Урок русского языка в 5 классе «Буквы и-ы после ц»
Следствие по делу «Буквы и-ы после ц»
Урок русского языка в 5 классе
Цели:
обучающая: изучение условий выбора букв И-Ы в корнях слов после Ц,
закрепление правила на практике;
развивающая: развивать речь, память, воображение;
воспитательная: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать самостоятельность.
Форма урока: игра-детектив
Оформление: презентация, карточки для индивидуальной работы, правило-шифровка. Компьютеры, проектор
Ход урока.
I. Организационно-психологический момент.
- Запишите дату, «Классная работа». Нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который рассказал бы о вашем настроении в начале урока. Вижу, оно у всех отличное. Как вы думаете, что нужно на уроке, чтобы настроение не испортилось? (интерес, знания, дисциплина (слайд!), активность, желание работать). У нас есть эти качества.
II. Повторение
- Чтобы было интереснее, перевоплотимся в сыщиков. Годитесь ли на эту роль, проверим. Каждому из вас прислали шифровки. Попробуйте расшифровать.
Шифровки-карточки
1. Части слова
2. В корнях слов чередуются гласные О-А. Их написание зависит от букв С, Щ или СТ. Какое правило зашифровано?
3. Для правильного написания гласных пред буквами Г-Ж надо обратить внимание на cуффикс «а» после корня. Что это за правило?
4. Правило связано с выбором букв о-ё после шипящих в корне слова. Что это за правило?
Да тут еще одно задание: таблица для буквенного диктанта с самопроверкой.
Пошёл, крыжовник, решётка, щётка, шорох, чёрный,
Жокей, шёлковый, жёлтый, дешёвый.
- Молодцы, справились. Поставьте отметки за работу на полях тетради.
III. Объяснение нового материала
- Внимание, сыщики! Следствие начинается. Отправляемся на место преступления
Слайды - словарная работа:
Нарцисс Цинга Акация Цыплёнок Ножницы
- Что общего в этих словах? Что слышится и что пишется после Ц?
Нам предстоит провести следствие по делу и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из букв ей нужно стоять: с И или Ы.
- Какова же тема нашего урока, т.е. следствия? (Запишем её)
- Какую цель себе поставим?
- Итак, следствие продолжается... Предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с этим делом.
(Читаем правило в учебнике, стр. 182)
- Каковы ваши версии? Когда после «ц» пишется «И»?
- Когда после Ц пишется ы? (слайд)
-Назовите слова-исключения.
Следственный эксперимент: попробуйте составить предложение из слов-исключений, чтобы было легче их запомнить.
- Внимание на экран. Запись предложения с исключениями. Однокоренные слова.
(презентация)
IV. Закрепление
-Алгоритм применения правила
- Упражнение учебника 446 (каждый 2 слова у доски, объяснение, выделение орфограммы, далее самостоятельно).
- Работа с сайтом «Школьный помощник» (самостоятельно в парах, взаимопроверка).
Работа со свидетелям, который находится в цирке.
Физминутка: (Цирк).
Раз, два, три — шагаем дружно.
В цирк, друзья, попасть нам нужно.
Там головой качает слон.
Клоун отдает поклон,
Лев на цыпочках шагает
И жонглёры выступают.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
- Задание «Цыпленок», взаимомопроверка
Индивидуальная работа (сигнальные карточки) подготовка ДЗ
Страницы, иллюминация, цыганский, циркуль. ц..нга, овц.., акац..я, секц..я, цыкать, панц..рь, редакц..я, падчериц..н, милиц..я, ц..кл, круглолицый, по-цыгански, делегация, молодцы, ученицын, дисциплина, циклон, борцы
Работа с текстом
- Вновь вы самостоятельно изучаете материалы дела. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Кто первый выполнит – объяснит орфограммы.
Города не было. Нильс увидел, как погружается в морскую пучину ц…ферблат башенных часов. Стрелки их сошлись на ц...фре "12". Мелькнул купол городского ц…рка. Панц…ри воинов на крепостной стене сверкнули в последний раз, и всё исчезло. Нильс уц..пился за камень и встал на ц…почки, чтобы посмотреть, не уц.лело ли что-нибудь. Но было уже поздно. Как театральная декорац…я уезжает за кулисы, город ушёл под воду.
- Все ли слова в этом упражнении объясняются нашим правилом? Слова уцепился - цепь, уцелело - целый.
Работа по учебнику - упр.435
- Выписать слова, которые не соответствуют орфограмме «Буквы И-Ы после Ц». Обоснуйте выбор.
Тест
IV. Рефлексия.
- Дело рассмотрено, материалы изучены. Вынесем приговор: когда же надо писать И, а когда Ы после Ц? (ответы)
- Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Так тому и быть.
-Ребята, нарисуйте на полях тетрадей смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.
V. Домашнее задание, итоги урока
1. упр. 447, правило стр. 182.
Белкина Надежда Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна