Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «И.А. Крылов "Ворона и Лисица"»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Тема : И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»
Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни.Оргмомент.
Психологический настрой обучающихся.
Страна Литературия зовёт вас на урок! Вы знания получите -
Они пойдут вам впрок.
Слушайте, старайтесь
И не отвлекайтесь!
Думайте, читайте,
На вопросы верно отвечайте!
Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим работать над знакомым вам жанром литературы. Вспомним, что такое басня и особенности жанра. Установите соответствие понятия и его определения.
Басня – это… Мораль – это… Аллегория (иносказание) – это… Олицетворение – это … | …краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами, созданное для исправления нравов. …нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. …изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление. …перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. |
- Кто является самым известным баснописцем в русской литературе? (И.А.Крылов)
- Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль.
Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове
Учитель: Крылов – великий русский поэт-баснописец. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке, которые вам расскажут ваши одноклассники.
Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Иван Андреевич обладал исключительными способностями, много читал с самого детства, настойчиво и упорно занимался самообразованием, стал одним из самых просвещённых людей своего времени. Его перу принадлежит более 200 басен, написанных в стихотворной форме.
Ученик 2. Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.
Ученик 3. Есть писатели, книги которых переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится И.А.Крылов
Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых
популярных и любимых детьми авторов.
« Ни один из поэтов не сумел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино»
Ученик 4. Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Ученик 5. Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Поэт М. Исаковский посвятил ему замечательные стихотворные строки.
Ученик 6.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Подготовка к восприятию новой басни.
На доске рисунок вороны, закрытый листком бумаги, в котором в середине вырезано отверстие. Учитель водит этим листком по всей картинке. Ученики должны догадаться, кто скрывается за листком.
- Ворону в жизни видели все. Опишите, какова ворона по внешнему виду.
- Можно ли назвать ворону самой красивой птицей леса?
- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? Умеет ли она петь?
- О вороне мы говорим неслучайно. Может вы догадались, какую басню мы будем читать на уроке.
- Тема нашего урока: Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Приготовьтесь слушать. (На доске иллюстрация к басне.)
Первичное восприятие текста
-Просмотр мультфильма по литературного произведения Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». просмотр мультфильм
-Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»
Проверка качества первичного восприятия текста?
1. Почему произведение так называется?
2. Понравилось ли оно вам?
3. Чем понравилось?
4. Какие эмоции вызвало?
Словарная работа Объяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.
Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь; на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно; вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать; во всё горло – каркнула очень громко; была такова – исчезла, скрылась; дыханье спёрло – трудно стало дышать; бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Закрепление материала.
1.Подготовка к выразительному чтению по частям:
1 часть. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.»
- Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать призадумавшуюся Ворону с ценной находкой во рту.
В слова «да призадумалась» нужно вложить насмешку. Ворона глупа, и никаких умных мыслей у неё не было и не могло быть.
«На ту беду Лиса близёхонько бежала;
2 часть: Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:»
Эту часть надо прочитать так, чтобы голосом охарактеризовать состояние и действия Лисы, учуявшей запах сыра.
3 часть: «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь птица!»
При чтении этой части вы должны передать ласковые слова Лисицы, с которыми она обращается к Вороне. Это поможет раскрыть черты характера Лисы.
4 часть: «Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло,-
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:»
«Сыр выпал – с ним была плутовка такова.»
Здесь мы должны показать Ворону в самом неприглядном виде: пришла в восторг от льстивых речей Лисы. Вложить в последнюю строчку насмешку автора.
Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
Работа над моралью басни.
Учитель:
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? (Ответы детей.)
Выразительное чтение басни.
Игра «Словарь – наоборот» (на плакате – соединить стрелками).
Дети по очереди выходят к доске.
Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только всё не впрок.
Нашёл случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит, не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыхание спёрло
Очень громко – во всё горло
Исчезла, скрылась – была такова
Обобщающая беседа.
- Какие чувства вызывают у вас герои этой басни? Выскажите ваше отношение.
- Как автор относится к своим героям. (Он сожалеет, что сколько раз твердили миру, да только всё не впрок.)
- Подумайте, какую сказку напоминает басня «Ворона и Лисица»? (Сказку Гаршина «Лягушка-путешественница»)
- Что общего вы заметили в этих произведениях? (В этих произведениях осуждается честолюбие. И Ворона, и Лягушка «пострадали из-за своего стремления к почестям, из-за чрезмерной любви к похвалам.)
На доске пословицы:
Верь очам своим, а не речам.
На языке - медок, а на сердце - ледок.
У лести нет чести.
- Прочитайте. Объясните, какие из них подходят басне.
Итог урока.
- Какую басню мы читали сегодня?
- Подводя итог урока, я хочу спросить: «Полезным ли для вас оказался урок? Чем?»
- Что показалось наиболее интересным?
- Нужно ли изучать басни?
- Чему они учат? (Учат узнавать самих себя, помогают увидеть свои недостатки, подсказывают, как надо поступить, учат видеть чужие ошибки.)
Стадия рефлексии.
а) Составление по желанию синквейна «Ворона» или «Лисица» (групповая работа)
(по щелчку появляется синквейн про Лисицу, а потом про Ворону)
б) Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)
– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …