12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шилина Светлана Сергеевна322 Учитель русского языка и литературы, классный руководитель. Стаж работы - 20 лет. Россия, Нижегородская обл., Саров Материал размещён в группе «ФГОС конспект» |
Урок «Буквы Ы-И после Ц»
Буквы Ы-И после Ц
Урок русского языка в 5 классе
Авторы разработки: Замятина Т.И., Шилина С.С.
Буквы Ы-И после Ц.
Цель деятельности учителя | Познакомить учащихся с новой орфограммой- правописанием И-Ы после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся; продолжить развивать навык выделения морфем в слове; обобщать полученные знания |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила написания букв И-Ы после Ц в корнях, словах на –ЦИЯ, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания букв И-Ы после Ц в разных частях слова. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителями-соавторами |
Основные понятия | Орфограмма-буква |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, создание доброжелательной атмосферы | Определите, о каком звуке речь: согласный, глухой, непарный, твердый [Ц] Этот звук особый, сегодня наш урок посвящен ему | Проверяют свою готовность к уроку, слушают учителя, отвечают на вопрос | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Коммуникативные: работают сообща | Устный ответ |
Актуализация и пробное учебное действие | Загадки с изучаемой орфограммой | 1.Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. 2. Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и – ни шагу. | Отвечают на загадки: Пальц? Ц?ркуль | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют операции синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения | Устный ответ, запись в тетради |
Выявление места и причины затруднений | Эвристическая беседа | Какие звуки слышатся в словах? Какую букву следует писать в слове пальцы? А в слове циркуль? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, осознают свои затруднения | Фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли | |
Целеполагание и посторенние проекта выхода из затруднения | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Формирует цель учебной деятельности с помощью учащихся. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с орфографическими правилами. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Правильно, мы узнаем условия написания букв Ы – И после Ц. | Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; Познавательные: извлекают необходимую информацию из ответов одноклассников, систематизируют собственные выводы Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Задают вопросы для уточнения информации |
Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Эвристическая беседа Подбор примеров, иллюстрирующих языковое явление | Перед началом демонстрации презентации раздаёт таблицу (Приложение 1) и предлагает ее заполнять в ходе решения учебной задачи. Прочитайте слова. В какой части слова находится изучаемая орфограмма? 1) Прочитайте слова: нарцисс, циркуль, панцирь. В какой части слова находится изучаемая орфограмма? Что общего между словами акация, делегация, конституция? При каких условиях после Ц пишется буква И? При каких условиях после Ц пишется буква И? 2) Где находится изучаемая орфограмма в словах огурцы, улицы, молодцы? Какая буква пишется в окончании? В какой колонке вы сделаете запись? Где находится орфограмма в словах лисицын, синицын, птицын? В какой части слова находится орфограмма? Ознакомление со словами- исключениями. Предлагает одному ученику сформулировать правило «Буквы Ы – И после Ц» с помощью записей в таблице. | Смотрят презентацию; воспринимают на слух и зрительно информацию, обдумывают ответы на вопросы В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм правила | Фронтальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию из материала слайдов Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки. Коммуникативные: учатся давать четкий ответ на вопрос, слушать ответ одноклассника и корректно высказывать свою точку зрения, строить монологическое высказывание в научном стиле речи. | Промежуточный вывод Промежуточный вывод Формулировка правила |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | А)На партах перед вами шуточное стихотворение, это же стихотворение вы видите на слайде. (Приложение 2) Подпишите листочки со стихотворением. Задание. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте изучаемую орфограмму. Б) Объяснительный диктант. Диктует предложения. Из кустов вышла курица, а за нею несколько цыплят. В сквере росла жёлтая акация. В выходные мы идёт в цирк. Во время долгого плавания моряки заболели цингой. Мой брат работает в милиции. | Выполняют упражнение, обмениваются листами и проверяют друг друга по эталону Записывают предложения, комментируя свой ответ в соответствии с эталоном | Индивидуальная, работа в парах Индивидуально-групповая работа | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные: работают самостоятельно, извлекая нужную информацию из составленной таблицы, приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся критически оценивать свою и чужую работу. | Промежуточный контроль |
Самостоятельная работа | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на карточках, соответствующих уровню развития обучающихся | (Приложение 3.) Раздает задания, во время выполнения помогает справиться с затруднениями, консультирует обучающихся. | Работают самостоятельно | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса и отдельных учеников. | Письменная работа | |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке | Что вам запомнилось? Выставление оценок за работу на уроке. (Выставление оценок за индивидуальную работу производится в начале следующего урока). | Отвечают на вопрос учителя | Фронтальная | Оценивание работы учащихся на уроке. |
Приложение 1.
Буквы Ы – И после Ц.
И | Ы |
1. Примеры: 2. Примеры:
| 1. Примеры: 2. Примеры: 3. |
Приложение 2.
Вставьте пропущенные буквы и обозначьте изучаемую орфограмму.
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фры знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал,
Где «и», а где же «ы».
Приложение 3.
Группа 1.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Ц…ган, ц…гейка, компенсац…я, огурц... , пац…ент, иниц…алы, сестриц…н, ц…фра, скворц…
Группа 2.
Вставьте пропущенные слова в текст. Обозначьте изучаемую орфограмму.
Слова для справок: ц…ферблат, ц…рк, панц…рь, ц…фра.
Нильс увидел, как … башенных часов погружается в пучину моря. Стрелки их сошлись на … «12». Мелькнул купол городского … . … воинов на крепостной стене сверкнули в последний раз, и всё исчезло.
Группа 3.
Игра «Что у кого?» Соотнесите слова в столбиках. Орфограмму обозначьте.
Часы Метро Театр Черчение Математика Школа | Репетиц…я Ц…ферблат Ц…ркуль Станц…я Дисц…плина Ц…фры |