12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белова Анна Николаевна18

Конспект урока по теме: «Правописание гласных И, Ы после Ц». (3 класс)

Цели:

образовательные:

- ввести сведения о правописании И, Ы после Ц ;

- формировать умение находить орфограмму И, Ы после Ц;

-формирование умения осознавать наличие опасности.

развивающие:

-развивать учебное действие постановки и решения учебной проблемы при введении нового материала;

- формировать рефлексивно-оценочное действие по осознанию границ знания (о твердых- мягких непарных согласных, об опасных местах) и незнания( о правописании И, Ы после Ц ) на этапе постановки учебной проблемы;

-развитие рефлексивного осознания затруднений при нахождении орфограммы;

- Развивать учебно-информационное действие по извлечению информации, понимать её, выделять главное, отличать от второстепенного, устанавливать связи и отношения на этапе формулировки правил или определения в учебнике;

- развивать УУД учебного сотрудничества при организации учебного диалога на этапе постановки учебной проблемы и её решения;

- развивать учебное действие планирования и осознание способа своего действия при составлении памятки;

- формировать логические УУД:

анализа,

синтеза,

аналогии между новым правилом и ранее изученным правилом о правописании гласных после шипящих,

классификации при проверке домашнего упражнения, при решении проблемы, при выполнении упражнений;

обобщения при формулировке вывода.



воспитательные:

- воспитание толерантности при фронтальном опросе, при постановке и решении учебной проблемы;

- воспитание ответственности при решении учебной проблемы, при выполнении упражнений;

- воспитание инициативности при решении учебной проблемы;

- воспитание умения слушать других.

Лингво-методический анализ.


Что знают?

Что нового узнают?

Трудности

о твердых,мягких непарных согласных, об опасных местах понятие «орфограмма»

о правописании И, Ы после Ц

Выбор гласной при написании И, Ы после Ц.



Ход урока:

Организация класса.

Приветствие.

Проверка готовности (фронтально)

Настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы к уроку? Поднимите руки те, кто не готов. (Учитель фронтально проверяет).

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

- А теперь, чтобы включиться в работу, выполним задание «Назовите слова, в которых есть твердый непарный согласный»

дом

ёж +

слон

чаща +

жук +




Чистописание.


- Внимательно посмотрите на данное изображение. Прочитайте буквы. Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав запись.


5 1 10


Д А ? (И)



-Посмотрите на доску, когда я проверяла тетради. Когда я проверяла ваши тетради, вы именно эту букву писали неправильно. Почему? ( Потому что в первом изображении нарушены пропорции между частями букв; во втором изображении нарушен наклон)

- Посмотрите на правильное написание букв. Давайте вспомним последовательность написания данной буквы.

- Продолжите и запишите данную запись в тетрадь.

-Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и поставьте галочку возле тех букв, которые больше всех схожи с образцом и точку, где буквы не похожи на образец.


Словарно-орфографическая работа

-Ребята, сейчас у нас словарно – орфографическая работа. Как мы будем работать? - Правильно. Сначала мы с вами вспомним словарные слова, которые мы изучали на прошлых уроках. Посмотрите на слайд. Что на них вы видите? (апельсин, береза, воробей, горох, диван)

-Запишите данные слова в алфавитном порядке, выделяя орфограмму и ставя ударение.

-А теперь сверьтесь, правильно ли вы написали эти слова. (Слова появляются на доске)

-Молодцы, ребята.

- Посмотрите на слайд. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:

ЛОИГМШОИН

-Какое же слово получилось? (ЛИМОН)

-Правильно, у нас получилось слово лимон. А как вы понимаете значение этого слова?

- фрукт овальной формы, желтого цвета.

-Давайте позовем это слово. На какой слог падает ударение? (на второй)

-Верно. А какая здесь безударная гласная? (и)

-Давайте попробуем изменить это слово. (лимонный, лимоны)

-Какой мы можем сделать вывод? (и - непроверяемая гласная)

-Правильно. Поэтому мы с вами должны запомнит написание этого слова. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму.

-Ребята, давайте с вами составим словосочетания с нашим новым словарным словом. Каким может быть яблоко по размеру (цвету, вкусу)? (желтый, большой, кислый и т.д.)

- Составьте предложение со словом лимон. Давайте запишем предложение, которое придумала Маша.

-Молодцы. Мы сегодня с вами изучили новое словарное слово, вы должны запомнить его написание.


Проверка домашнего задания по разделу «Словосочетание»

Проверка теоретического материала.



Фронтальный опрос

-Вспомните, пожалуйста, какая тема была на прошлом уроке. («Словосочетание»)

-Правильно.

-Как называется слово в словосочетании, от которого мы задаем вопрос? (главное)

- Я утверждаю, что в словосочетании «веселый математик» главным словом является слово «веселый». Согласны ли вы со мной? (нет, потому что мы задаем вопрос от слова математик, а оно является главным.)

-А как мы называем слово, к которому задаем вопрос? (зависимое)

- Я утверждаю, что подлежащее и сказуемое образует словосочетание. Согласны ли вы со мной? (нет, п.т. они являются главными членами предложения)

Проверка письменного домашнего упражнения(342).

-Скажите, какое упражнение было задано вам на дом? (342)

-Прочитайте словосочетания из этого упражнения.

Пришел к царю, к македонскому царю, произнесли речь, длинную речь.

- Давайте разделим эти словосочетания на группы, в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Сколько групп получится?(2)



Пришел к царю к македонскому царю

произнесли речь длинную речь

-Хорошо. Итак, ребята, мы с вами завершили изучение темы «Словосочетание». Теперь вы должны знать, что такое словосочетание и как они образуются.






Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний:

Постановка проблемы


Модель постановки учебной проблемы

Актуализация ранее изученных сведений о твердости, мягкости непарных согласных;

Осознание разрыва в знаниях путем предъявления задания, в котором один гласный звук обозначается разными буквами;

Осознание причин затруднений: буквы используется не для обозначения твердости, мягкости непарных согласных;

Формулировка проблемы: Может ли быть такое, что один звук обозначается двумя разными буквами и когда это бывает?

Моделирование учебной проблемы


Постановка цели урока: добыть сведение о том, когда пишется гласные И, Ы поле Ц ;


-Ребята, откройте 36 страницу и посмотрите задание к упр. 344. Прочитайте слова.

Жизнь чубчик

жимолость пощада

ширма площадка

цинк причал

подшипник щука

цифра начальство

мотоцикл чувство

машина чужак


-Выпишите буквы, которые обозначают твердые, мягкие непарные согласные звуки, вместе со следующей буквой гласного звука.

- Назовите твердые непарные согласные звуки. (ж, ш, ц)

- Назовите мягкие непарные согласные звуки. (щ, ч)

- Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.

Жизнь

Машина

Цирк


-Какой гласный звук вы слышите поле первого согласного звука?( звук ы)

-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой И)


Жизнь и [ы]


-Какой второй гласный звук вы слышите в слове машина?( звук ы)

-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой И)


машина и [ы]



-Какой гласный звук в слове цирк?( звук ы)

-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой И)


цирк и [ы]


- Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось?

Жизнь и [ы]

машина и [ы]

цирк и [ы]

-Какой буквой мы обозначим звук Ы на письме?( буквой И)

- Давайте вспомним, как пишется ЖИ-ШИ? (с буквой И)

-Звуки Ж, Ш какие? Охарактеризуйте.(согл., тв., непарный)

- В словах жизнь, машина слышим звук Ы, а пишем? (И)

-Какой еще непарный тв, согл, звук мы знаем? (Ц)

- В слове цирк слышим звук Ы, а пишем? (И)

- Можем ли мы применить знания о правописании ЖИ-ШИ пиши с И на данном слове? (да)

- Прочитайте следующие слова.

Огурцы

Лисицын

-Какой третий гласный звук вы слышите в слове огурцы?( звук ы)

-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой Ы)

огурцы ы [ы]

-Какой третий гласный звук вы слышите в слове Лисицын? ( звук ы)

-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой Ы)

Лисицын ы [ы]

- Если мы с вами сказали, что можем применить правило о правописании ЖИ-ШИ пиши с И к слову цирк, что у нас получается? (это правило не подходит)


-Ребята, а может ли такое быть, звук один, а буквы разные? Почему и когда это бывает? Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ на нашем уроке. ​​​​​​​

-Цель урока: добыть сведение о том, когда пишется буквы И,Ы после Ц.


Решение проблемы

- Прочитайте слова.

Цифра

Птицы

Циркуль

Овцы

Сестрицын


-Разбейте на группы в зависимости от того, где находятся гласные И, Ы после Ц в слове. Сколько групп получится? (2)

-Какие слова относятся к 1 группе? (цифра, циркуль)

-Какие слова относятся ко 2 группе? (овцы, птицы, сестрицын)

Цифра овцы

Циркуль птицы

Сестрицын


- Выделите в 1 столбике ту часть слова, в которой находится И после Ц. Какая это часть слова? (корень)

- Выделите во 2 столбике ту часть слова, в которой находится Ы после Ц. Какая это часть слова? (окончание, суффикс)

- Давайте обозначим каждую группу.



Цифра овцы

Циркуль птицы

Сестрицын


- Прочитайте слова (Цыган, цыпленок, цыпочки, цыц)

- Какая буква пишется после Ц?(Ы)

-В какой части слова она находится? (в коне)

- К какой группе мы можем отнести данные слова?(ни к какой)

- Почему? (п.ч. в корне пишется Ы)

-Верно. Данные слова являются исключениями.

Цифра овцы Цыган

Циркуль птицы цыпленок

Сестрицын цыпочки

цыц

- Какой вывод мы можем сделать? (И после Ц пишется в корне, а Ы в суффиксе и в окончании)

Организация над правилом или определением в учебнике.

-Теперь давайте с вами проверим наш вывод с выводом, который дан в учебнике. Откройте учебники на странице 40 упр.355 посмотрите на 2 схему, прочитайте.

-Хорошо. Теперь прочитайте вслух. Совпал ли наш вывод?(да)

- Теперь словесно составим правило правописания И, Ы после Ц.,(В словах после Ц пишется Ы в окончаниях и суффиксах, а И пишется в остальных случаях, кроме слов-исключений)

-На что мы должны обращать внимание, когда пишем гласную после Ц ?(в какой части слова она находится)

-Я утверждаю, что всегда после Ц пишу такую букву, какую слышу. Права ли я? Почему?( нет, потому что написание буквы зависит от положения в слове)


Физкультминутка

Развертывание способа действия (составление памятки)

-Прочитайте. Правильно ли составлена памятка? (нет)

-Давайте исправим.


Читаю слово.

Нахожу, в какой части слова находится орфограмма.

3.1 Если орфограмма находится в корне, то пишу И (кроме исключений).

Если орфограмма находится в окончании или суффиксе, то пишу Ы (кроме исключений).


Этап овладения способом действия при выполнении упражнений.

-А теперь давайте с помощью нашей памятки выполним упражнения.


Упр.1(репродуктивного типа) + 354,359

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объяните орфограммы.

Дверц__закрыты, ц__фры, танц__, ц__линдр, ц__кнул, медиц__на, ц__пленок, молодц…, нарц..сс.

Упр.2( продуктивного типа)+352

Найдите словосочетания, в которых допущены ошибки. Запишите, исправляя ошибки.

Зеленые огурцы, желтый нарцысс, выросший цитрус, черные лестници, маленький ципленок, металлический циркуль.

Рефлексивная оценка знаний

-Ребята, что мы знали до этого урока? (жи-ши пишется с и)

-Скажите, с чем сегодня нам пришлось работать? (правописание гласной после Ц)

- Какие трудности у нас возникли, почему?(выбор гласной после ц)

- Вы сегодня все очень хорошо работали.

Домашнее задание

- Откройте тетради и запишите домашнее задание. Страница , Упр.347 , выполняете упр. по заданию. Урок окончен.



7



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.