12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила205
Стаж работы в должности учителя начальных классов - 32 года. Имею грамоту Министерства образования.
Россия, Воронежская обл., Россошь

Конспект урока по литературному чтению в 3  классе

(Школа России)

Тема: И. А. Крылов «Кукушка и петух».

Цель:

1.Познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова, вспомнить другие, изучаемые раннее басни;

2.Продолжить формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы;

3. Развивать у детей поэтический слух, способствовать эмоционально, откликаться на прочитанное;

4. Воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества;

5.Совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басню.

Ход урока:

I.Оргмомент.

Урок литературного чтения. Сегодня мы продолжим учиться работать над литературным произведением, понимать его смысл, выразительно читать.

II. Мотивация.

Наш урок посвящён великому русскому человеку, написавшему множество произведений, считающихся классикой русской литературы.

Ответив на вопросы, вы узнаете его фамилию.

Работа в парах.

К

р

ы

л

о

в

1.Это 12 по счёту буква в русском алфавите.

2.Какую букву в рассказе Евгения Чарушина учился говорить мальчик Женя?

3.О какой букве идёт речь в стихотворении?

..сказала кошке: «Брысь!

У меня подружка – рысь!»

4.Какими звуками различаются слова: лук-люк

5.В слове коты эта буква обозначает звук [ а]

6.Вставьте пропущенную букву:

б

 

г

д

ж

з

п

ф

к

т

ш

с


 

III. Сообщение темы урока. Рассказ об авторе.

- О произведении, какого автора мы сегодня будем говорить на уроке? (И. А. Крылов)

Слайд 1. Портрет.

Дети рассказывают о И. А. Крылове.

1.Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог в детстве получить хорошего образования. Грамоте он выучился в семье.

2.Когда Ивану Андреевичу Крылову было 10 лет, умер его отец. После смерти отца маленькому Крылову достался только сундучок с книгами. Ваня много читал. Ему удалось даже выучить несколько языков. Крылов прекрасно рисовал и играл на скрипке.

3.Басни Ивана Андреевича Крылова впервые появились в печати, когда ему было 37 лет. Басни сразу всем понравились. За 30 лет работы Крылов написал 205 басен. Ими он обогатил наш русский язык крылатыми и образными выражениями.

IV. Актуализация знаний.

-Что такое басня?

Слайд 2. Басня – это..

Басня – это короткие, чаще всего стихотворные произведения, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. (стр.105).

В каждой басне должна быть мораль.

-Что такое мораль басни?

Слайд 3. Мораль – это..

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

V. Пробное учебное действие.

С героями басен И. А. Крылова мы уже знакомы. Некоторые его басни мы уже читали.

Я предлагаю вам вспомнить басни, с которыми мы уже познакомились на уроках.

На доске записаны названия трёх басен:

Ваша цель: соотнести мораль с басней, объяснить её своими словами.

Лебедь, Рак и Щука.

Стрекоза и Муравей.

Ворона и Лисица.

Когда в товарищах…

Ах, ты пела..

И в сердце льстец..


 

Если за что-то собираешься взяться, то вначале обсуди с товарищами, как ты собираешься это делать.

Всегда наступает такой момент, когда за безделье надо расплачиваться.

Падкий на лесть может потерять все. Нельзя льстить ради своей выгоды.

VI.Беседа о повадках животных – действующих лицах басни.

Слайд 4. Иллюстрация к басне «Кукушка и петух».

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней И. А. Крылова «Кукушка и петух»

-Как вы думаете, кто главные герои басни? (кукушка и петух).

-Как вы их представляете, опишите этих животных.

Слайд 5. Кукушка, петух, воробей.

-Кукушка принадлежит к той группе птиц, которые сами себя называют. Это единственная птица, которая никогда не растит своих птенцов. Она подкладывает яйца другим птицам.

-Кто слышал, как поёт кукушка? Какой у неё голос? (ку-ку)

-Можно ли кукушку назвать красивой птицей ?

-Что скажите о петухе? (он кукарекает, может быть очень красивый внешне)

-Что скажите о воробье? (маленькая, юркая птица, трудолюбивая)

VII. Прослушивание записи фонохрестоматии (в исполнении артиста).

Слайд 6. Аудио запись басни.

Прослушайте басню И. А. Крылова «Кукушка и петух» в исполнении артиста Валентина Гафта.

VIII.Беседа эмоционально-оценочного плана.

-Каковы ваши впечатления?

-Назовите всех персонажей басни.

IX. Самостоятельное чтение басни детьми.

Прочитайте басню и отметьте устаревшие слова, постарайтесь найти им объяснение.

X. Словарная работа.

Слайд 7. Слова.

Кум – крестный отец

Куманек – уменьшительно-ласкательно

Райская птичка – очень хорошо поет

Не боясь греха – ничего

Отколь – откуда

Невелички – маленькие

Ссылаюсь – указать на кого-либо


 

XI.Анализ конкретного содержания басни.

- Найдите в тексте слова Кукушка, прочитайте их.

- Как хвалит кукушка петуха?

Мой свет

Тянешь плавно и протяжно

Отличная певица


 

- Найдите в тексте слова петуха, прочитайте их.

- Какие слова использует Крылов, описывая петуха?

милый

куманек

Поет как райская птичка


 

- Что говорит кукушка петуху? (готова век слушать) Вы согласны век его слушать?

- Самый ли лучший петух певец?

- По-вашему правду сказала кукушка?

XII. Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт

- Так почему же петух хвалит кукушку? (чтобы угодить кукушке)

- А кто в басне говорит правду, а не льстит? (воробей)

- Найдите его слова и прочитайте их.

- Что такое лесть?

Слайд 8. Лесть – это

Лесть – это такое преувеличенное или ложное восхваление кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду.

XIII. Установление главной мысли конкретного содержания басни.

- Кого хотел показать Крылов в образе птиц? (людей)

- Какие человеческие качества высмеял автор, представляя кукушку и петуха? (подхалимство)

- Какое качество человека воплощает воробей? (честность)

XIV.Составление характеристики героев.

У вас на карточках записаны герои и слова, относящиеся к ним. Соотнесите героев и слова:

Кукушка и Петух


 


 

 

Воробей

Мудрость

Лицемерность

Хитрость

Честность

Лесть

откровенность


 

 

XV.Раскрытие аллегории.

-Найдите строки, в которых выражена мораль басни.

-Чему учит эта басня? (учит говорить правду, не лгать, не льстить).

XVI.Аналогия из жизни.

-Приходилось ли вам в жизни встречать, когда люди незаслуженно хвалят друг друга?

-Как вы думаете, это положительная или отрицательная черта характера человека?

XVII. Работа над выразительным чтением. Инсценирование.

-С какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно)

-Слова Петуха и Кукушки? (льстиво)

Чтобы прочитать выразительно составим партитуру этой басни.

-Какую интонацию подсказывают знаки препинания?

XVIII. Работа с пословицами.

Слайд 9. Пословицы.

1.Не хвали в очи, не брани за глаза. (в глаза одно, а на стороне – другое).

2.Как друг друга ни хвали, а лучше не станете.

XIX. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 10. Крылов.

Крылов дает возможность читателю понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна.

-Нужно ли изучать басни Крылова?

Людей без недостатков не бывает.

-Стали ли вы мудрее, после прочтения басни?

XX. Выставка книг.

Я рекомендую вам прочитать эти книги. Они доставят вам удовольствие и помогут задуматься над теми человеческими недостатками, а так же найти мудрое решение.

XXI.Домашнее задание:

Научиться выразительно читать басню, по желанию можно выучить наизусть).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.