12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мещеряков Андрей Геннадьевич3962 Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Холодная война
преподаватель Мещеряков Андрей Геннадьевич
Проект учебно-воспитательного занятия (УВЗ) по учебной дисциплине «История»
Профессия - парикмахер Курс обучения - 2 курс
Дисциплина - История Объём учебного времени - 120 ч.
Место учебной дисциплины в учебном плане - относится к общеобразовательным дисциплинам, базовый уровень, важен для формирования общих компетенций обучающихся, развития таких личностно-профессиональных качеств выпускника как самостоятельность, коммуникативность, умение работать с различными источниками информации, способности к саморазвитию, самооценке, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны.
Основные требования к знаниям, опыту деятельности:
По стандарту:
- знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории, периодизацию всемирной и отечественной истории; понимать историческую обусловленность современных общественных процессов;
- уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; для критического восприятия получаемой извне социальной информации; для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Уровень освоения содержания 2
Цели изучения дисциплины в соответствии с рабочей программой:
Образовательные:
- сформировать систему знаний и представлений об основных фактах, процессах и явлениях, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории; о периодизации всемирной и отечественной истории; о современных версиях и трактовках важнейших проблем отечественной и всемирной истории; об особенностях исторического пути России, ее роли в мировом сообществе; об основных исторических терминах и датах;
Развивающие:
- развивать умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Воспитательные:
- способствовать осознанию себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, мира в целом;
- способствовать воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, трудолюбия.
Критерии достижения целей – овладение требованиями государственного стандарта, умение ориентироваться в исторических периодах, уметь применять знания, полученные при изучении дисциплины в повседневной жизни.
Норма достижения цели – 100% справляемость.
Форма итоговой аттестации – дифференцированный зачет.
№ и название раздела по программе – Раздел 13 «Мир во второй половине XXвека».
Объём учебного времени на раздел - 3 часа.
Место раздела в дисциплине и в специальности, взаимосвязь с другими темами (дисциплинами) - связана с темами «Вторая мировая война», «Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.»; связана с дисциплиной «Обществознание».
Цели изучения раздела:
Образовательные:
- сформировать у обучающихся систему знаний и представлений о событиях периода Холодной войны, об основных тенденциях развития стран Европы и Америки в послевоенный период;
- показать связь Истории России и Всеобщей истории на примере эпохи противостояния двух общественно-политических систем – социализма и капитализма;
Развивающие:
- развивать умения работать с исторической картой, историческими источниками;
- способствовать развитию у обучающихся критического мышления и эмпатии;
- способствовать развитию общих компетенций: организовывать собственную деятельность, осуществлять коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, работать в команде, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленной задачи;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию патриотических качеств личности, уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом, толерантного отношения к представителям других народов, культур, конфессий .
Критерии достижения целей – сформированность конкретных знаний и умений:
- умение анализировать историческую информацию;
- умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- умение представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта;
- умение работать с различными видами исторических источников;
- умение воспринимать исторические события с учётом их исторического времени и места (сформированность исторического мышления);
- выполнение внеаудиторной самостоятельной работы.
Уровень освоения содержания – по стандарту – 2
Норма достижения целей – 100% справляемость.
Содержание, методы и формы оценки образовательного результата по разделу:
- методы: репродуктивный, эвристический, частично-поисковый, метод проблемного изложения, исследовательский;
- формы занятий : урок лекция, семинарское и практическое занятие;
- типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный;
- формы оценки: выполнение тестового задания.
Тема УВЗ (№ УВЗ в разделе)
Раздел (Тема)13 «»
Тема урока №1 «Холодная война».
Тип урока – комбинированный.
Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами) - связана с темами занятий «Вторая мировая война», «Международное положение и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.»; взаимосвязана с общегуманитарной дисциплиной «Обществознание» (тема «Политические режимы. Демократия»).
Уровень освоения содержания – по стандарту – 2
Цели проведения УВЗ:
Образовательные:
- сформировать у обучающихся систему знаний и представлений о событиях периода Холодной войны, ее причинах, характерных признаках, последствиях;
Развивающие:
- совершенствовать умения работать с исторической картой, историческими источниками, способствовать развитию критического мышления и эмпатии;
- развивать познавательный интерес;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и настоящему своей страны и мира в целом, толерантности;
- способствовать воспитанию самостоятельности, самоорганизованности, умения работать в команде, взаимоуважения.
Критерии и норма достижения целей - умение анализировать предложенные исторические источники, делать выводы, работать в группе, высказывать свою точку зрения.
Задачи УВЗ:
изучить теоретический материал;
выполнить практическую работу;
развить опыт работы в группе.
Выбор учебного материала (основной и дополнительный). Основной – согласно рабочей программе по дисциплине «История»; дополнительный - мультимидийные, письменные и визуальные исторические источники, историческая карта.
Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся (комплексно-методическое обеспечение): рабочие листы для групповой и индивидуальной работы, маркировочная таблица, презентация преподавателя.
Выбор ТСО - мультимедийный проектор, компьютер.
Этапы и временные рамки | Цель (прообраз образовательного результата) | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность преподавателя | Показатели достижения образовательного результата |
Оргмомент 2 мин. | Подготовиться к занятию | Приветствуют преподавателя, слушают | фронтальная | Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу, инструктирует, делит обучающихся на группы для дальнейшей работы | Готовность обучающихся к уроку |
Этап «Вызов» (актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы). 5 мин. | Подготовиться к восприятию новой информации.
Сформулировать цель и задачи урока.
| Слушают, отвечают на вопросы.
Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Определяют тему и формулируют цель урока (или принимают участие в определении цели урока). | фронтальная
фронтальная
| Сообщает название раздела, к изучению которого обучающиеся переходят на этом уроке – «Мир во второй полови XX века», проверяет выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (задает вопросы по пройденной теме)
Формулирует проблемный вопрос «Что такое «Холодная война?» Подводит к осознанию недостаточности знаний по теме и необходимости поиска новой информации. Направляет рассуждение обучающихся к формулированию темы и цели урока: «Дать определение историческому термину «Холодная война». Формулирует задачи урока: 1. Охарактеризовать основные события Холодной войны. 2.Определить характерные черты, отличительные признаки Холодной войны. 3.Сформулировать причины Холодной войны. 4.Дать оценку последствиям Холодной войны.
| Ответы на вопросы, логичные рассуждения, аргументированные высказывания в защиту своей позиции.
Логичная формулировка темы и постановка цели урока.
|
Этап «Осмысление» (изучение нового материала, контакт с новой информацией, ее систематизация, формирование собственной позиции). 50 мин.
Доклад обучающихся. (15 мин.)
Работа в группах с раздаточным материалом. (15 мин.)
Работа в группах с документами. (20 мин.)
|
Охарактеризовать основные события Холодной войны.
Составить схему основных событий Холодной войны.
Определить характерные черты, отличительные признаки Холодной войны. 3.Сформулировать причины Холодной войны. 4.Дать оценку последствиям Холодной войны. |
Выступают с докладом
Слушают выступление обучающихся, которым было дано опережающее задание подготовить доклад об основных событиях Холодной войны. Смотрят презентацию, подготовленную выступающими Составляют хронологическую таблицу.
Работают в группах над составлением логической схемы с использованием раздаточного материала, а также текста учебника и карты: 1 группа – действия США и их союзников; 2 группа – действия СССР и стран советского блока; 3 группа – определение стран, входивших в НАТО и ОВД и их флагов. Докладчики выступают экспертами и консультантами в группах. Обсуждают новую информацию в группах. Элементы схемы вывешивается на доску
Работают в группах над составлением логической схемы с использованием раздаточного материала, учебника и документов: 1 группа - формулирует причины Холодной войны (работа с документами); 2 группа – определяет отличительные черты Холодной войны (выбор вариантов ответов); 3 группа - определяет последствия Холодной войны, составление паззла). Результаты работы на специальных листах, вывешивают их на доску (на листы ватмана).
|
групповая
фронтальная
групповая
групповая |
Корректирует и комментирует положения доклада по мере необходимости.
Дополняет и корректирует положения доклада. Выборочно контролирует составление таблицы
Корректирует выполнение задания Контролирует работу групп в целом Подводит промежуточный итог по работе над схемой.
При необходимости корректирует результаты работы групп
Помогает по мере необходимости группам в работе.
При необходимости корректирует результаты работы групп |
Верно выстроенный, отражающий действительные исторические факты доклад.
Верно составленная хронологическая таблица
Правильно составленные части схемы.
Верные и логичные формулировки причин, отличительных черт и последствий Холодной войны. |
Этап «Рефлексия» (формирование нового знания на основе анализа полученной информации). 22 мин.
Формулирование вывода урока. (10 мин.)
Закрепление изученного материала. (5 мин.)
Рефлексия (7 мин.) |
Выработать определения термина «Холодная война».
Закрепить изученный материал.
Оценить свою деятельность на уроке
|
Формулируют определение термина «Холодная война». Сохраняют схему, получившуюся на доске (фотографируют).
Выполняют задание по таблице «Событие – дата». Проверяют правильность выполнения задания по образцу.
Оценивают свою работу на уроке. |
групповая
индивидуальная
индивидуальная |
Предлагает выделить главное в новом материале и дать определение термину «Холодная война». Корректирует формулировки определения Холодной войны. Записывает определение на доске (или на ватмане) в дополнение к схеме. Предлагает сохранить получившуюся схему на электронных носителях (сфотографировать).
Дает задание по таблице «Событие – дата».
Корректирует выставление оценок. |
Логичная формулировка определения термина «Холодная война». Сохраненная схема
Правильное заполнение таблицы.
Логичное обоснование своих оценок. |
Организация внеаудиторной самостоятельной работы 1 мин. | Создать условия для успешного закрепления изученного материала
| Записывают задания | фронтальная | Сообщает задания для самостоятельной работы и подготовки к следующему уроку. | |
Задание для ГРУППЫ 1:
Прочитайте учебный текст и фрагменты документов. На основе их анализа определите причины возникновения «холодной войны»:
После победы союзников над Германией и Японией ведущие страны Запада, и в первую очередь США, ясно осознали угрозу распространения коммунизма. Рост влияния коммунистических партий в европейских странах был вызван возросшим авторитетом СССР как победителя и освободителя Европы, спасителя ее от фашистской чумы, а также присутствием советских войск в Восточной Европе. Советский Союз стремился расширить сферу своего влияния по всему миру, чтобы максимально обезопасить свои границы от возможного нападения. Во враждебности капиталистического окружения в СССР не сомневались. Исчезновение общего врага – Германии и Японии – привело к необходимости поиска новых оправданий экспансионистской политики СССР. США, со своей стороны, также стремились распространять принципы демократии по всему миру, руководствуясь, впрочем, своими собственными экономическими и политическими интересами. Столкновение двух различных общественно-политических систем было неизбежным. Начальная причина противоречий в международных отношениях – различие идеологий. Если коммунизм предполагал в перспективе победу во всемирном масштабе и смерть капитализма, то капитализм логичным образом видел в коммунизме угрозу истинным идеалам свободы. И СССР, и США стремились к мировому господству. Только это могло обеспечить в конечном счете безопасность и той, и другой стороны. Это была война на выживание. Однако обладание СССР и США ядерным оружием массового поражения сделало невозможным развертывание полномасштабной войны между противниками. Угроза взаимного уничтожения была слишком реальной. Ядерный шантаж, к которому прибегли американцы в отношениях с СССР после создания атомной бомбы в СССР сменился политикой ядерного сдерживания. Началась бессмысленная, изматывающая экономики стран-противников, гонка вооружений. Расколотый надвое мир оказался заложником противостояния двух «сверхдержав» - СССР и США. Постоянная угроза ядерного уничтожения человечества стала главным результатом развязывания Холодной войны. Противостояние СССР и США привело к созданию двух систем союзов. В итоге мировое сообщество оказалось разделенным на два противоборствующих лагеря. Каждая из двух «сверхдержав», возглавлявших биполярный мировой порядок, считала себя выразительницей подлинных интересов всех народов. В ходе идеологической и военно-политической конфронтации между «сверхдержавами» локальные конфликты и войны в любом регионе земного шара начали восприниматься как часть глобальной борьбы Запада и Востока. При этом в действиях обеих «сверхдержав» отчетливо проявлялся страх перед соперником и озабоченность собственной безопасностью. Огромные ресурсы стали тратиться на наращивание обычных и ядерных вооружений, что только усиливало международную напряженность. Четкое оформление двух военно-блоковых систем – НАТО и ОВД – привело к окончательному расколу мира. Создание военных баз на территории стран-союзников, широкое применение экономических санкций при избегании непосредственных вооруженных столкновений между СССР и США вследствие политики ядерного сдерживания – это то, что характеризует состояние международных отношений в период Холодной войны.
Из речи Президента США Гарри Трумэна 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна») «…тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов».
Из речи Уинстона Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. («Мускулы мира») «Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским… тенденциям… Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин».
Из аналитической записки посла СССР в США Н. Новикова «Внешняя политика США в послевоенный период» 27 сентября 1946 г. («Записка Новикова») «Наглядными показателями стремления США к установлению мирового господства является увеличение военного потенциала мирного времени и организация большого количества военно-морских и авиационных баз как в США, так и за их пределами… США стремятся подготовить условия для завоевания мирового господства в намечаемой… новой войне…подготовка США к будущей войне проводится с расчетом на войну против Советского Союза, который является в глазах американских империалистов главным препятствием на пути США к мировому господству».
Задание для ГРУППЫ 2:
Прочитайте учебный текст и фрагменты документов. На основе их анализа определите отличительные признаки «холодной войны»:
После победы союзников над Германией и Японией ведущие страны Запада, и в первую очередь США, ясно осознали угрозу распространения коммунизма. Рост влияния коммунистических партий в европейских странах был вызван возросшим авторитетом СССР как победителя и освободителя Европы, спасителя ее от фашистской чумы, а также присутствием советских войск в Восточной Европе. Советский Союз стремился расширить сферу своего влияния по всему миру, чтобы максимально обезопасить свои границы от возможного нападения. Во враждебности капиталистического окружения в СССР не сомневались. Исчезновение общего врага – Германии и Японии – привело к необходимости поиска новых оправданий экспансионистской политики СССР. США, со своей стороны, также стремились распространять принципы демократии по всему миру, руководствуясь, впрочем, своими собственными экономическими и политическими интересами. Столкновение двух различных общественно-политических систем было неизбежным. Начальная причина противоречий в международных отношениях – различие идеологий. Если коммунизм предполагал в перспективе победу во всемирном масштабе и смерть капитализма, то капитализм логичным образом видел в коммунизме угрозу истинным идеалам свободы. И СССР, и США стремились к мировому господству. Только это могло обеспечить в конечном счете безопасность и той, и другой стороны. Это была война на выживание. Однако обладание СССР и США ядерным оружием массового поражения сделало невозможным развертывание полномасштабной войны между противниками. Угроза взаимного уничтожения была слишком реальной. Ядерный шантаж, к которому прибегли американцы в отношениях с СССР после создания атомной бомбы в СССР сменился политикой ядерного сдерживания. Началась бессмысленная, изматывающая экономики стран-противников, гонка вооружений. Расколотый надвое мир оказался заложником противостояния двух «сверхдержав» - СССР и США. Постоянная угроза ядерного уничтожения человечества стала главным результатом развязывания Холодной войны. Противостояние СССР и США привело к созданию двух систем союзов. В итоге мировое сообщество оказалось разделенным на два противоборствующих лагеря. Каждая из двух «сверхдержав», возглавлявших биполярный мировой порядок, считала себя выразительницей подлинных интересов всех народов. В ходе идеологической и военно-политической конфронтации между «сверхдержавами» локальные конфликты и войны в любом регионе земного шара начали восприниматься как часть глобальной борьбы Запада и Востока. При этом в действиях обеих «сверхдержав» отчетливо проявлялся страх перед соперником и озабоченность собственной безопасностью. Огромные ресурсы стали тратиться на наращивание обычных и ядерных вооружений, что только усиливало международную напряженность. Четкое оформление двух военно-блоковых систем – НАТО и ОВД – привело к окончательному расколу мира. Создание военных баз на территории стран-союзников, широкое применение экономических санкций при избегании непосредственных вооруженных столкновений между СССР и США вследствие политики ядерного сдерживания – это то, что характеризует состояние международных отношений в период Холодной войны.
Из речи Президента США Гарри Трумэна 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна») «…тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов».
Из речи Уинстона Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. («Мускулы мира») «Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским… тенденциям… Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин».
Из аналитической записки посла СССР в США Н. Новикова «Внешняя политика США в послевоенный период» 27 сентября 1946 г. («Записка Новикова») «Наглядными показателями стремления США к установлению мирового господства является увеличение военного потенциала мирного времени и организация большого количества военно-морских и авиационных баз как в США, так и за их пределами… США стремятся подготовить условия для завоевания мирового господства в намечаемой… новой войне…подготовка США к будущей войне проводится с расчетом на войну против Советского Союза, который является в глазах американских империалистов главным препятствием на пути США к мировому господству».
Задание для ГРУППЫ 3:
Прочитайте учебный текст и фрагменты документов. На основе их анализа определите последствия развязывания «холодной войны»:
После победы союзников над Германией и Японией ведущие страны Запада, и в первую очередь США, ясно осознали угрозу распространения коммунизма. Рост влияния коммунистических партий в европейских странах был вызван возросшим авторитетом СССР как победителя и освободителя Европы, спасителя ее от фашистской чумы, а также присутствием советских войск в Восточной Европе. Советский Союз стремился расширить сферу своего влияния по всему миру, чтобы максимально обезопасить свои границы от возможного нападения. Во враждебности капиталистического окружения в СССР не сомневались. Исчезновение общего врага – Германии и Японии – привело к необходимости поиска новых оправданий экспансионистской политики СССР. США, со своей стороны, также стремились распространять принципы демократии по всему миру, руководствуясь, впрочем, своими собственными экономическими и политическими интересами. Столкновение двух различных общественно-политических систем было неизбежным. Начальная причина противоречий в международных отношениях – различие идеологий. Если коммунизм предполагал в перспективе победу во всемирном масштабе и смерть капитализма, то капитализм логичным образом видел в коммунизме угрозу истинным идеалам свободы. И СССР, и США стремились к мировому господству. Только это могло обеспечить в конечном счете безопасность и той, и другой стороны. Это была война на выживание. Однако обладание СССР и США ядерным оружием массового поражения сделало невозможным развертывание полномасштабной войны между противниками. Угроза взаимного уничтожения была слишком реальной. Ядерный шантаж, к которому прибегли американцы в отношениях с СССР после создания атомной бомбы в СССР сменился политикой ядерного сдерживания. Началась бессмысленная, изматывающая экономики стран-противников, гонка вооружений. Расколотый надвое мир оказался заложником противостояния двух «сверхдержав» - СССР и США. Постоянная угроза ядерного уничтожения человечества стала главным результатом развязывания Холодной войны. Противостояние СССР и США привело к созданию двух систем союзов. В итоге мировое сообщество оказалось разделенным на два противоборствующих лагеря. Каждая из двух «сверхдержав», возглавлявших биполярный мировой порядок, считала себя выразительницей подлинных интересов всех народов. В ходе идеологической и военно-политической конфронтации между «сверхдержавами» локальные конфликты и войны в любом регионе земного шара начали восприниматься как часть глобальной борьбы Запада и Востока. При этом в действиях обеих «сверхдержав» отчетливо проявлялся страх перед соперником и озабоченность собственной безопасностью. Огромные ресурсы стали тратиться на наращивание обычных и ядерных вооружений, что только усиливало международную напряженность. Четкое оформление двух военно-блоковых систем – НАТО и ОВД – привело к окончательному расколу мира. Создание военных баз на территории стран-союзников, широкое применение экономических санкций при избегании непосредственных вооруженных столкновений между СССР и США вследствие политики ядерного сдерживания – это то, что характеризует состояние международных отношений в период Холодной войны.
Из речи Президента США Гарри Трумэна 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна») «…тоталитарные режимы, навязанные народам в результате прямой или косвенной агрессии, подрывают основы международного мира и, следовательно, безопасности Соединенных Штатов».
Из речи Уинстона Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. («Мускулы мира») «Никто не знает, что Советская Россия и ее международная коммунистическая организация намереваются сделать в ближайшем будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским… тенденциям… Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин».
Из аналитической записки посла СССР в США Н. Новикова «Внешняя политика США в послевоенный период» 27 сентября 1946 г. («Записка Новикова») «Наглядными показателями стремления США к установлению мирового господства является увеличение военного потенциала мирного времени и организация большого количества военно-морских и авиационных баз как в США, так и за их пределами… США стремятся подготовить условия для завоевания мирового господства в намечаемой… новой войне…подготовка США к будущей войне проводится с расчетом на войну против Советского Союза, который является в глазах американских империалистов главным препятствием на пути США к мировому господству».