Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы И-Ы после Ц»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово»
Сценарный план урока русского языка в 5-м классе
по теме: «Буквы И-Ы после Ц».
Учитель русского языка и литературы
Борщева Наталья Александровна
2017
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Буквы И-Ы после Ц.
Учитель: Борщева Наталья Александровна
Класс: 5
Дата проведения: 02.02.2017.
УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский.М.: Просвещение, 2016 г.
Учебный предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
обучающие:
познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием И-Ы после Ц;
научить обосновывать выбор гласных И-Ы - после Ц;
сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
развивающие:
развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;
воспитывающие:
воспитание любви к русскому языку;
воспитание сознательной дисциплины;
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;
метапредметные: корректировать и развивать
познавательные способности;
логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
умение связно и грамотно излагать свои мысли;
внимание, память, эмоциональную сферу;
коммуникативные качества речи.
Задачи урока:
обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания.
УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
№ п/п | Этап урока | Цель | Создание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||||
1. | Организационный момент. |
Организация направленного внимания на начало урока; формирование эмоционального настроя на урок |
Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их. |
Учащиеся проверяют готовность к уроку, правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, приветствуют учителя. |
Формирование эмоционального настроя на урок (Л). Взаимодействие с учителем (К). Следование в поведении моральным этическим требованиям (Р). |
2. |
Этап актуализации ранее полученных знаний |
Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка путём повторения по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант). |
Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям: - вспомнить материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант, Приложение 1). |
Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)», объясняют написание слов в диктанте. |
Проявление познавательной активности (П). Умение высказывать свою точку зрения (К). |
3. |
Этап мотивации к учебной деятельности. |
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. |
Создаёт проблемную ситуацию на уроке. Перед вами слова: циркуль, станция, гостиницы, лисицына. - Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия? - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать. |
Выясняют с помощью дискуссии в парах, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения). После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы? Работа в парах. |
Высказывать предположения на основе наблюдений (Р). Формулировать вопрос (проблему) урока (Р). Уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия (К). Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать (Л). |
4. |
Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием. |
Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. |
Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц. Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы. Организует самопроверку с помощью учебника. Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на –ЦИЯ, слова-исключения). Предлагает проговорить правило в парах. |
Работают в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу. Лидер каждой группы представляет результат работы. Задают выступающим вопросы. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах. |
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах (Л). Оформлять языковую информацию схематически (Р). Проявляют познавательную самостоятельность и активность (П). Осознание ответственности за общее дело (Л). Умение выступать перед классом (К). |
Физкультминутка: Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали (под музыкальное сопровождение) |
|||||
5. |
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. |
Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике. |
Организует работу индивидуальную и в парах (комментированное письмо, Приложение 2; работа по карточкам в парах, Приложение 3). Дополнительно прорабатывает слова-исключения. |
Выполняют разные виды работ: Индивидуальная (комментированное письмо), в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления). Дополнительно прорабатывают слова-исключения, списывая фразу со слайда. |
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах (Л). |
6. |
Этап проверки усвоения знаний |
Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму. |
Проводит мини-тест. Проверяет усвоения правила. |
Решают мини-тест. Повторяют правило. |
Умение выражать свои мысли (К). Умение применять новые знания (П). Умение решать проблемы (Р). |
7. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности. |
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает выполнить самооценку. - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – улыбающийся гном, нет – грустный гном, урок не вызвал каких – либо эмоций - обычный гном. |
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, выполняют самооценку уровня усвоения знаний. |
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). Понимать личную ответственность результаты деятельности (Л) Самооценка уровня усвоения знаний (Р). |
8. |
Домашнее задание. |
Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. |
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Записывают домашнее задание. |
Приложения.
Приложение 1.
Комментированный диктант.
Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.
Приложение 2.
Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.
Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц-новка, Грец-я.
Приложение 3.
Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы или слова.
первая ц___фра |
ц___кличность в природе |
проц___тировать стихотворение |
хитрый ц___ганѐнок |
стоять на ц___почках |
ц___плячья шея |
смуглолиц___е матросы |
краснолиц___й сторож |
известный публиц___ст |
сестриц___н стул |
куриц___но перо |
лисиц___н след |
загорелые дачниц___ |
русские императриц___ |
Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы или слова.
ц___рковой артист |
ц___тата из Пушкина |
ц___гейковая шубка |
жѐлтенький ц___плѐнок |
ц___ц! Сейчас же замолчите! |
победившая революц___я |
свежие огурц___ |
ц___нковая стружка |
танцевать ц___ганочку |
встать на ц___почки |
тигриц___н хвост |
вязальные спиц___ |
свежие устриц___ |
генеральная репетиц___я |