Конспект урока литературы для студентов 1 курса «Художественный мир Б.Л. Пастернака»

Министерство образования и науки Российской федерации
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»
Методическая разработка.
«Художественный мир Б.Л. Пастернака».
Конспект урока по литературе.
Разработчик: Демина С.В.
Москва 2023, март.
Тема: Художественный мир Б.Л. Пастернака.
Цель: проверить знания обучающихся по теме «Художественный мир
Б. Л. Пастернака.
Задачи:
- раскрыть особенности поэтического мира Пастернака;
- показать роль поэта в отечественной и мировой культурах;
- научить студентов выразительному чтению.
Оборудование: портрет Б. Л. Пастернака, тексты стихотворений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Урок – викторина.
Время -90 минут (одна пара).
Слово преподавателя.
-Здравствуйте, ребята.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Борисе Леонидовиче Пастернаке, который в детстве мечтал стать композитором, а в юности хотел быть философом. Но судьба распорядилась иначе: Борис Леонидович Пастернак стал писателем, и именно литература принесла ему в 1958 году Нобелевскую премию.
Сейчас мы послушаем песню на стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь».
Слово преподавателя.
-Пастернак внес незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию ХХ века. Высокое мастерство и неповторимая тональность стихов выдвинули Пастернака на одно из первых мест в мощном поэтическом движении 1910 – 1920-х годов на стыке исторических эпох и обеспечили ему очевидную репутацию в поэзии последующих десятилетий.
Наш урок посвящен изучению лирики Бориса Пастернака, поэта и писателя, переводчика, и пройдёт он в форме викторины.
В первом конкурсе вы должны ответить на вопросы по теме «Биография Бориса Леонидовича Пастернака».
Во втором – ответить на вопросы по теме «Творчество поэта».
Третий конкурс – чтение наизусть стихов Пастернака.
Четвёртый конкурс – анализ выученных наизусть стихов.
Пятый конкурс – литературоведческий.
Две команды примут участие в пяти конкурсах.
За каждый правильный ответ студент получаете 2 балла.
Чтение наизусть стихотворений оценивается по пятибалльной системе.
Члены жюри: Татьяна Григорьевна Куликова, преподаватель русского языка и литературы, Чебан Иван Феодорович, преподаватель ОБЖ, член Союза писателей России.
Первый конкурс.
Жизненный путь поэта. (Вопросы задаёт преподаватель).
Сначала отвечает первая команда, затем – вторая.
Вопросы:
-Когда и в какой семье родился Пастернак?
-Кем были родители поэта?
-Отец Пастернака иллюстрировал книги писателя, а также дружил с ним. О каком писателе идёт речь?
-Кто из композиторов приходил в дом к Пастернаку?
-Кто из художников посещал их?
-В какой университет и на какое отделение поступил Пастернак в 1908 году?
-Что изучал поэт в Марбургском университете?
-Как воспринял Б.Пастернак революцию 1917 года?
-Какое событие произошло в жизни Бориса Леонидовича в 1922 году?
-Двадцатые годы оказались очень плодотворными для творчества писателя.
Какие книги Пастернака вышли в эти годы?
- На создание какой книги вдохновило путешествие по Кавказу в 1931 году? -Почему 30-ые годы XX столетия оказались застойными для творчества Бориса Леонидовича?
- Поездка Пастернака на фронт в 1943 году способствовала написанию ряда очерков на военную тему. Назовите их.
- Какую роль в жизни поэта сыграли Зинаида Нейгауз Ольга Ивинская?
-Какая негативная реакция была со стороны советской писательской среды после публикации романа «Доктор Живаго»?
-Как Вы считаете, оправдана ли была эта реакция или нет?
Второй конкурс включает в себя вопросы по творчеству Пастернака.
-К какому литературному направлению принадлежало раннее творчество
Бориса Леонидовича?
-В какую литературную группу Пастернак вошел вместе с Н. Асеевым и С. Бобровым?
-Как называлась первая книга стихов Пастернака?
-В 1922 году вышла программная книга поэта «Сестра моя – жизнь».
Какому поэту посвятил Пастернак этот сборник лирических стихотворений?
-Что лежит в основе лирического сюжета в книге стихов «Сестра моя – жизнь»?
-Как вы считаете, какая самая важная тема в творчестве Пастернака?
-Что значит для Бориса Леонидовича поэзия?
-Какое стихотворение Пастернака по праву считают программным?
-Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.
-Кто из поэтов в 1936 году написал о Пастернаке: «И вся земля была его наследьем, а он ее со всеми разделил?
- Какая книга Б. Пастернака была написана в годы Великой Отечественной войны?
-Как называлась последняя книга стихов Б. Пастернака, вышедшая в 1959 году в Париже?
- Как называется стихотворение Б. Пастернака, в котором есть такие строки: «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей»?
-Какой награды был удостоен Б.Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?
-От какой премии и почему отказался Б.Л. Пастернак?
- Назовите самые известные переводы Б. Пастернака.
-В какой стране впервые был опубликован роман «Доктор Живаго»?
- Когда роман «Доктор Живаго» был опубликован на родине поэта?
-Что, по-вашему, отличает поэзию Б. Пастернака от поэзии других современных ему поэтов?
Следующий конкурс: прочитать наизусть стихотворение и ответить
на вопросы преподавателя.
Участники первой команды учили наизусть стихотворения: «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво».
После того, как студент прочитал наизусть стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (1956), преподаватель задаёт вопросы, а студенты из первой команды отвечают на них.
Вопросы:
- Что такое творчество с точки зрения Пастернака?
-С чем сравнивает Пастернак поэзию?
-Прочитайте 1 - 3 строфы. Какой поэтический прием использует автор?
-С какой целью здесь используется градация?
- А как можно проникнуть в самую суть вещей, понять и поведать миру о своих открытиях?
- Что хотел выразить поэт метафорой «дрожь в жилах»?
-Какие картины возникают у вас перед глазами, когда вы читаете строки:
«В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты»?
- С чем еще сравнивает поэт стихи?
-Обратите внимание на оксюморон «живое чудо: могил». Для чего Пастернак использует здесь этот приём?
-Какие строчки стихотворения доказывают, что несмотря на трудности, муки, поэт испытывает радость, удовлетворение от творчества?
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
-Как вы думаете, только ли к поэту можно отнести эти строки: «Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, в поисках пути, в сердечной смуте»?
-Какое название вы дали бы этому стихотворению?
Чтение наизусть «Быть знаменитым некрасиво» (1956).
Вопросы студентам:
-Понравилось ли Вам это стихотворение?
-Назовите основную мысль этого стихотворения.
-Доказал ли автор своим творчеством утверждение, что «быть знаменитым некрасиво»?
- Как называются такие лаконичные изречения, содержащие в себе философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод?
- Укажите термин, которым обозначается троп, основанный на переносе свойств одних предметов и явлений на другие: «любовь пространства», «будущего зов».
- Назовите стилистическую фигуру, связанную с повторением слова в начале стихотворных строк:
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги...
- Как называется приём, использованный поэтом в пятой строфе стихотворения:
«И прятать в ней свои шаги
Как прячется в тумане местность...»?
-Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков: «Пройдут твой путь за пядью пядь»
-Как называется устойчивое выражение, использованное автором: «быть притчей на устах у всех»?
- Определите размер стихотворения.
-Какое лексическое средство использовал автор:
«Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца».
-Как называется приём противопоставления: «самоотдача, а не шумиха, не успех», «в судьбе, а не среди бумаг»?
Студенты из второй команды учили стихотворения: «Гамлет» (1946)
и «Снег идёт» (1957).
Чтение наизусть стихотворение «Гамлет».
Вопросы студентам:
-О чем вам говорит название стихотворения?
-Что вы можете сказать о шекспировском Гамлете?
-Какая идея трагедии Шекспира находит свое воплощение в стихотворении Пастернака?
- К кому может относиться обращение «Я люблю твой замысел упрямый?»
-Как Вы считаете, что сближает образ Гамлета в стихотворении с образом Христа?
-Какие слова помогают нам проникнуть в евангельский смысл стихотворения?
- Как вы думаете, кого Пастернак называет «фарисеями»?
-Почему стихотворение заканчивается народной мудростью:
«Жизнь прожить – не поле перейти»?
-Какой философский смысл заложен в стихотворении?
-Какие средства художественной выразительности использовал поэт в
этом стихотворении?
Слово преподавателю.
- Русский литературовед А. Синявский писал о своеобразии лирического героя и природы в лирике Пастернака: «В его стихах природа превращается в главного лирического героя. Она, оживая, не отдаляется от человека, а, наблюдая за ним, как бы втягивает его в свой мир».
Чтение наизусть стихотворения «Снег идёт».
Ответить на вопросы:
- Как развивается поэтический образ снега
и какими художественными средствами он создан?
-Приведите строчки из стихотворения, в которых говорится, что у Пастернака природа одушевлена. Она живет своей собственной жизнью.
- Какое чувство испытывает всё вокруг во время снегопада?
- А от чего происходит смятение?
- Как же возникает у лирического героя стихотворения мысль «что жизнь не ждёт?»
- Какой художественный прием позволяют поэту выразить главную мысль стихотворения и подняться над обыденностью до её философского обобщения?
-Каким размером написано стихотворение?
-Какие средства художественной выразительности использовал поэт в этом стихотворении?
- Пастернак в своём стихотворении создает картину снегопада и на звуковом уровне. Какие, по вашему мнению, звуки издаёт снегопад?
- Как вы думаете, почему в стихотворении короткие простые предложения соседствуют с огромными распространенными?
-Предложите свое название этому стихотворению.
Слово преподавателю.
- Ребята, пятый конкурс литературоведческий.
Посмотрите на доску: в левой части доски записаны термины для первой команды, а в правой – для второй команды.
Смысл данного конкурса заключается в следующем: к доске выходят по одному студенту - представителю от каждой команды, которые по очереди должны будут правильно дать объяснение терминам.
Термины для первой команды: лирика, символизм, аллитерация, антитеза, рефрен, четырёхстопный ямб, хорей, эпитет, олицетворение, инверсия, лексический повтор.
Термины для второй команды: импрессионизм, анафора, ассонанс, консонанс, амфибрахий, градация, анапест, метафора, оксюморон, контекстные антонимы, парцелляция.
Слово членам жюри- подведение итогов конкурсов. Награждение команды-победительницы и лучших студентов.
Слово преподавателю: «Дорогие ребята, я очень рада, что сегодня на уроке Вы показали отличные знания по теме урока, выразительно читали стихи Пастернака, а также вы научились работать в команде. На литературном кружке мы продолжим изучать творчество этого замечательного поэта. Благодарю всех за урок».
7