12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Булычева27
Россия, Московская обл.
0

Образ князя Владимира в произведениях русских писателей. художников. композиторов

Тема урока: "Образ Князя Владимира в произведениях русских художников, писателей, композиторов"

Ход урока

 Презентация ( слайд 1 Портрет Д.Бортнянского)

Звучит произведение Д.Бортнянского "Славу поем!"( a,kapella)

Славу поем мы солнцу, в нем всей жизни начало, Дарует природе вечный свет и тепло. Под лаской его лучей все оживает: рощи, леса , сады и цветущий луг. Все живое песнь хвалебную поет благодатному солнцу! Славу и мы поем и тебе земля родимая. Ты так прекрасна и так плодородна, силу жизни даришь своим сыновьям. Но только разум человека силы природы себе подчинить сумеет, и во благо всей земли он служить их заставит: Хвала, хвала, человеку слава!

 

Цель урока, тему определяют учащиеся

Учитель - С каким великим человеком можно сравнить гимн солнцу?

Ученики - С образом князя Владимира

Учитель - Определите характер звучания мелодии?

Учащиеся - Твердый, решительный, светлый, мужественный

Учитель - Все эти качества сочетает в себе один человек. Сегодня на уроке мы обратимся к светлому образу князя Владимира, познакомимся с творчеством русских писателей, композиторов и художников. Едва ли найдется имя более важное, чем имя святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси. Его подвиг не будет забыт, потому что принеся на русскую землю христианскую веру, он навсегда остался в памяти людей.

 

Слайд 2. Икона. Святой князь Владимир

Учитель - Образ князя Владимира нашел воплощение в русской музыке. Ему посвящена "Симфония № 3", Ор.42 ( 1909-11): "Праздник у киевского князя", опера "Рогнеда" А.Н.Серова ( опера в 5 действиях. Либретто на основе древнерусского предания написано композитором совместно с Д.Аверкиевым)

Сообщение. Краткое содержание оперы. 2.00 мин. Делает ученик

Слайд 3. Картина "Владимир и Рогнеда" А.П.Лосенко

Учитель - Послушаем арию Рогнеды "Застонало сине море" 2.51мин.

Слушание

Учитель - Зная средства музыкальной выразительности, вы определите характер мелодии.

Учащиеся - Музыка тревожная, часто меняется темп, динамика

Учитель - В каком ладу написана тема?

Учащиеся - В миноре, иногда в музыке наступает просветление, тема звучит более мягко, радостно

Учитель - Вы правильно определили переменность в ладу, чередование мажора и минора. Такой лад называется переменным и является характерной особенностью русской музыки. Сумел ли композитор создать неповторимый образ?

Учащиеся - Да, среди главных качеств можно назвать глубину и благородство.

Учитель - Какими эпитетами сопровождается имя Владимира?

Учащиеся - "Красно солнышко", "славный", "светлый"

Учитель - Из каких источников вы это знаете?

Учащиеся - Из истории, былин, святой Владимир мой покровитель...

Работа с учебником Духовного краеведения Подмосковья, стр. 30

Учитель - Драгоценно для нас житие нашего просветителя, сохраненное в летописи преподобным Нестором, писал Александр Николаевич Муравьев - русский генерал, один из основателей декабристского движения.

Слайд 4. Портрет А.Н. Муравьева.

Подготовленное выразительное чтение. Отрывок "Житие святого равноапостольного князя Владимира" 2.30 мин

Учитель - Свои произведения Владимиру посвятили Феофан Прокопович, Я.Б. Княжнин, А.К. Толстой. В эпоху "Владимира-солнце" написанного по "Истории государства Российского" Н. Карамзина происходит действие "Руслана и Людмилы" А.С. Пушкина.

Слайд 5. Картина "На пиру" Н. Кочергин

Подготовленное выразительное чтение. Отрывок "Описание пира" под музыку М.И. Глинки ( увертюра )

Учитель - На пирах восхваляли воинов за победы в сражениях. А между пирами по приказу князя развозили пищу по городу и раздавали больным и нищим. Ничего не жалел князь для своей дружины. Владимир отличался щедростью и уважением к своим воинам. Времена святого Владимира - это начало распространения грамотности на Руси.

Вопросы:

- В каком году крестили Русь?

- Каким образом происходило крещение киевлян?

- В каком городе крестился князь Владимир?

( ответы детей )

Учитель - Особое место в ряду творений художника В.М. Васнецова занимает картина "Крещение Князя Владимира". Создавая этот шедевр, художник долгие годы изучал рукописи.

Слайд 6. Картина "Крещение Князя Владимира" В. Васнецов

Подготовленное сообщение об истории создания картины. Рассказывает ученик.

Учитель - "И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон -

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!" ( А.К. Толстой )

Слайд 7. Картина "Крещение Руси" В. Васнецов Викторина. Работа в группах с раздаточным материалом

1. В каком городе крестился Владимир?

а) в Новгороде,

б) в Киеве,

в) в Корсуне ( Херсонесе )

2. Какое имя при крещении получил князь Владимир?

а) Иоанн.

б) Василий,

в) Владимир

3. Кто написал картину "Крещение Руси"?

а) Левитан,

б) Васнецов,

в) Шишкин

4. Какие оперы написаны композитором и музыкальным критиком А. Серовым?

а) "Юдифь", "Рогнеда", "Вражья сила",

б) "Война и мир", "Золушка", "Каменный цветок",

в) "Орлеанская дева", "Мазепа", "Опричник"

5. Кем князь Владимир приходился великой княгине Ольге?

а) сыном,

б) внуком,

в) братом

6. Какой женский голос исполняет партию в опере "Рогнеда"?

а) сопрано.

б) контральто,

в) тенор

7. Для кого Владимир распорядился снарядить телеги с продуктами?

а) для византийских правителей,

б) для дружины,

в) для больных и нищих

8. Что изображают в картинах исторического жанра?

а) птиц и животных,

б) боевые действия,

в) исторические события

Оценивание своих работ ( самооценка )

Итог урока. Рефлексия

- Что мы узнали на уроке?

- Какие вопросы рассмотрели?

- Что больше всего понравилось?

- Каким для каждого из вас был урок?

Домашнее задание

- Составить рассказ от имени воина дружины князя Владимира. Записать в тетрадь.

- Представьте, что вы - композитор, которому предстоит написать пьесу на заданную тему ( Образ князя Владимира ). Какому инструменту вы поручите солировать? Какой вы выберете темп, динамику. Отразить это в тетради.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.