Научно-исследовательская работ «Хрустеть или не хрустеть»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение дополнительного образования детей Оричевский районный
Дом детского творчества
Хрустеть или не хрустеть
Работу выполнил:
Суворов Георгий
2 класс
Руководители:
Панагушина Елена Аркадьевна
педагог Дома творчества
2013
Содержание
Введение
Обзор литературы
1.1 История возникновения чипсов 4
1.2 Что такое чипсы? 4
1.3 Приготовление чипсов. 5
1.4.Что такое «пищевые добавки» 5
Методы исследования
2.1Этапы работы 5
2.2Методика исследования 6
Результаты исследования
3.1. Анализ литературных источников 6
3.2. Социологическое исследование 7-8
3.3. Результаты анкетирования 8
3.4. Анализ этикетки состава чипсов 9
3.5Экспериментально -практическая работа 9-11
3.6. Сравнение пользы и вреда употребляемых чипсов 12
Выводы по результатам исследования 12
Рекомендации 13
Список используемой литературы 14
Приложение 1 15
Приложение 2 16
Приложение 3 17
Приложение 4 18
Введение
Актуальность Детские и школьные годы - время бурного роста, физического и умственного развития. Поэтому здоровое питание очень важно для детей. Здоровое питание - это поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов. Однако, очень многие школьники отказываются от здорового полноценного питания, отдавая предпочтение "вредной пище”. Многие дети, частенько покупают чипсы, сухарики, шоколадки, мармелад, чтобы быстренько утолить голод, но от родителей и учителей мы постоянно слышим, что это вредно. Я решил разобраться: так ли это?
Цель: Выяснить, является ли употребление чипсов вредным для здоровья учащихся.
Задачи:
1.Изучить историю появления чипсов.
2.Собрать информацию о продаваемых чипсах в нашем посёлке.
3.Определить качество чипсов как продуктов «сухого пайка».
4.Выявить количество учащихся школы, употребляющих чипсы.
5.Выяснить, как часто учащиеся употребляют чипсы разных марок
6.Доказать вредное влияние «сухого пайка» на организм человека.
Гипотеза: Большинство людей обожает чипсы - и это факт. Чипсы могут вызывать привыкание. Я предполагаю, что если часто употреблять чипсы может ухудшиться состояние здоровья.
Объекты исследования:
чипсы “Lays”, “РRO”, “Московский картофель»
Предмет исследования:
состав чипсов, их влияние на здоровье человека
Время проведения исследования: май- сентябрь 2013года.
I. Обзор литературы.
1.1 История возникновения чипсов
Считается, что чипсы появились более 150 лет назад в США. Чипсы случайно придумал Джордж Крам 24 августа 1853 года, работая шеф-поваром ресторана. По легенде, одним из фирменных рецептов ресторана был «картофель фри». Однажды на ужине очень богатый господин вернул жареный картофель на кухню, пожаловавшись на то, что он «слишком толстый». Шеф-повар, решил подшутить над магнатом, нарезал картофель буквально бумажной толщины и обжарил. Блюдо понравилось магнату и его друзьям. Вскоре этот рецепт стал очень популярен.
1.2 Что такое чипсы?
чипсы (от английского «chips» - ломтик, кусочек)
легкая закуска, приготовленная из картофеля;
продается как готовый к употреблению продукт;
смесь углеводов и жира в оболочке из красителей и заменителя вкуса.
1.3 Приготовление чипсов.
Рис.1.Приготовление чипсов в промышленных условиях
Для приготовления картофельных чипсов используют специальные сорта картофеля. Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80* С, нарезают ломтиками и обжаривают в растительном масле 5-7 минут, добавляют консерванты и ароматизаторы. Для того, чтобы получить 1 кг чипсов, нужно переработать 4-5 кг картофеля (рис.1).
1.4 Что такое «пищевые добавки»
Пищевые добавки – природные соединения и химические вещества, чтобы дольше сохранить продукт, улучшить его внешний вид. Чтобы продукт не портился, в него добавляют консерванты, красители, стабилизаторы и эмульгаторы. Вкусовые качества достигается за счет применения различных ароматизаторов. Все эти добавки имеют свой код – цифру с буковкой «Е» [1]
II. Методы исследования
2.1.Этапы работы
Выполнение работы проводилось в несколько этапов:
1 этап – подготовительный: постановка проблемы, знакомство с литературой, изучение возникновения чипсов.
2 этап – экспериментальный: социологическое исследование, проведение опытов по составу и качеству чипсов.
3 этап – аналитический: Анализ состава чипсов указанного на упаковках с содержимым пакетов.
4 этап – отчетный: подведение итогов, оформление исследовательской работы.
5 этап – информационный: ознакомление учащихся нашего класса с результатами исследования.
2.2. Методика исследования
1.Работа с литературой (энциклопедии, журналы, газеты), с интернет.
2.Социологическое исследование (анкетирование и опрос) «Как учащиеся нашей школы относятся к чипсам».
3. Экспериментально -практическая работа «Состав чипсов».
4. Консультации специалиста (врача диетолога).
5. Сравнение пользы и вреда употребляемых чипсов.
III. Результаты исследования
3.1 Анализ литературных источников.
Изучая данную тему в энциклопедической литературе, я выяснил, что:
75 % всех болезней заложены в детские годы,
болезни органов пищеварения занимают 2 место
за последние 10 лет в 1,5 раза увеличилось количество детей с болезнями пищеварения, от неправильного дети страдают ожирением (рис.2,3)
Рис.2,3. Дети страдающие ожирением.
3.2. Социологическое исследование.
В магазинах посёлка Оричи продаются чипсы следующих видов: №1«Lays»(рис.4), №2 «Русская картошка» (рис.5), №3 «Московский картофель» (рис.6).
Рис.4.№1 Рис.5.№2 Рис.6№3
Для исследования, я провел анкетирование среди учащихся школы на тему: «Мой любимый продукт ». В анкетирование приняло участие 40 человек.
Каким чипсам отдают предпочтение наши школьники ?
Виды чипсов |
Количество учащихся |
«Lays» |
18 |
«Русская картошка» |
12 |
«Московский картофель» |
7 |
Другие чипсы |
3 |
Наибольшим спросом пользуются чипсы «Lays» -18 человек, почти половина опрошенных.
При анкетировании школьников, я выяснил, как часто они употребляют чипсы. В анкетировании участвовало 40 человек
3.3 Результаты анкетирования.
1.Любите ли вы чипсы?
да-20 нет-20
2. Как часто вы едите чипсы?
часто 4 иногда 28 никогда 8
3. Почему вы любите чипсы?
вкусные, хрустят -16 все едят, и я хочу 10 красивая упаковка 10
4.Считаете ли вы, чипсы полезным продуктом?
полезные -4 вредные-36
5. Чем предпочитаете утолить голод?
чипсы-7 -яблоко- 30 - шоколад- 3
Вывод: по результатам анкетирования стало очевидно, что чипсы достаточно популярны среди наших одноклассников, но и есть ребята, которые их не любят и не считают полезными.
А заслуживают ли чипсы такого внимания? Как убедить наших учеников в том, что, похрустывая чипсами, они ухудшают свое здоровье? Обратимся к составу исследуемых нами чипсов.
Чтобы подтвердить свою гипотезу, что чипсы вредят нашему здоровью, следует изучить их состав.
3.4. Анализ этикетки состава чипсов
В состав чипсов входят: картофель, масло растительное, соль, лактоза, Е 621 (глютанат натрия), Е 330 (лимонная кислота), ароматические вещества, фосфат натрия, акриламид.
В составе чипсов на упаковке я также обнаружил, что в них присутствуют различные добавки с буквой Е:
Е621 (глютамат натрия)- усилитель вкуса и аромата, может вызвать аллергию, астму, нарушение сердечной деятельности, головную боль, сонливость и слабость.
Е 330 (лимонная кислота) запрещена в Европе и Америке, так как может вызвать злокачественную опухоль, в России разрешена.
Лактоза - молочный сахар, очень сладкий. Лактоза добавляется практически во все и чипсы.
Ароматизаторы представляют собой стопроцентную химию.
Кроме того, в чипсах очень много соли. Об этом нужно помнить гипертоникам, людям, страдающим заболеваниями почек.
Вывод: чипсы это противоестественная еда, вызывающая сильную жажду и отеки. Если в раннем возрасте увлекаться чипсами (т.е. съедать по несколько пачек в неделю), то это удовольствие может привести к страшным проблемам:
·1. Ухудшению работы поджелудочной железы, почек, печени;
2. Снижению иммунитета;
3. Увеличению риска развития сердечно – сосудистых заболеваний;
4. Способствует развитию рака.
3.5. Экспериментально -практическая работа
Для подтверждения содержания в чипсах веществ написанных на
упаковке, я провёл некоторые опыты в домашних условиях
Опыт 1.Определение наличия масла (с помощью взрослых). помощью пинцета я взял образец чипсы и поджёг их.
Вывод: Все чипсы исследуемых марок подлежат горению. Значит растительное масло (жир) в исследуемых образцах чипсов содержится.
(Приложение №2 рис.7,8)
Опыт 2. Определение количества жира.
1.Я положил кусочек чипсов на лакмусовую бумагу.
2. Прижал пальцем чипсы.
3. Удалил кусочки чипсов с лакмусовой бумаги.
4. Определил наибольшее жирное пятно.
Вывод: Исследование выбранных мною марок чипсов показало по содержанию жира:
На первом месте наибольшее количество в чипсах «PRO»(№2)
(Приложение №3 рис.14)
На втором месте чипсы «Московский картофель»(№3)
(Приложение №3 рис.15)
На третьем месте чипсы «Lays” (№1)
(Приложение №3 рис.13)
Этот опыт показал, что содержание жира на этикетках не совпадает с содержанием в продукте, производители чипсов пишут неверное количество жиров обманывая покупателей.
Опыт 3. Определение крахмала в чипсах.
На каждый образец исследуемых чипсов я капнул каплю йода. В картофеле содержится крахмал. Известно, что йод при соединении с крахмалом меняет свой цвет. Я провел опыт: по капле йода капнул на образцы чипсов и свежий ломтик картофеля. На картофеле через 3минуты коричневый цвет йода изменился на чёрный. На чипсах цвет йода также изменился на черный.
(Приложение №4 рис. 16 . рис.17, рис.18,рис.19)
Вывод: Все исследуемые образцы чипсов показали изменение цвета йода на черный цвет, что подтверждает наличие картофельного крахмала во всех исследуемых образцах. Избыток крахмала в организме человека преобразуется в глюкозу, а при накапливании в печени она приводит к ожирению.
3.4. Консультации специалиста (врач диетолог).
1 ноября 2013 года я побеседовала с медицинским работником нашей школы о вреде чипсов. Она подтвердила, что чипсы действительно содержат канцерогены, красители, которые вызывают злокачественные опухоли и другие заболевания.
Фосфат натрия -грозит развитием остеопороза и замедлением роста костей у детей.
После употребления продуктов содержащих лактозу бывает тошнота, спазмы, вздутие живота .
Соль задерживает воду в организме, что способствует повышению артериального давления.
Практически во всех составах чипсов имеются различные регуляторы кислотности, эмульгаторы.
В 2012г с жалобами на боли в животе обратились за медицинской помощью 380 учащихся нашей школы. В 2013г – 398 учащихся и 3 человека имеют диагноз гастродуаденит.
Министерство здравоохранения, запретило продавать чипсы в школьных столовых. Медики объясняют, что количество детей с болезнями пищеварения с 2003 году увеличилось в два раза, а с диагнозами гастрита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки - в три раза. А всему виной – нездоровая пища.
3.6. Сравнение пользы и вреда употребляемых чипсов.
Полезные вещества содержащиеся в чипсах:
0% ни витаминов , ни минералов
Вредные вещества содержащиеся в 1 упаковке чипсов весом 100грамм.
510ккал — то есть почти половину дневной нормы
2.0,7 гр. поваренной соли, а дневная норма для детей 2 грамма, для взрослых 5-6 г.(во всех употребляемых за день продуктах)
30г насыщенных жиров
Канцерогены, красители, усилители вкуса и ароматизаторы.
Выводы по результатам исследования.
Полноценное питание является очень важным для укрепления здоровья в детском возрасте. В ходе исследовательской работы я получил ряд необходимых и важных результатов.
1. Чипсы содержат вредные вещества (опасные пищевые добавки, ароматизаторы, канцерогены). Они представляют опасность и негативно воздействуют на наш организм, нарушая работу желудочно-кишечного тракта.
2. Опыты подтвердили наличие в чипсах масла (жира), крахмала. Этот продукт являются жирным, частое употребление которого может негативно отразиться на здоровье человека, особенно на детском организм.
Полученные мною результаты, позволяют сделать вывод, что чипсы - это вредный продукт. Тема моей работы раскрыта, задачи решены.
Итак, моя гипотеза подтвердилась: чипсы вредят нашему здоровью
Рекомендации
1. Полезная альтернатива чипсам: семечки или сухофрукты, свежие фрукты, ягоды;
2. Вспомнить сколько по-настоящему вкусных, здоровых и полезных блюд есть в нашей родной русской кухне;
3. Готовить чипсы самим.
Я надеюсь, что моя работа поможет сохранить Ваше здоровье
Список используемой литературы
1. Научно-методический журнал «Химия в школе», 3 10, 2005 г.
2. Полная энциклопедия «Жизнь и здоровье », М 2003 г.
3 Большая советская энциклопедия: В 30т. Т. 16. – М.: Советская энциклопедия, 1974.
4. Еда по науке и наука о еде. «Добрые советы» 2007г
5.Нормы СанПин по пищевым добавкам
6. Интернет - ресурсы.
http://nsportal.ru/
ru/yandsearch?text
www.feldsher.ru , www.shcool-city.by, www.Dr.asist.Raimonds
Приложение 1
Состав чипсов
« Lays» |
«PRO» |
«Московский картофель» |
Картофель Растительное масло Вкусовая добавка- усилитель вкуса:Глутамат натри,Инозиат натрия,Гуанилат натрия Лактоза (из молока) Натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы Гидролизованный соевый белок ,Специи Свиной порошок Соль Антиоксидант (альфа- Токоферол) Пищевая ценность в 100 г продукта: Белки 7г Углеводы 47 г Сахара 1,3 г Жиры 33г Насыщенные жиры 15г Пищевые волокна 4г Натрий 0,7г Энергетическая ценность в 100 г продукта: 510 ккал |
Картофель Растительное масло Глутамат натрия Регуляторы кислотности кислота лимонная краситель натуральный-маслосмолы паприки Натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества Ароматизатор Соль Сахар Лактоза Пищевая ценность в 100г продукта: Белки 4.6г Жиры 35.6 г Углеводы 47.2г Энергетическая ценность 528 ккал |
Картофель Растительное масло Соль Мясной экстракт Усилитель вкуса Глутамат натрия Натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы Пищевые красители Е102 и Е110 Экстракт красной паприки Пищевая ценность в 100 г продукта: Белки 4,6 г Жиры 35,6 г Углеводы 47,2 г Энергетическая ценность в 100 г продукта: 528 ккал |
Приложение 2
Опыт 1. Наличие масла в чипсах
№1 «Lays»
Рис.7 Рис.8
№2
«Русская картошка»
Рис.9 Рис.10
№3 «Московский картофель»
Рис.11 Рис.12
Приложение №3
Опыт 2 Определение количества жира в чипсах
№1 «Lays” №2«PRO»
Рис.13 Рис.14
№3«Московский картофель»
Рис.15
Приложение №4
Опыт 3 Определение крахмала в чипсах
Рис.16-ломтик картофеля
Рис.17 №1
Рис.17. Чипсы№1 Рис.18. Чипсы №2 Рис.19. Чипсы №3
Игнатова Лариса Юрьевна
Павкина Галина Геннадьевна