Статья «Игра "Alias" и монологическая речь ребёнка»
Игра Alias (скажи иначе) и монологическая речь ребенка
Что это за игра?
И гра «Alias» – это дидактическая, командная игра для детей и взрослых, которая основана на совместной «коммуникативно-игровой деятельности, в процессе которой дети приобретают опыт взаимодействия с помощью вербальных (словесное объяснение) средств. В детский вариант «Alias» можно начинать играть с детьми с четырёх лет .
Как играть?
В игре «Alias» или «Скажи иначе» нужно объяснить другими словами разгадываемое слово. Игра ведётся на время: чем больше слов сможет отгадать команда, тем больше очков она получит. Во время объяснения слова можно использовать синонимы и антонимы, главное не использовать однокоренные слова.
Чем это полезно для ребёнка?
Э та игра поможет нам ввести в активный словарь ребенка прилагательные, числительные, местоимения, благодаря данной игре в активном словаре появляются слова, которые обозначают признаки, качества, состояния предметов и действий и, самое главное, у ребенка формируется монологическая речь.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь. Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения.
В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка. Ребенок начинает рассказывать, т.е вести монолог. Такая речь требует от ребенка обдумывания того, как он будет рассказывать, какие слова будет использовать для выстраивания монолога.
Развитая монологическая речь непосредственно связанна с способность усваивать новые знания ребенком, его логическим мышлением , творческими способностями и конечно же с навыками общения. Монолог дисциплинирует мышление, учит выражать основную мысль текста, строить высказывания в соответствии с темой и доносить его до слушателя в понятной для него форме.
Не секрет, что ученики начальных и средних классов мало читают, не умеют грамотно выразить свои мысли, и эти проблемы начинаются еще в дошкольном детстве. Но мы можем привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать. Как это сделать, что бы ребенку было интересно? Мы предлагаем использовать игру Alias, ведь монолог это основной механизм этой игры в объяснении слов.
Важно что бы ребёнок учился описывать слово поэтапно: сначала ребенок должен перечислить его качества и свойства ( это большое живое существо с хоботом), а после этого описать его функции ( помогает людям перетаскивать тяжелые бревна и служит средством передвижения).
Но в четыре года ребенок не умеет читать!
Это проблема легко решается карточками с картинками, такими как в карточках Домана. А еще есть детский вариант «Alias Junior». Ребенку совсем не нужен будет навык чтения, что бы понять, что на рисунке изображена кошка или бабочка и объяснить это слово. Если же ребенку пока сложно объяснять слова, то можно поиграть в alias как в загадки: вы описываете предмет изображенный на картинке, а ребенку нужно догадаться какое слово загадано. Таким образом ребенок на вашем примере будет учится объяснять слова сам.
Благодарю вас за прочтение и хочу завершить статью словами великого советского педагога, новатора своего времени В. А. Сухомлинского «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому не забывайте играть вместе с ребенком!