Статья на тему «Христианская семья — домашняя церковь (патриотизм)»
ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ - ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ (ПАТРИОТИЗМ).
На страницах Священного Писания мы встречаем выражение «семья – малая Церковь». Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и приветствует их «и домашнюю их Церковь» (Рим. 16, 4). В беседах о Церкви мы часто употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: «отцом», «батюшкой»- называем священника, себя - «духовными детьми» своего духовника. Что же объединяет понятия Церкви и семьи? Церковь – Религиозное сообщество христиан, объединенных общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и ее Глава. Церковь самим существованием своим утверждает: с нами Бог! Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них» (Мф. 18, 20). Епископы и священники – не представители Бога, не заместители Его, а свидетели участия Бога в нашей жизни. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Семья во все времена – это «малая Церковь», ведь в ней всегда есть искорка стремления к любви, к миру и добру, к истине, то есть к Богу; и всегда в семье есть хотя бы один свидетель веры, исповедник ее.
Семья — это Божественное установление, вписанное в природу человека самим Творцом. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра . Семья - это традиции, культура, нравственность, духовность — эти ценности, основа общества и государства. Без сохранения института семьи и ее традиций у нас не может быть будущего. В семье дети учатся любви, общению, помощи своим близким, преодолению греховного эгоизма. Вечные семейные ценности, такие как нерушимый брачный союз, уважение и почитание родителей и старших, забота о младших укрепляют каждое общество и государство. Поэтому очень важно их бережно хранить и передавать из поколения в поколение.
Из таких традиций и, благодаря им, на основе почитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаев в семье воспитывается чувство любви к родной земле, чувство патриотизма. Сама идея «родины» – место моего рождения, и «отечества», земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи. Патриотизм - одна из форм христианского благочестия. Любовь к своему Отечеству всегда рассматривалась православием, как качество, которое должен воспитывать в себе каждый христианин. Православная Церковь воспитывает верующих в духе любви к своему земному Отечеству. Это есть одно из проявлений заповеди Божией "Возлюби ближнего, как самого себя". Наша любовь и забота должна, прежде всего, распространяться на тех, кто нас окружает. Это, прежде всего, наша семья, наше окружение, но также общество, в котором мы живем.
Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Прослеживается четкая связь патриотизма и нравственности: чем выше нравственность, тем выше уровень патриотизма, и наоборот: падает нравственность - падает патриотизм.
Если говорить о Русской Православной Церкви, здесь многие святые были великими патриотами. Это Сергий Радонежский и его современник Алексей, митрополит Московский, Александр Невский и Дмитрий Донской. И так можно перечислять до бесконечности. Церковь всегда отличалась активным патриотическим служением.
Благодаря патриотизму была выиграна Великая Отечественная война. Великий полководец Г.К. Жуков, в своих воспоминаниях о тяжелых днях битвы за Москву, отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне - часть патриотического воспитания нашего общества в настоящее время. Каким будет взгляд на неё подрастающего поколения, таким будет наш завтрашний день. Что нужно предпринять, чтобы не забыть об этом трагичном событии ХХ века? Ведь чем дальше отдаляемся мы от 1945 года, тем острее встает вопрос об исторической памяти нынешнего и грядущего поколений. Современная молодежь, увы, практически лишена возможности непосредственного общения с участниками Великой Отечественной – время, к сожалению, безжалостно.
И здесь конечно самый эмоциональный фактор - это непосредственно память народа. Каждая российская семья знает об этих страшных годах из свидетельств очевидцев: рассказы дедов, письма с фронта, фотографии, военные вещи и документы. Многие свидетельства войны хранятся не только в музеях, но и в личных архивах. Большую помощь в восстановлении событий и имен оказывают военные архивы и интернет - порталы «Память Народа», «Мемориал» и другие. Они содержат цифровые копии документов о безвозвратных потерях, именные записи о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне. Обнародованы первичные места захоронений солдат и офицеров. Публикация этих данных в открытом доступе позволяет каждому из нас восстановить судьбу и места захоронения своих дедов и прадедов – участников Великой Отечественной войны.
Использование материалов сайтов, позволили мне найти место захоронения моего дедушки, Невзорова Кирилла Евсеевича, 1906 года рождения,уроженца Воронежской области Усманского района, деревни Песковатские Выселки, погибшего в боях за Ленинград. Он, вместе со своими братьями, ушел на фронт в начале войны, и ни один из четырех братьев Невзоровых не вернулись домой. Иван Евсеевич пропал без вести, Андрей Евсеевич, Дмитрий Евсеевич, Кирилл Евсеевич – погибли. Дедушка, Кирилл Евсеевич погиб 18.07.1943.Но память о них жива. О нем помнят внуки, правнуки, хотя его никто из них не видел живым. Осталась одна маленькая фотография, есть копии документов, знаем место захоронения: Санкт-Петербург, улица Краснопутиловская, воинское захоронение «Южное». Мы периодически посещаем место захоронения моего дедушки -защитника страны.
Уважение к прошлому своей семьи, своей страны закладывается именно в семье. И когда жива память народа, сохраняется уважение к прошлому, формируется определенное воспитание. Тема патриотизма важна, и основание патриотизма лежит глубоко в религиозных взглядах, религиозном мировоззрении. Слово «патриотизм» имеет корень «патрос» – отец, то есть это уважение к отцам. Патриотизм в христианском осмыслении становится очень важной частью христианского мировоззрения и формирования христианина с точки зрения нашей веры.
Патриарх Алексий II говорил: "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек…».
И сейчас одна из важнейших задач современного общества, которую необходимо решать именно сейчас, без которой невозможно духовное нравственное развитие России - это сохранить и защитить институт семьи, как очага семейной жизни, воспитания подрастающего поколения и сохранения традиционных духовных и нравственных ценностей. Для решения этой задачи необходимо объединить силы общества, государства и церкви.
Список литературы:
Алексий II. Интервью // Труд-7. 2005. 3 ноября. № 206. [Эл. источник]: http://www.patriarchia.ru/db/text/55442.html
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 3 т. – М., 1985. – Т.2. – С. 50-51
Эл. источник]: https://www.blagogon.ru/biblio/712/
Эл. источник]:https://obd-memorial.ru/html/about.htm
Эл. источник]:https://pamyat-naroda.ru/
Эл. источник]:https://pravoslavie.ru/94102.html
Эл.источник]:https://ruskline.ru/analitika/2011/02/15/rol_cerkvi_i_obwestva_v_patrioticheskom_vospitanii_molodezhi