналу» карточки-вопросы по темам или предметам (они окрашены в разные цвета).

Выдать карты с рисунками-ответами участникам игры и объяснить условия её проведения.

Проведение тестирования играющей аудитории «менеджерами по персоналу».

Подведение итогов занятия преподавателем.

Озвучивание результатов, выставление зачетных оценок по специальным предметам, осуществление участниками выбора профессиональной направленности или специализации дополнительного образования.

Карточки-вопросы и карты-ответы (см. Приложение 1)



Средства контроля



К средствам контроля относятся:

проверка результатов ответов на вопросы (номер карточки-вопроса и номер на карте-ответе должны совпадать);

проверка результатов ответов по определенной тематике (для определения профессиональных) предпочтений.



Таблица предметной связи вопросов для карточек-заданий


Номер вопроса

Н а з в а н и е п р е д м е т а

Рисунок, живопись

Виды рукоделий

История костюма

Материаловедение

Конструирование и моделирование одежды

Технология обработки швейных изделий

Оборудование швейного производства (швейная практика)



























































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Критерии оценки

оценка

Ответы на поставленные вопросы с помощью карты-ответа

Вопросы

Количество ошибок

отлично

Ответы на все вопросы правильные или допускается один неправильные ответ

Полное совпадение номеров карточек с вопросами и ответами или несовпадение по одному номеру

хорошо


Ответы почти на все вопросы правильные

Допускается от одного до трех несовпадений при ответе на вопросы

удовлетворительно


Ответы на большую часть вопросов правильные


Допускается от четырех до шести несовпадений при ответе на вопросы

неудовлетворительно

Плохое знание пройденного материала. Невозможность ответить на половину вопросов

Более шести несовпадений при ответах на вопросы





Заключение


Неспособных людей нет. Способности можно и нужно развивать.

Условием развития способностей является постоянная определённая деятельность, обучение, воспитание, окружающая среда.

Очень важно суметь, как можно раньше выявить свои способности, т.к. это поможет определиться в сфере профессиональной деятельности и стать не только отличным специалистом, но и разносторонне развитой личностью.

























Используемая литература





Амирова Э.К., Труханова А.Т., Сакулина О.В., Сакулин Б.С. «Технология швейных изделий» - М.: Академия, 2012.

Журналы мод ХХ и XXI века.

Рогов Е.И. «Выбор профессии: становление профессионала» - М.: Владос-пресс, 2003.

Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. «Материаловедение швейного производства» - М.: Академия, 2012.

Чернякова В.Н. «Методика преподавания курса «Технология обработки ткани 5-9» - М.: «Просвещение», 2002.

Щегорцев В. А. Организация профориентационной и профконсультативной работы [Текст]: учебно-методическое пособие/ под. ред. В. А. Щегорцева. – М.: Дрофа, 2006.
















Приложение 1











22


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 26.01.20 в 12:27 0 Ответить Пожаловаться
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/hobbi_ili_professiya_202328.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.