12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Утяшова Галина Сергеевна558
Учитель -это не только работа. Это нечто еще большее. Уроки дают адреналин. Ученики -это моя любовь.Я благодарна судьбе за этот прекрасный жизненный путь. Мои сайты: http://nsportal.ru/ и "Урок РФ" Моя соц. сеть: одноклассники
Россия, Тверская обл., Западнодвинский район п. Первомайский

Пояснительная записка

Представленная программа — педагогическая модель развития визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, образного мышления и воображения) школьников  в  условиях  общеобразовательной школы на основе цветовосприятия. Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно-воспитательных задач.

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное  в жизни и в искусстве.

Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов  передаются самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.

Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству (В. И. Кузина, Ломова и др.). Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.

Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей.

Учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения.

Предложенная программа направлена на достижение следующей цели:

Развитие художественно-творческих способностей учащихся и как следствие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений,  образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия;

Задачи:

  • Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;
  • Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции;
  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
  • Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление.

Программа рассчитана на работу с детьми 11-13 лет на 2 года обучения и состоит из следующих этапов:

  1. Развитие (закрепление и расширение знаний, умений и навыков) – 1-й год обучения ;
  2. Исследовательский (творческое экспериментирование с художественными технологиями).

.

Форма занятий с детьми – групповая.

 Специального отбора не производится. Уровень подготовленности обучающихся не имеет значения. На этом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); с названиями и свойствами основных и дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее).

По окончании первого года обучающиеся должны знать:

  • основные способы смешения цветов;
  • знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
  • основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
  • владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;

Обучаемые должны научится:

  • правильно определять и изображать цвет;
  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
  •  

Второй год обучения рассчитан на детей обучавшихся уже один  год. Занятия проходят в том же режиме –1час в неделю. На третьем году обучения ребёнок исследует форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями. Более свободное владение различными художественными средствами даёт ребёнку возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. 
В течение учебного года обучаемые  должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: свойства разных художественных материалов.

По окончанию курса обучения учащиеся должны знать и уметь:

ЗНАТЬ:

  • Основы цветоведения: знать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового строя с содержанием искусства; разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • Виды и жанры произведений изобразительного искусства.
  • Свойства художественных материалов.
  • Основные законы композиции.

УМЕТЬ:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания и цветовоздушной перспективы;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Образовательный процесс включает в себя различные инновационные методы обучения, нестандартные уроки:

Методы:

  • погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);
  • постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);
  • сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);
  • наглядный (учитель поэтапно демонстрирует приёмы работы);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Нестандартные формы занятий:

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Основной формой работы являются учебные занятия.

Это могут быть: занятия – вариации; занятия – загадки, разгадки; занятия – творческие портреты, импровизации; занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты; занятия – фантазии, сказки, сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки, экскурсии; занятия – конкурсы, соревнования. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.

 Отчёт о работе проходит в форме выставок.

По окончанию курса проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.

Критерии оценки:

  1. Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
  2. Знание основных законов композиции, названия красок.
  3. Мышление.
  4. Воображение.
  5. Оригинальность исполнения.
  6. Творческая активность.

 

Тематическое планирование.

1 год обучения.

Наименование темы

Кол-во часов

Творческое задание

1.

Знакомство с волшебными красками

1

«Бабочка»

2.

Радуга -дуга

1

«Моё лето.»

3.

Цветовая угадайка.

1

«Краски осени»

4.

Желтая сказка.

1

« Осенние листья, листопад»

5.

Красная сказка.

1

«Чудо - дерево»

 

6.

Светлые цвета.

Акварель – зал. Добавление белой краски.

2

 

 

 

«Облака»

 

7.

Тёмные цвета

2

 

«Вечер».

8.

Контраст.

2

2

«Сказочный букет»

«Лоскутное одеяло»

9.

Выразительность цвета

 

2

 

 

 

 «Портрет клоуна»

( весёлый, озорной, грустный, серьёзный)

10.

Многоголосие холодного цвета

4

«Дворец зимы. Чародейка зима»

«Дождь»

11.

Рисуем животных

2

 

 

2

 

«Мой конь.»

 «Моя любимая собака»

«Котёнок»

12

Путешествие по краскам

4

Композиции – «настроения»

 

 

13

Гуашь, три основных цвета

2

«Портрет руки»

 

14

Тёмная цветовая гамма.

3

«В гости к Бабе-Яге »

 

15

Сближенная цветовая гамма.

2

«Портрет чайника»

 

 

                                                                           Всего:

34ч.

 

           

2 год обучения.

1

Жизнь цвета, линии , пятна.

2

«Образ абстрактного человека»

2

Учимся у мастеров.

3

Тематическая композиция на подражание.

3

Мы «знатоки»  акварели.

3

 По – сырому : «Осенний вернисаж» 

4

Мы «знатоки» гуаши.

 

4

«Пейзаж».

 

5

Пастель.

4

Портрет.

6

Мозаика.

4

 

7

Витраж

3

«Моё окно».

8

Коллаж.

4

 

9

Монотипия.

4

Творческие композиции.

10

Диктанты по живописи.

4

Живопись и поэзия.

 

Всего:

34ч.

 

 

                                                 Руководитель: Утяшова Г. С.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.