12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колбина Валентина Александровна201
Россия, Новосибирская обл., Барабинск
1

ИДИОСТИЛЬ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА НАБОКОВА – УНИКАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, ВИРТУОЗНОГО МАСТЕРА СЛОВА, ДВУЯЗЫЧНОГО ПИСАТЕЛЯ.

Идиостиль Владимира Владимировича Набокова – уникальной личности, виртуозного мастера слова, двуязычного писателя.


Колбина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО


Аннотация. В статье ярко представлен язык стиля набоковской прозы, выделены непостоянные элементы стиля писателя.

Ключевые слова: идиостиль, номинативность, описательность, психологизм.

Понятие «идиостиль» или индивидуальная манера письма, тесно связано с понятием «языковая личность», которое прочно вошло в лингвистику XX-XXI веков благодаря трудам Юрия Николаевича Караулова. Творчество В.В. Набокова – яркая иллюстрация синтетического искусства XX века, сочетающего в себе разные стилевые потоки, разные способы словесного выражения…

Языку стиля набоковской прозы всегда было чуждо однообразие. Стилевые доминанты поэтики писателя характеризуют игровой стиль его творчества, что позволило критикам говорить об оригинальной, неповторимой манере В.В. Набокова. Однако, устойчивые стилевые элементы его прозы - это не догма, а составная часть единой творческой системы писателя. Творчеству художника присущи и признаки стилевой изменчивости, призванные демонстрировать разнообразие творческих задач писателя.

Наличие признаков стилевой изменчивости в художественной речи писателя характеризуют его также как представителя современного синтетического искусства, соединившего в своем творчестве игровые приемы языка модернистской литературы с традициями классической словесности.

Выделенные непостоянные элементы стиля писателя, такие как номинативность, описательность, психологизм выполняют, таким образом, двойную функцию. Во-первых, они характеризуют тематическое и языковое разнообразие его творчества, демонстрируя также синтетичность и амбивалентность искусства писателя. Во-вторых, признаки стилевой изменчивости заявляют о приверженности В.В. Набокова к языковым традициям русской классической литературы.

 Номинативность как неустойчивый признак языка набоковской прозы связан с мерой использования писателем средств языковой выразительности. Для номинативности важно передать прямое значение слова с целью точного обозначения предметов, деталей изображенного мира. Номинативность в языке стиля писателя противостоит двуплановости метаязыка его прозы и участвует в моделировании прошлой реальности, в которой когда-то жил герой. При помощи номинативности как языкового стилистического приема автор подчеркивает реальность и однозначность утраченного прошлого в противовес псевдореальности настоящего бытия.

К числу непостоянных стилевых признаков в языке прозы В.В. Набокова относится описательность. Описательность проявляется в языковой структуре набоковских текстов как средство воссоздания устойчивого уклада жизни героя. Описательность, как и номинативность, противостоит игровым приемам языка стиля набоковской прозы, что также подчеркивает амбивалентный характер его творчества.

Для языка обозначенного стилевого приема характерны особые выразительные средства, делающие художественную речь яркой, образной. К их числу относятся разного вида тропы. Описательность, как и номинативность, приближает творческую манеру писателя к языковым традициям классической литературы XIX века. Описательность в художественной речи набоковского творчества обнаруживает разнообразие языкового решения обширной тематики его искусства.

Психологизм как непостоянный стилевой элемент в поэтике набоковского творчества связан прежде всего с языковой характеристикой душевного состояния героев. Этому способствуют самые разнообразные средства художественной выразительности, включающие лексические и семантико-синтаксические структуры.

Семантико-синтаксический строй набоковских текстов также является важным фактором реализации определенных стилистических эффектов. Используя разнообразные синтаксические конструкции, В. В. Набоков превращает их не только во внешнюю формально-грамматическую черту художественного текста, но делает их формой мысли и средством характеристики героя. Писатель строит свои фразы с опорой на психологическое состояние своих персонажей. Различные типы синтаксических конструкций, их объем характеризуют не только саму структуру художественного текста, но и несут определенную эмоционально-психологическую нагрузку.

Тенденция стилевой изменчивости в языке прозы В.В. Набокова присуща не только большим эпическим формам его творчества. В рассказах писателя также прослеживается стилевая неоднородность. Именно в языке малых форм набоковской прозы зарождаются основные стилевые характеристики творчества писателя: метафоричность, интертекстуальность, аллегоризм, пародийность и т.п.



Литература

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  2. Бойд Б. Владимир Набоков: вступление в биографию // Литературное обозрение. 1999.
  3. Быков Л.П., Подчиненов A.A., Снегирева Т.А. Русская литература XX века. Проблемы и имена. Екатеринбург, 1994.
  4. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959.
  5. Кучкина О. Набоков В. // Литература. 1995. - № 20.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.