Внеклассное мероприятие "Венец всех ценностей - семья"

1
0
Материал опубликован 4 December

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ВЕНЕЦ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ – СЕМЬЯ»



1. Пояснительная записка

Тематическое направление духовное и нравственное воспитание

Тема «Венец всех ценностей – семья»

Актуальность Любой народ по-настоящему силён и велик только тогда, когда он чтит свои традиции и культуру, знает свою историю и стремится сохранить национальную самобытность. Данная тема и содержание воспитательного мероприятия затрагивают социально значимые проблемы, актуальные в настоящий момент для российского общества. Мы, в наше динамичное время, всё дальше уходим от знания своей национальной культуры, своих корней, своей родословной. Данное мероприятие посвящено самому главному в жизни каждого человека семье.

"Семья — это основа основ. Именно дома, в семейной атмосфере закладываются основы мировоззрения человека, его личные качества и духовно-нравственные идеалы, - отметил президент Российской Федерации Владимир Путин. - И потому важно воспитывать подрастающее поколение в духе ценностей большой, многодетной, дружной семьи, заботы о ближних, детях и родителях, создавать условия для профессиональной, творческой самореализации молодых людей, решения насущных социальных, инфраструктурных проблем" [1].

Семья – это то, что нам дорого с детства, это – самые близкие люди, это особый язык любви, понимания друг друга, свои традиции и истории. Поэтому мероприятие направлено на воспитание уважения к семье и семейным традициям, а также поддержание духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) обучающиеся 7 класса, 13-14 лет

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы духовно-нравственного направления. Мероприятие направлено на повышение уровня культурной образованности, интеллектуального и духовного развития, привитие уважения к понятию «семья», размышление о семейных ценностях и их значимости в каждой семье.

 Данный материал может использоваться в межпредметных связях: на уроках литературного чтения и литературы, технологии и ИЗО. Может быть использован для проведения классных часов, дискуссий, часов общения, бесед к Международному дню семьи, а также нашему, российскому празднику – Дню Семьи, Любви и Верности.

Цель воспитательного мероприятия - раскрыть значение понятия «семья», закрепить у обучающихся представление о членах семьи, родственных отношениях в семье, её значении в жизни каждого человека.

Задачи воспитательного мероприятия:

- воспитание духовности, национального самосознания обучающихся;

- способствование развития сотрудничества семьи и школы;

- активизация и укрепления интереса детей и взрослых к совместному проведению досуга;

- осуществление преемственности поколений;

- воспитание у обучающихся чувства гордости и любви, уважения, заботы к членам семьи;

- создание комфортной ситуации для проявления активности обучающихся, навыка работы в группе;

- формирование коммуникативных умений обучающихся;

- способствование сплочению и развитию классного коллектива.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

- у обучающихся сформируется позитивное отношение к духовно - нравственным ценностям семейных отношений; обогатится социокультурный опыт  

- повысится уровень социального партнерства и родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию обучающихся

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Мероприятие проводится в форме конкурсно-игровой программы. Игровая форма способствует развитию познавательного интереса, интеллектуальных способностей, в игре проявляются активность, потребность в общении. Конкурсный характер игры также привлекателен возможностью показать смекалку, попробовать свои силы и знания.

Конкурсно-игровая программа проводится с участием родителей.

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
для достижения планируемых результатов

Для достижения планируемых результатов применялись технологии игровых методов, сотрудничества, информационно-коммуникационная, коллективного творческого дела.

Были использованы методы: словесный, наглядный, проектный.

Применялись методические приёмы: викторина, коллективная работа, виртуальный вернисаж, «Кластер», «Открытый микрофон», «Мозговой штурм», «Саморефлексия».

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point, колонки;

семейные фотографии «Моя семья!»;

рисунки «Мой дом! Моя семья!»;

плакаты: 
- «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» 
- «Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому»;

разрезные карточки с пословицами;

ручки, маркеры, клей, ватманы, белая бумага.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Методическая разработка предназначена для педагогов основной школы, с целью подготовки и проведения внеклассного мероприятия.  Выполнение конкурсных заданий способствует формированию взаимоуважения, умения работать в группе, формулировать ответы на вопросы, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к основам семейных ценностей.

Материал не только откроет новые знания, но и способствует развитию духовно-нравственного воспитания. Данная методическая разработка имеет универсальный характер.

Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Организация воспитательного мероприятия начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Несколько обучающихся и родителей выучили небольшие стихи о семье.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка классной комнаты к данному мероприятию. Место проведения должно быть чисто убранным, проветренным. Тема выведена с помощью проектора на экран или записана на доске. Стулья и парты подготовлены для совместной работы в трёх группах. На партах в каждой группе разложены конверты с заданиями, сигнальные карточки, листы для саморефлексии.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)


Ход мероприятия

Классный руководитель. Добрый день, ребята и уважаемые родители!

Сегодня в нашем классе мы собрались не зря.

Мы вспомним и узнаем, как нам важна семья.

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи [2].

Из всех человеческих отношений семья – самое великое. Слово «семья», как и слова «хлеб», «вода», «воздух» не требуют расшифровки, оно понятно нам с первых мгновений жизни.

Ученик 1

Семья — поистине высокое творенье.
Она — заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас — основа всех начал [3].

Ученик 2

Моя семья – мой мир, оплот и гавань.

Мне всё здесь дорого, здесь всё, чем я живу.

Здесь все невзгоды одолею,

Все трудности руками разведу [4].

Ученик 3

Спасибо ей за жизнь, поддержку и науку.

За то, что есть к кому прижаться под крыло.

Мне в доме нашем тихом и уютном,

Всегда спокойно и тепло [4].

Метод «Кластер»

Ребята, а что для вас значит слово семья? (ответы обучающихся вписываются в кластер).

Классный руководитель. В толковом словаре Ожегова дается такое определение этому слову: «Семья» - группа живущих вместе близких родственников, объединение людей, сплочённых общими интересами.

И сегодня с нами представители ваших семей (Представление присутствующих родителей и родственников обучающихся).

Я хочу спросить, что для них значит семья?

Метод «Открытый микрофон»

Родитель 1.

Семья — это счастье, любовь и удача

Семья — это летом поездки на дачу [5]

Родитель 2

Семья — это праздник, семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты [5].

Родитель 3.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет [5].

Родитель 4

Семья — это труд, друг о друге забота

Семья — это много домашней работы [5]

Родитель 5

Семья — это важно!

Семья — это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! [5]


Классный руководитель. Спасибо за ваши ответы!

Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и еще раз вспомнить, как важна в жизни каждого человека семья. Предлагаю объединиться в три группы совместно с вашими присутствующими родственниками и продолжить мероприятие, которое включает в себя несколько конкурсов. За победу в каждом конкурсе команда получает фрагмент изображения. По завершению конкурсной программы командам необходимо соединить полученные фрагменты и назвать его.

Классный руководитель. Семейные мудрости заложены в народных пословицах и поговорках. Они на ваших столах, разрезанные на части. Необходимо за 3 минуты правильно собрать как можно больше пословиц и поговорок.

Где мир и лад, там

так и горя нет

Вся семья вместе, так и

и Божья благодать

Не красна изба

а дома лучше.

Не дом хозяина красит,

тлеть, для семьи –гореть

На что и клад, коли

душа на месте.

Любовь да совет

и каша гуще

В гостях хорошо,

углами, красна пирогами

В родной семье

в семье лад

Жить для себя -

а хозяин дом

Доброе братство

и дому не рад

В семье разлад, так

лучше богатства

После окончания времени классный руководитель выясняет сколько пословиц и поговорок собрала каждая группа. Представитель от каждой группы зачитывает по 2 пословицы. И так по очереди. Та группа, которая, верно собрала наибольшее количество пословиц и поговорок получает первый фрагмент изображения.

Классный руководитель. В языке народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников знаете вы?

Упражнение «Мозговой штурм»

Участникам предлагается определить степень родства. Для выполнения этого задания группы получают сигнальные карточки. Представитель группы поднимает карточку, если участники группы знают ответ. Правильный ответ демонстрируется на экране.

1. Брат жены — …. (шурин).

2. Сестра отца или матери — ... (тетя).

3. Отец папы – …. (дедушка).

4. Сестра мужа — … (золовка).

5. Мать жены — …. (теща).

6. Отец жены — ... (тесть).

7. Мать мужа — …… (свекровь).

8. Отец мужа — …. (свекор).

9. Мама мамы – … (бабушка).

10. Дочь брата или сестры — …. (племянница).

11. Брат отца или матери — …. (дядя).

12.Родители мужа и жены — …. (сваты).

13. Родители ребенка – …. (папа, мама).

Та группа, которая, верно назвала наибольшее количество родственников, получает второй фрагмент изображения.

Классный руководитель. Чтобы ответить на вопросы этого конкурса нужно много читать и знать, чему вас и учат в школе.

В названиях литературных произведений также встречаются слова, являющиеся названием членов семьи. Приглашаю вас на виртуальный вернисаж, в ходе которого на экране будет демонстрироваться портрет писателя. Задача команд – узнать его и вспомнить название произведения, в котором встречаются слова, являющиеся названием членов семьи.

Примерный перечень портретов: А.С. Пушкин («Капитанская дочка»), Ф.М. Достоевский («Братья Карамазовы»), А.П.Чехов («Три сестры», «Дядя Ваня»), Н.А.Некрасов («Дед Мазай и зайцы»), Э.Н.Успенский (Дядя Фёдор, пёс и кот»), В.П. Катаев («Сын полка»), Ж. Верн («Дети капитана Гранта») и др.

Та группа, которая, правильно назвала наибольшее количество авторов и их произведений, получает третий фрагмент изображения.

Классный руководитель. Итак, вы убедились, что семья — это и многочисленные родственники!

Основные законы семьи – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами человеческого общества. Давайте с вами дополним эти законы.

Для этого каждая группа проработает свою часть семейных законов и представит ее остальным. В результате вашей работы получим общий стенд, в виде дома, состоящий из отдельных ватманов, как мозаика из отдельных элементов.

Выполнение мини-проектов «Кирпичики семейного счастья»

В конвертах на ваших столах лежат определения понятий. Ваша задача – назвать семейный закон одним словом и записать его на кирпичике. Этот кирпичик прикрепите на ватман, соблюдая начертанные контуры. После этого подготовьте объяснение того, как вы понимаете высказывание, находящееся на зеленом или синем фоне у вас в конверте. Прикрепите его рядом с кирпичиками.

После выполнения работы представитель каждой группы выходит с выполненным мини-проектом к доске, дает необходимые разъяснения и встраивает часть ватмана в общий контур дома.

Задание для 1 группы

Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте (Сопереживание).

Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга (Равенство).

Помощь кому-либо, кто в этом нуждается, опора, содействие, ряд действий или слов, направленных на изменение ситуации к лучшему. (Поддержка).

Спокойное перенесение боли, беды, скорби, несчастья. Сдержанное ожидание благоприятных результатов (Терпение)

Высказывание «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)

Задание для 2 группы

Умение уступать друг другу (Компромисс).

Преданность друг другу (Верность).

Чуткое отношение друг к другу (Нежность).

Позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности, чувство почтения (Уважение)

Высказывание «Крепкие семьи не возникают сами по себе – это усердный труд всех домочадцев» (А.С.Макаренко)

Задание для 3 группы

Прислушиваться друг к другу (Умение слушать).

Уважение и благодарность (Признательность).

Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства (Приспособляемость).

Чувство безопасности и уверенности (Доверие)

Высказывание «Нет места милее родного дома» (Цицерон)

Все группы получают последний фрагмент изображения

Классный руководитель. Итак, чтобы у каждого была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней всем было хорошо и все были счастливы, необходимо соблюдать предложенные законы.

Теперь посмотрите на фрагменты изображения, которые вы получали по итогам каждого конкурса и назовите, что же изображено. Если у вас недостаточно фрагментов можете объединиться с другой группой для расшифровки изображения.

Верно! Храм Святых Петра и Февронии. Это один из новых и красивейших храмов Донбасса, освящён в 2014 году. Расположен на одном из самых высоких мест нашего, Ленинского района города Донецка, рядом со старым телецентром. Здесь удивляет и восхищает всё: и гармоничные пропорции, и золотая роспись куполов, мозаики, скульптуры князя и княгини в гранитной арке, и внутреннее убранство храма [6].

Пётр и Феврония — русские православные святые. В Русской православной церкви почитаются как покровители семьи и брака. Днём их памяти является 8 июля.

В Российской Федерации, начиная с 2008 года, в честь Святых Петра и Февронии 8 июля отмечается как Всероссийский День семьи, любви и верности. Семейным парам вручают медали «За любовь, и верность».

Давайте посмотрим виде-презентацию, подготовленную ЦБС г. Сочи «Сказ о Петре и Февронии»

https://rutube.ru/video/71c2f8790641c0991cb8c2b145e40aa0/

Классный руководитель. Новый праздник поведал нам из глубины веков о ценностях, традициях, над которыми не властно время, поведал о культуре отношений в семье.

Символом этого праздника является ромашка. Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся)

Для того чтобы закрепить понятие семья, семейные ценности и правила предлагаю послушать стихотворение и собрать «семейную ромашку».

При чтении стихотворения каждой группе, ее участники записывают на лепестках семейные ценности и правила, затем выходят и наклеивают лепестки на сердцевину цветка

Группа 1.

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных.

Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по - разному.

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети — это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится! [7]

Группа 2

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым [7].

Группа 3

А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе своей и помыслах...[7]

Классный руководитель

Вот так мы представляем свой очаг,

Где мы любимы, счастливы где полностью [7].

Ребята, а наш класс можно назвать семьей? Почему? (ответы обучающихся).

Я знаю, что наш класс - дружная семья и, как в хорошей семье, в нем царит уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». И пусть у нас царят взаимоуважение и согласие.

По итогам работы на сегодняшнем мероприятии предлагаю каждому из его участников заполнить рефлексивную таблицу.




 Прочитай вопросы и оцени себя, выбрав нужное количество баллов

Насколько интересной показалась сегодня работа

0      1       2       3

Насколько сложными оказались предложенные задания (чем выше балл, тем легче была работа)

0      1       2       3

Насколько ты оказался полезен своей группе

0      1       2       3

Насколько слаженно и дружно работала твоя группа

0      1       2       3

Итого

 

Классный руководитель

Поздравляю всех, кто работал в слаженной и дружной группе, кто оказался ей полезен, кто получил заряд бодрости, блеснул эрудицией, пополнил свои знания и еще раз убедился в том, венец всех ценностей – семья.

Также желаю, чтобы в каждом вашем доме и нашем школьном большом доме было тепло, солнечно и уютно.

Наше мероприятие окончено. Спасибо!



Список использованных источников

Латухина К. Путин назвал семью основой основ. – URL : https://rg.ru/2019/11/07/putin-nazval-semiu-osnovoj-osnov.html (дата обращения: 05.02. 2023).

Самоний Н. Семейный круг. – URL : https://deti.cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihotvoreniya_ko_dnyu_lyubvi_semi_i_vernosti.html (дата обращения: 05.02. 2023).

Мухачева Е. А. Семья - поистине высокое творение. – URL : https://vk.com/wall-58235590_6233 (дата обращения: 05.02. 2023).

Лисёнкова Моя семья. – URL : https://ok.ru/gryppagaluni/topic/68827951289617 (дата обращения: 05.02. 2023).

Лангер М. Семья это счастье, любовь и удача. – URL : https://stihi.ru / (дата обращения: 05.02. 2023).

Дадоенкова Н. Храм святых Петра и Февронии. – URL : https://vk.com/wall-5158073_1744731 (дата обращения: 05.02. 2023).

Молчанова И. Семь главных правил. – URL : https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1675612534&tld=ru&lang=ru&name=sem_glavnih_pravil_molchanova.doc&text=стихотворение%20Семь%20главных%20правил%20И.%20Молчанова&url=https%3A%2F%2Fdszvez-(дата обращения: 05.02. 2023).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.