12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шилина Светлана Сергеевна322
Учитель русского языка и литературы, классный руководитель. Стаж работы - 20 лет.
Россия, Нижегородская обл., Саров
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»

Буквы Ы-И после Ц

Урок русского языка в 5 классе

Авторы разработки: Замятина Т.И., Шилина С.С.

Буквы Ы-И после Ц.

Цель деятельности учителя

Познакомить учащихся с новой орфограммой- правописанием И-Ы после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся; продолжить развивать навык выделения морфем в слове; обобщать полученные знания

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила написания букв И-Ы после Ц в корнях, словах на –ЦИЯ, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания букв И-Ы после Ц в разных частях слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

http://www.zavuch.ru/

http://www.uroki.net/

http://intergu.ru/

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/

http://mmoruli.rusedu.net/post/7146/95984

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителями-соавторами

Основные понятия

Орфограмма-буква


 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, создание доброжелательной атмосферы

Определите, о каком звуке речь: согласный, глухой, непарный, твердый [Ц]

Этот звук особый, сегодня наш урок посвящен ему

Проверяют свою готовность к уроку, слушают учителя, отвечают на вопрос

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают сообща

Устный ответ

Актуализация и пробное учебное действие

Загадки с изучаемой орфограммой

1.Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

2. Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и – ни шагу.

Отвечают на загадки:

Пальц?

Ц?ркуль

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют операции синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения

Устный ответ, запись в тетради

Выявление места и причины затруднений

Эвристическая беседа

Какие звуки слышатся в словах?

Какую букву следует писать в слове пальцы?

А в слове циркуль?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, осознают свои затруднения

Фронтальная

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

 

Целеполагание и посторенние проекта выхода из затруднения

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Формирует цель учебной деятельности с помощью учащихся.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с орфографическими правилами. Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

Правильно, мы узнаем условия написания букв Ы – И после Ц.

Формирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем

Индивидуальная, фронтальная

Личностные:

осознают свои возможности в учении;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из ответов одноклассников, систематизируют собственные выводы

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Задают вопросы для уточнения информации

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Эвристическая беседа

Подбор примеров, иллюстрирующих языковое явление

Перед началом демонстрации презентации раздаёт таблицу (Приложение 1) и предлагает ее заполнять в ходе решения учебной задачи.

Прочитайте слова. В какой части слова находится изучаемая орфограмма?

1) Прочитайте слова: нарцисс, циркуль, панцирь.

В какой части слова находится изучаемая орфограмма?

Что общего между словами акация, делегация, конституция?

При каких условиях после Ц пишется буква И?

При каких условиях после Ц пишется буква И?

2) Где находится изучаемая орфограмма в словах огурцы, улицы, молодцы? Какая буква пишется в окончании?

В какой колонке вы сделаете запись?

Где находится орфограмма в словах лисицын, синицын, птицын? В какой части слова находится орфограмма?

Ознакомление со словами- исключениями.

Предлагает одному ученику сформулировать правило «Буквы Ы – И после Ц» с помощью записей в таблице.

Смотрят презентацию; воспринимают на слух и зрительно информацию, обдумывают ответы на вопросы

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм правила

Фронтальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию из материала слайдов

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают ошибки.

Коммуникативные: учатся давать четкий ответ на вопрос, слушать ответ одноклассника и корректно высказывать свою точку зрения, строить монологическое высказывание в научном стиле речи.

Промежуточный вывод

Промежуточный вывод

Формулировка правила

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

А)На партах перед вами шуточное стихотворение, это же стихотворение вы видите на слайде. (Приложение 2) Подпишите листочки со стихотворением.

Задание.

Вставьте пропущенные буквы и обозначьте изучаемую орфограмму.

Б) Объяснительный диктант.

Диктует предложения.

Из кустов вышла курица, а за нею несколько цыплят.

В сквере росла жёлтая акация.

В выходные мы идёт в цирк.

Во время долгого плавания моряки заболели цингой.

Мой брат работает в милиции.

Выполняют упражнение, обмениваются листами и проверяют друг друга по эталону

Записывают предложения, комментируя свой ответ в соответствии с эталоном

Индивидуальная, работа в парах

Индивидуально-групповая работа

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: работают самостоятельно, извлекая нужную информацию из составленной таблицы, приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся критически оценивать свою и чужую работу.

Промежуточный контроль

Самостоятельная работа

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на карточках, соответствующих уровню развития обучающихся

(Приложение 3.)

Раздает задания, во время выполнения помогает справиться с затруднениями, консультирует обучающихся.

Работают самостоятельно

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса и отдельных учеников.

Письменная работа

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы на уроке

Что вам запомнилось?

Выставление оценок за работу на уроке. (Выставление оценок за индивидуальную работу производится в начале следующего урока).

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

Оценивание работы учащихся на уроке.

 Приложение 1.

Буквы Ы – И после Ц.

И

Ы

1.

Примеры:

2.

Примеры:


 

1.

Примеры:

2.

Примеры:

3.

Приложение 2.

Вставьте пропущенные буквы и обозначьте изучаемую орфограмму.

Цплёнок в црке выступал,

Играл он на цмбалах,

На мотоцкле разъезжал

И цфры знал немало.

Он из цлиндра доставал

Морковь и огурц

И только одного не знал,

Где «и», а где же «ы».

Приложение 3.

Группа 1.

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Ц…ган, ц…гейка, компенсац…я, огурц... , пац…ент, иниц…алы, сестриц…н, ц…фра, скворц…

Группа 2.

Вставьте пропущенные слова в текст. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Слова для справок: ц…ферблат, ц…рк, панц…рь, ц…фра.

Нильс увидел, как … башенных часов погружается в пучину моря. Стрелки их сошлись на … «12». Мелькнул купол городского … . … воинов на крепостной стене сверкнули в последний раз, и всё исчезло.

Группа 3.


 

Игра «Что у кого?» Соотнесите слова в столбиках. Орфограмму обозначьте.

 

Часы

Метро

Театр

Черчение

Математика

Школа

Репетиц…я

Ц…ферблат

Ц…ркуль

Станц…я

Дисц…плина

Ц…фры

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.