Статья «Связь между законами формировании речи и психомоторным развитием ребёнка»
Связь между законами формировании речи
и психомоторным развитием ребёнка
Серебреникова Мария Александровна,
педагог-психолог ГБОУ ОДОД № 655
Санкт-Петербург
Речь начинает развиваться у ребёнка в процессе его выпрямления обычно на втором году жизни. Отметим важную для нас особенность: связь речи и прямостояния. Вначале ребёнок произносит в основном гласные, главным образом "А". Этот гласный, при котором воздух беспрепятственно устремляется наружу, является также выражением общей направленности внутренней активности ребёнка в духе восхищенной отдачи себя внешнему миру. Отсюда следует ещё одно важное наблюдение: связь речи и психоэмоциональной активности ребёнка. Речь начинается лишь в сопровождении определённых чувств. Она не связана с определёнными представлениями. С точки зрения психологии можно констатировать, что в процессе овладения языком закладывается основа сознательной душевной жизни человека.
Когда выпрямление ребёнка дошло до стадии высвобождения рук от задач перемещения, поток звуков становится более оформленным. Целые слова начинают звучать лишь тогда, когда активно идёт овладение ходьбой. В это же время в мозгу образуется речевой центр во взаимосвязи с центром руки, от природы, предрасположенной к хватанию.
Заметим связь становления процесса речи с характерным только для человека свободным положением рук и с соотношением право - лево.
Когда ребёнок начинает складывать слова в предложения, начинает развиваться первое мышление, проявляющееся и развивающееся в речи при образовании первоначальных понятий.
Мышление развивается с речью и через речь.
Развитие мышления связано с развитием «Я» - индивидуальности ребёнка. На этой ступени развития ребёнок может ориентироваться в пространстве, выполнять различные действия.
Итак, процесс формирования речи связан с процессом формирования индивидуальности ребёнка, и как мы видим с процессами его психомоторного и эмоционального развития. На этих связях и базируется воздействие терапевтической эвритмии.
а. Прежде всего ребёнок учится называть внешний мир, произнося имена существительные. Он познаёт предмет и даёт ему имя.
Таким образом он учится противопоставлять себя внешнему миру, с которым раньше был един. Этот процесс выделения себя из внешнего мира будет длиться до пубертата.
Называя предметы, ребёнок завоёвывает мир как пространство. Можно сказать, что на первом этапе освоения речи ребёнок осваивает физический материальный мир.
б. Следующая стадия - это добавление к названиям вещей слов действия, глаголов. Внешний мир констатируется не только как существующий, но воспринимается как мир действующих существ. Теперь ребёнок завоёвывает мир как время, так как действие есть нечто, что происходит во времени. Наряду с понятиями о времени у ребёнка начинает возникать понимание сначала простых, затем более запутанных отношений, связанных с действиями. Это происходит во вторую половину третьего года жизни малыша. Начинает развиваться мир ассоциаций, мир психики (души).
в. Ребёнок начинает складывать слова в предложения.
Когда ребёнок начинает складывать слова в предложения, начинает развиваться первое мышление, проявляющееся и развивающееся в речи при образовании первоначальных понятий.
Таким образом мышление развивается с речью и через речь.
Мышление связано с развитием «Я» - индивидуальности ребёнка.
Итак, ребёнок, направляемый своим внутренним стремлением к движению, ориентируется в пространстве как прямоходящее существо, он осваивает родной язык из внутреннего стремления к подражанию, благодаря чему создаётся возможность из неоформленного осознания жизни развить мышление как первую сознательную психологическую функцию.