Конспект урока по теме «Правописание гласных И, Ы после Ц» (Русский язык, 3 класс)
Конспект урока по теме: «Правописание гласных И, Ы после Ц». (3 класс)
Цели:
образовательные:
- ввести сведения о правописании И, Ы после Ц ;
- формировать умение находить орфограмму И, Ы после Ц;
-формирование умения осознавать наличие опасности.
развивающие:
-развивать учебное действие постановки и решения учебной проблемы при введении нового материала;
- формировать рефлексивно-оценочное действие по осознанию границ знания (о твердых- мягких непарных согласных, об опасных местах) и незнания( о правописании И, Ы после Ц ) на этапе постановки учебной проблемы;
-развитие рефлексивного осознания затруднений при нахождении орфограммы;
- Развивать учебно-информационное действие по извлечению информации, понимать её, выделять главное, отличать от второстепенного, устанавливать связи и отношения на этапе формулировки правил или определения в учебнике;
- развивать УУД учебного сотрудничества при организации учебного диалога на этапе постановки учебной проблемы и её решения;
- развивать учебное действие планирования и осознание способа своего действия при составлении памятки;
- формировать логические УУД:
анализа,
синтеза,
аналогии между новым правилом и ранее изученным правилом о правописании гласных после шипящих,
классификации при проверке домашнего упражнения, при решении проблемы, при выполнении упражнений;
обобщения при формулировке вывода.
воспитательные:
- воспитание толерантности при фронтальном опросе, при постановке и решении учебной проблемы;
- воспитание ответственности при решении учебной проблемы, при выполнении упражнений;
- воспитание инициативности при решении учебной проблемы;
- воспитание умения слушать других.
Лингво-методический анализ.
Что знают? | Что нового узнают? | Трудности |
о твердых,мягких непарных согласных, об опасных местах понятие «орфограмма» | о правописании И, Ы после Ц | Выбор гласной при написании И, Ы после Ц. |
Ход урока:
Организация класса.
Приветствие.
Проверка готовности (фронтально)
Настрой на работу.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы к уроку? Поднимите руки те, кто не готов. (Учитель фронтально проверяет).
Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- А теперь, чтобы включиться в работу, выполним задание «Назовите слова, в которых есть твердый непарный согласный»
дом
ёж +
слон
чаща +
жук +
Чистописание.
- Внимательно посмотрите на данное изображение. Прочитайте буквы. Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите сами, расшифровав запись.
5 1 10
Д А ? (И)
-Посмотрите на доску, когда я проверяла тетради. Когда я проверяла ваши тетради, вы именно эту букву писали неправильно. Почему? ( Потому что в первом изображении нарушены пропорции между частями букв; во втором изображении нарушен наклон)
- Посмотрите на правильное написание букв. Давайте вспомним последовательность написания данной буквы.
- Продолжите и запишите данную запись в тетрадь.
-Обменяйтесь тетрадями со своим соседом и поставьте галочку возле тех букв, которые больше всех схожи с образцом и точку, где буквы не похожи на образец.
Словарно-орфографическая работа
-Ребята, сейчас у нас словарно – орфографическая работа. Как мы будем работать? - Правильно. Сначала мы с вами вспомним словарные слова, которые мы изучали на прошлых уроках. Посмотрите на слайд. Что на них вы видите? (апельсин, береза, воробей, горох, диван)
-Запишите данные слова в алфавитном порядке, выделяя орфограмму и ставя ударение.
-А теперь сверьтесь, правильно ли вы написали эти слова. (Слова появляются на доске)
-Молодцы, ребята.
- Посмотрите на слайд. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:
ЛОИГМШОИН
-Какое же слово получилось? (ЛИМОН)
-Правильно, у нас получилось слово лимон. А как вы понимаете значение этого слова?
- фрукт овальной формы, желтого цвета.
-Давайте позовем это слово. На какой слог падает ударение? (на второй)
-Верно. А какая здесь безударная гласная? (и)
-Давайте попробуем изменить это слово. (лимонный, лимоны)
-Какой мы можем сделать вывод? (и - непроверяемая гласная)
-Правильно. Поэтому мы с вами должны запомнит написание этого слова. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограмму.
-Ребята, давайте с вами составим словосочетания с нашим новым словарным словом. Каким может быть яблоко по размеру (цвету, вкусу)? (желтый, большой, кислый и т.д.)
- Составьте предложение со словом лимон. Давайте запишем предложение, которое придумала Маша.
-Молодцы. Мы сегодня с вами изучили новое словарное слово, вы должны запомнить его написание.
Проверка домашнего задания по разделу «Словосочетание»
Проверка теоретического материала.
Фронтальный опрос
-Вспомните, пожалуйста, какая тема была на прошлом уроке. («Словосочетание»)
-Правильно.
-Как называется слово в словосочетании, от которого мы задаем вопрос? (главное)
- Я утверждаю, что в словосочетании «веселый математик» главным словом является слово «веселый». Согласны ли вы со мной? (нет, потому что мы задаем вопрос от слова математик, а оно является главным.)
-А как мы называем слово, к которому задаем вопрос? (зависимое)
- Я утверждаю, что подлежащее и сказуемое образует словосочетание. Согласны ли вы со мной? (нет, п.т. они являются главными членами предложения)
Проверка письменного домашнего упражнения(342).
-Скажите, какое упражнение было задано вам на дом? (342)
-Прочитайте словосочетания из этого упражнения.
Пришел к царю, к македонскому царю, произнесли речь, длинную речь.
- Давайте разделим эти словосочетания на группы, в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Сколько групп получится?(2)
Пришел к царю к македонскому царю
произнесли речь длинную речь
-Хорошо. Итак, ребята, мы с вами завершили изучение темы «Словосочетание». Теперь вы должны знать, что такое словосочетание и как они образуются.
Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний:
Постановка проблемы
Модель постановки учебной проблемы
Актуализация ранее изученных сведений о твердости, мягкости непарных согласных;
Осознание разрыва в знаниях путем предъявления задания, в котором один гласный звук обозначается разными буквами;
Осознание причин затруднений: буквы используется не для обозначения твердости, мягкости непарных согласных;
Формулировка проблемы: Может ли быть такое, что один звук обозначается двумя разными буквами и когда это бывает?
Моделирование учебной проблемы
Постановка цели урока: добыть сведение о том, когда пишется гласные И, Ы поле Ц ;
-Ребята, откройте 36 страницу и посмотрите задание к упр. 344. Прочитайте слова.
Жизнь чубчик
жимолость пощада
ширма площадка
цинк причал
подшипник щука
цифра начальство
мотоцикл чувство
машина чужак
-Выпишите буквы, которые обозначают твердые, мягкие непарные согласные звуки, вместе со следующей буквой гласного звука.
- Назовите твердые непарные согласные звуки. (ж, ш, ц)
- Назовите мягкие непарные согласные звуки. (щ, ч)
- Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.
Жизнь
Машина
Цирк
-Какой гласный звук вы слышите поле первого согласного звука?( звук ы)
-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой И)
Жизнь и [ы]
-Какой второй гласный звук вы слышите в слове машина?( звук ы)
-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой И)
машина и [ы]
-Какой гласный звук в слове цирк?( звук ы)
-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой И)
цирк и [ы]
- Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось?
Жизнь и [ы]
машина и [ы]
цирк и [ы]
-Какой буквой мы обозначим звук Ы на письме?( буквой И)
- Давайте вспомним, как пишется ЖИ-ШИ? (с буквой И)
-Звуки Ж, Ш какие? Охарактеризуйте.(согл., тв., непарный)
- В словах жизнь, машина слышим звук Ы, а пишем? (И)
-Какой еще непарный тв, согл, звук мы знаем? (Ц)
- В слове цирк слышим звук Ы, а пишем? (И)
- Можем ли мы применить знания о правописании ЖИ-ШИ пиши с И на данном слове? (да)
- Прочитайте следующие слова.
Огурцы
Лисицын
-Какой третий гласный звук вы слышите в слове огурцы?( звук ы)
-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой Ы)
огурцы ы [ы]
-Какой третий гласный звук вы слышите в слове Лисицын? ( звук ы)
-Какой буквой обозначен звук Ы на письме?( буквой Ы)
Лисицын ы [ы]
- Если мы с вами сказали, что можем применить правило о правописании ЖИ-ШИ пиши с И к слову цирк, что у нас получается? (это правило не подходит)
-Ребята, а может ли такое быть, звук один, а буквы разные? Почему и когда это бывает? Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ на нашем уроке.
-Цель урока: добыть сведение о том, когда пишется буквы И,Ы после Ц.
Решение проблемы
- Прочитайте слова.
Цифра
Птицы
Циркуль
Овцы
Сестрицын
-Разбейте на группы в зависимости от того, где находятся гласные И, Ы после Ц в слове. Сколько групп получится? (2)
-Какие слова относятся к 1 группе? (цифра, циркуль)
-Какие слова относятся ко 2 группе? (овцы, птицы, сестрицын)
Цифра овцы
Циркуль птицы
Сестрицын
- Выделите в 1 столбике ту часть слова, в которой находится И после Ц. Какая это часть слова? (корень)
- Выделите во 2 столбике ту часть слова, в которой находится Ы после Ц. Какая это часть слова? (окончание, суффикс)
- Давайте обозначим каждую группу.
Цифра овцы
Циркуль птицы
Сестрицын
- Прочитайте слова (Цыган, цыпленок, цыпочки, цыц)
- Какая буква пишется после Ц?(Ы)
-В какой части слова она находится? (в коне)
- К какой группе мы можем отнести данные слова?(ни к какой)
- Почему? (п.ч. в корне пишется Ы)
-Верно. Данные слова являются исключениями.
Цифра овцы Цыган
Циркуль птицы цыпленок
Сестрицын цыпочки
цыц
- Какой вывод мы можем сделать? (И после Ц пишется в корне, а Ы в суффиксе и в окончании)
Организация над правилом или определением в учебнике.
-Теперь давайте с вами проверим наш вывод с выводом, который дан в учебнике. Откройте учебники на странице 40 упр.355 посмотрите на 2 схему, прочитайте.
-Хорошо. Теперь прочитайте вслух. Совпал ли наш вывод?(да)
- Теперь словесно составим правило правописания И, Ы после Ц.,(В словах после Ц пишется Ы в окончаниях и суффиксах, а И пишется в остальных случаях, кроме слов-исключений)
-На что мы должны обращать внимание, когда пишем гласную после Ц ?(в какой части слова она находится)
-Я утверждаю, что всегда после Ц пишу такую букву, какую слышу. Права ли я? Почему?( нет, потому что написание буквы зависит от положения в слове)
Физкультминутка
Развертывание способа действия (составление памятки)
-Прочитайте. Правильно ли составлена памятка? (нет)
-Давайте исправим.
Читаю слово.
Нахожу, в какой части слова находится орфограмма.
3.1 Если орфограмма находится в корне, то пишу И (кроме исключений).
Если орфограмма находится в окончании или суффиксе, то пишу Ы (кроме исключений).
Этап овладения способом действия при выполнении упражнений.
-А теперь давайте с помощью нашей памятки выполним упражнения.
Упр.1(репродуктивного типа) + 354,359
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объяните орфограммы.
Дверц__закрыты, ц__фры, танц__, ц__линдр, ц__кнул, медиц__на, ц__пленок, молодц…, нарц..сс.
Упр.2( продуктивного типа)+352
Найдите словосочетания, в которых допущены ошибки. Запишите, исправляя ошибки.
Зеленые огурцы, желтый нарцысс, выросший цитрус, черные лестници, маленький ципленок, металлический циркуль.
Рефлексивная оценка знаний
-Ребята, что мы знали до этого урока? (жи-ши пишется с и)
-Скажите, с чем сегодня нам пришлось работать? (правописание гласной после Ц)
- Какие трудности у нас возникли, почему?(выбор гласной после ц)
- Вы сегодня все очень хорошо работали.
Домашнее задание
- Откройте тетради и запишите домашнее задание. Страница , Упр.347 , выполняете упр. по заданию. Урок окончен.
7