12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Данилова Ольга499

Пояснительная записка

УМК –Литературное чтение 3 класс Школа России

Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Предмет – литературное чтение

Класс -3

Номер урока по данной теме – 1

Цель урока – знакомство с особенностями литературного жанра - басня

Задачи урока:

Познавательные – формировать умение извлечь информацию из текстов, иллюстраций; формировать умение находить ответы на вопросы, раскрывать значение слова «басня», «мораль» и использовать их в активном словаре; отличать басню от других литературных произведений и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные – формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в паре.

Регулятивные – формировать умение прогнозировать предстоящую работу, выполнять учебное задание в соответствии с целью; ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

Личностные – формировать умение выражать своё отношение к героям; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявлять интерес к изучению темы, желание читать басни, осознание успешности при изучении темы.

Предметные – познакомить с жизнью и творчеством баснописцев Эзопа, И.А. Крылова,  работать с содержанием текста произведения; знать об особенностях басни как литературного произведения; определять мораль басни; проводить исследование текста басни и оформлять результаты в устной форме.

Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока. Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология рефлексии. Урок отвечает требованиям ФГОС НОО.

Цель применения дополнительных материалов. На уроке используется электронная презентация, аудиозаписи. Применение ИКТ на данном уроке: 1) позволяет создать позитивное мотивационное поле в классе; 2) обеспечивает процесс визуализации; 3) способствует полной вовлечённости в процесс обучения учащихся с разными особенностями восприятия информации.

Используемое оборудование – мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение "Школа России" 3 класс (1 ч.), портреты, карточки.

Ход урока


Презентация Крылов И.А. Мартышка и ОчкиPPTX / 4.46 Мб


Этапы урока

Содержание

Примечание

отивирование к учебной деятельности








Постановка учебной задачи












Актуализация знаний
















Обобщение и систематизация знаний





















































Открытие
новых знаний 







































Физкультминутка









Открытие
новых знаний 












































Рефлексия

учебной деятельности на уроке 

























Применение знаний и умений





















Домашнее задание





Оценивание


Приветствие.

Настал новый день. Какой он сегодня? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

-Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока?


Ребята, прослушайте фрагмент аудиозаписи. Вспомнили ли вы это произведение, которое мы с вами изучали в прошлом году? (Лебедь, Щука и Рак, автор И.А.Крылов). Какие басни ещё вы можете назвать?

-Теперь вы можете точно сказать, о чем мы будем говорить на уроке? (о баснях, баснописцах)

-Ребята, сформулируйте тему нашего урока

-Какую цель урока мы себе поставим?

Узнать новые басни

Научиться их читать выразительно

Находить мораль басни

-Что нужно будет нам сделать, чтобы достичь цели?

Изучить, проанализировать


-Ребята, вспомните, что вы знаете о басне? Обсудите в парах, какое из предложенных понятий относится к басне.

Работа со схемой – жанр БАСНЯ



Басня

t1676114307aa.gif


(Лишние карточки убираются)

На доске остаются карточки:

Басня

небольшое поучительное произведение

герои-животные, иногда люди

Цель: помочь исправить недостатки

мораль


-Ребята, а как вы считаете, наша характеристика басни полная или можно что–то добавить? (в какой форме пишутся басни?)

добавляем карточку – часто в стихотворной форме.

-По структуре на какие части можем разделить басню?

2 части: основное повествование и мораль (Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл (за редким исключением) сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения.) Добавляем карточку -повествование

герои – чаще животные

-А животные в басне могут разговаривать?

Добавляем карточку - диалог

-Ребята, а как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями выступают животные?

-Да, автор говорит не напрямую, а намекает на то, о каком именно человеке идёт речь в басне. Этот приём называется аллегорией.

Добавляем – аллегория.

-В басне часто встречается аллегория людей и животных, она позволяет придать личностям свойства, характерные для людей. Выберите и сопоставьте карточки.

Лиса-хитрость

Голубь-невинность

Муравей-трудолюбие

Стрекоза –легкомыслие

Ягнёнок-беззащитность

Осёл-глупость

Заяц-трусость


-Считается, что первым человеком, писавшим басни, был Эзоп. Его называют родоначальником басни.

Эзоп – родился в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Об Эзопе нет достоверных сведений, зато легенд – множество. Говорят, что он был рабом и калекой, что жил во времена Креза – царя Лидии, на острове Самос. Эзоп был очень умным и смелым человеком. К нему прислушивались цари. За его ум ему дали вольную, т.е. он стал вольным человеком и служил при дворе самого царя. Но за смелые слова и вольные мысли он был приговорен к смертной казни. Его бывший хозяин хотел помочь Эзопу избежать смерти, но для этого Эзоп должен был признать себя рабом и опять попасть в рабство. Но Эзоп сказал: «Я очень долго мечтал о воле, о свободе. Поэтому, лучше умру я вольным человеком, чем буду жить рабом».

Вслушайтесь внимательно в эти слова. Что можно сказать об этом человеке?

-Тем самым он не покорился тому образу жизни, тем порядкам. Погиб Эзоп насильственной смертью (местные жители сбросили его со скалы). Так гласит легенда. …

Но, а на самом деле, его краткие записи собираются с 3-4 вв. до н. э., сохранилось свыше 300 басен с краткими моралями. В литературе есть такое выражение Эзопов язык – как вы можете объяснить это выражение? Подсказка –слово язык можно заменить словом речь (речь, скрывающая прямой смысл, содержащая намёки)


-Последователями Эзопа был Жан де Лафонтен, который жил во Франции в 17 веке. Он писал поэмы, сказки в стихах, в поздний период своего творчества обратился к басням. И, конечно, И.А.Крылов, известнейший русский баснописец, живший в 18 веке. Басня достигла высшего расцвета именно в творчестве И.А. Крылова. Откройте учебники на с.130. Кто изображён на странице? (Крылов). Следующие несколько уроков мы будем знакомиться творчеством этого замечательного баснописца. Что изображено на с.131? Что объединяет эти картинки?

Читаем статью учебника о Крылове с.132

Обсуждение статьи. Ответы на вопросы учебника.


Физкультминутка (дыхательное упр.)

Надуйте воображаемый маленький шарик. Надуйте шарик побольше. А теперь надуйте большой шарик и, пока надуваете, загадайте желание. Отпускайте шарик в небо. Потянитесь на носочки, помашите ему одной рукой, затем другой и теперь двумя. Ваше желание непременно сбудется!


-Прочтите название произведения, с которым мы сегодня знакомимся («Мартышка и Очки»). Можно ли по названию басни определить, о чём пойдёт речь?

-Сейчас вы прослушаете басню. Следите по тексту. Возьмите простые карандаши, если встретятся незнакомые слова, отметьте их.

Слушание аудиозаписи басни или просмотр диафильма.

Беседа по выявлению первичного восприятия

- О чём вы думали, слушая басню?

-Встретились ли непонятные слова? (полдюжины, нанижет, темя, познатней, к худу клонит, нет проку, невежда)

-Кто главный герой басни?

-Каким вы представили себе героя?

-Почему Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

-Какие действия совершала Мартышка с очками? Соответствуют ли они тем, какие обычно совершают с очками?

-Почему И.А.Крылов выбрал для этой басни именно мартышку? Какие человеческие качества присущи мартышке в этом произведении?

(глупость).

Добавляем карточку на доску Мартышка-глупость

Вторичное чтение басни учащимися и беседа по содержанию:


-В чём комичность ситуации? Что вас позабавило, посмешило?

-Прочтите слова автора (вывод, мораль). Важен ли этот вывод для нас?

-Кого называют невеждой?

-Если бы в басне не было морали, можно ли было понять, какие человеческие недостатки высмеиваются?

-Чему научила вас басня?

-Знаете ли вы, чем отличаются слова «невежа» и «невежда»? Обсудите в парах. Объясните смысл каждого из них.


Упражнение в выразительном чтении



-Посмотрите ещё раз на портреты этих людей, что их объединяет?

-Как в литературе называют людей, которые писали басни?

-Что такое басня?

-Какова цель басни? (показать пороки людей. Басня помогает нам увидеть свои недостатки, пороки и, смеясь, с ними расстаться)

-В каком веке басня пришла в русскую литературу?

-Чему научили вас басни, прочитанные сегодня на уроке?

-Какая задача стояла перед нами?

-Удалось ли ее решить?

Я научился на уроке …

Урок привлек меня тем …

Урок показался интересным …

Я задумался о …


-Что на уроке стало для вас неожиданностью?



Составляем синквейн:

Басня

Смысловая, поучительная.

Высмеивает, объясняет, поучает.

Басня - небольшой поучительный рассказ.

Поучение

- Нужны ли басни сегодня? Как вы думаете, а в наше время сочиняют басни? (повествуют о недостатках современников, недостатки у людей есть во все времена, поэтому басня актуальна и в наши дни)



- Какими человеческими качествами и ценностями должен обладать человек, над которым не будут смеяться баснописцы?

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, качество (н/р честность, добродушие и т.п.).

Д/з: чтение статьи и выразительное чтение басни с.132-135, а учащимся, которые готовы творчески поработать, предлагаю выполнить такое задание: придумать свою небольшую прозаическую басню.

Оценивание: хочу отметить ребят, которые на уроке мне сегодня помогали…

Спасибо вам за сегодняшний урок, за ваши знания и сотрудничество.













Запись отрывка басни 

https://mishka-knizhka.ru/audio-basni/audio-basni-krylova/lebed-shhuka-i-rak-audio-basnja-krylova/




















Работа с разрезными карточками

























добавляем карточки – часто в стихотворной форме, повествование, диалог, аллегория













Карточки состоят из двух частей, их надо «собрать»









портреты

Эзопа, Жана де Лафонтена,

Крылова








Презентация

Слайд 1









Презентация

Слайд 2 (эзопов язык)































аудиозапись

https://audioskazki-online.ru/podborki/basni-krylova/martyshka-i-ochki

(или просмотр диафильма

https://youtu.be/OHIPZkq_ZZo)

Презентация слайд 3 (словарная работа)



















Презентация слайд 4 (мораль)





















Презентация слайд 5 (я научился на уроке...)






















Дети прикрепляют самоклеящиеся «сердечки» под портретами баснописцев.






































Дата проведения: с 10 января по 24 февраля
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.