12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акмаева Татьяна Владимировна3334
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
7

Технологическая карта урока русского языка для 5 класса по теме «Диалогическая и монологическая речь»



Технологическая карта урока


Ф.И.О. Акмаева Татьяна Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок получения новых знаний.

Название темы, с указанием часов, отведенных на ее изучение: «Диалогическая и монологическая речь» (1 час).

Цель освоения учебного содержания: дать понятие о диалоге, познакомить с понятием монолог.

Планируемые результаты:

- личностные - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому

самосовершенствованию.

- предметные - знать особенности монологической и диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме, научиться рисовать схемы предложений с прямой речью.

- метапредметные - способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сво­бодно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Формировать УУД:

- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

- познавательные - извлекать актуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

- коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Основные понятия темы: диалог, монолог.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, экран.


 

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,

комментированное чтение, задания на установления соответствия, устный опрос,

рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом, тест, презентация к уроку.

Деятельность учащихся: различать образцы диалогической и монологической речи,

иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации к деятельности

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

(1 мин.)

Включает учащихся в деловой ритм, приветствует учащихся, проверяет готовность рабочих мест (слайд 1,2).

Проверяют готовность рабочего места. Настраиваются на продуктивную работу на уроке.

 

2.Этап актуализации

Цель:

знакомство с новой темой.

(8-10 мин.)

Работа в группах: «Согласен – не согласен» (класс делится на группы)

Ребята, как вы думаете, зачем нужна человеку речь?

Слайд 3: - для общения друг с другом,

- для передачи различной информации,

- для сохранения информации.


 

Слайд 4: - Подскажите, пожалуйста, что изображено

в 1 группе картинок?

- Подскажите, пожалуйста, что изображено

во 2 группе картинок?

- По какому признаку картинки группируются?


 

Слайд 5: - Что изображено на 1 и 2 картинках?

- Чем они существенно отличаются?


 

Слайд 6: Диалог – смена говорящих, монолог – не происходит смена говорящих.


 

Молодцы, ребята, наше путешествие по стране русского языка на этом не заканчивается. Сегодня мы познакомимся с новой темой: «Диалогическая и монологическая речь» (слайд 7).

Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильмов «Умка», «Цветик-семицветик», «Домовенок Кузя», «Чипполино», «Просто так», «Винни Пух и день забот».

Мы посмотрели и прослушали небольшие фрагменты разговоров.

Вам нужно ответить на вопрос: сколько человек участвует в разговоре?

Мы с вами это выясняли не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, одного лица – монолог, а слова каждого – реплики (слайд 8, 9).

Каждая реплика нового лица в диалоге пишется с новой строки и с большой буквы.

Перед репликой ставится тире.

Реплики могут сопровождаться словами автора.

Если сначала стоит реплика, а потом слова автора, то после реплики ставится запятая (если реплика- повествовательное предложение), восклицательный знак (если реплика -восклицательное предложение), вопросительный знак (если реплика- вопросительное предложение) и тире. Слова автора пишутся тогда с маленькой буквы.

-Р,- а.

-Р!- а.

-Р?- а.


 


 

Если сначала стоят слова автора, а потом реплика, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора тоже пишутся с большой буквы.

А: А: А:

- Р. -Р! - Р?

Учащиеся отвечают на вопросы.


 


 


 

Устная форма речи (говорим, слушаем), письменная (пишем, читаем).


 


 

Монолог – речь одного человека, диалог – разговор двух или более человек. А реплика – это слова каждого участника диалога.


 


 


 

Учащиеся в группах просматривают свои отрывки, затем от каждой группы один учащийся отвечает на вопрос.

Познавательные: воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно - следственные связи.

Коммуникативные: развивают умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; учатся полно и точно выражать свои мысли; контролируют правильность ответов одноклассников; оценивают результат по алгоритму – регулятивная: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формирование умения прогнозировать предстоящую работу; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель:

определить затруднение.

(8 мин.)

«Послушать – сговориться – обсудить»

- Предлагаю вам небольшой тест (слайд 10, 11):

Вставь пропущенные слова и узнай, какие правила общения во время диалога необходимо соблюдать: 

 1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая  

и тебе, и собеседнику. 
2. Учись внимательно  

собеседника. Не перебивай, даже если очень хочется рассказать. 
3. Не старайся говорить 

, чем собеседник. 

Прочитай монолог. К какому виду он относится?

Новый Год - пора чудес и волшебства.

Вокруг  счастливые люди, которые дарят друг другу подарки,  желают счастья и хорошего настроения, звучат фейерверки,

пахнет мандаринами. Я хочу пожелать вам чудес, здоровья,

больше уделять времени родным, больше путешествовать

и заниматься своими любимыми делами!

 

Монолог – рассуждение Монолог – оправдание

Монолог – описание Монолог – повествование

Монолог – поздравление

 

Монолог может быть в виде высказывания, обращённого не к слушателям, а к самому себе. Найди соответствующий фрагмент:

 

И отчего так быстротечна наша жизнь? Вот только аттестат,

казалось, на днях получил, попрощался с одноклассниками,

сдал первую сессию…зима, весна и вновь выпускной.

Куда же она мчится? Лишь в дни рождения успевает на ходу

махнуть своей лёгкой, еле уловимой во времени рукой.

Жители планеты! Природа – это самое ценное на нашей Земле,

это наши ресурсы, это наше богатство, это  храм уединения и

преображения души. Как жаль, что в погоне за техническим

прогрессом, человек уничтожает этот храм, не думая о будущих

поколениях. Давайте будем заботиться о лесе, воздухе, животных!

Давайте будем  внимательны и бережливы по отношению

к нашему дому!

Найди верное утверждение: 

Монолог – это ….

высказывается три человека

высказывается только один человек

смена говорящих

высказывается сначала один человек, затем другой

Как называются слова в диалоге, обращённые к собеседнику? Р… П… И….А


 

6.Сколько реплик в данном отрывке Н.Носова?

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

5

4

2

3

7.Монолог – это речь одного человека.

В переводе с греческого, это слово состоит из двух частей.

Найди их:

монос (один)

ди (два)

логос (речь)

биос (жизнь)

8.Какие пословицы относятся к теме «Диалог»?

На добрый привет – добрый ответ.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Без беды друга не узнаешь.


 

Приложение №1

Учащиеся решают тест в составе тех же групп, отвечает на вопросы другой представитель команды.

Познавательная: отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия; анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Коммуникативная: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивная - адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане; осуществляют самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

4.Реализация построенного проекта:

а) сформулировать тему и цель урока;

б) обозначить логическую необходимость изучения этой темы

в) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;

г) создать алгоритм отличия монолога от диалога

(7 мин.)

Слайд 12: Вы встретились с этим в тесте. Существуют различные виды монологов: монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, монолог-оправдание, монолог-поздравление.


 


 

- Давайте теперь прослушаем аудиозапись (диалог и монолог), попробуем определить, где у нас встретился монолог, а где диалог (слайд 13).

Выполнение упражнения 2.1 «Лингвистическая кладовая».


 


 

Упражнение 3.1 (приведены отрывки, нужно догадаться о количестве участников разговоров).


 


 


 


 


 

Дети отвечают на поставленный вопрос.


 

Определяют учащиеся тип речи, к которому относятся слова и составляют с ними предложения.


 

1-1, 2-2, 3-5.

Динамическая пауза.

(2 мин.)

Физкультминутка (под видео) слайд 14.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко- легко подышим.

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли-

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Выполняют элементарные физические упражнения

5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель:

А) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

Б) проверить свое умение применять изученный способ;

В) развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

( 8 мин.)

- А сейчас попробуем выполнить упражнение 5 (работа в паре): диалог из К.И. Чуковского «От двух до пяти» (слайд 15).

- Теперь поиграем в эстафету (работа в группах): с последней парты передаем листок, на котором каждый пишет небольшое предложение, содержащее монолог или диалог, соблюдая знаки препинания.


 


 

Ребята активно принимают участие в выполнении упражнения, а также в эстафете.

После завершения эстафеты, двоим учащимся предлагается стать помощниками учителя. Затем они зачитывают полученные монологи и диалоги.

6. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

обобщение полученных на уроке сведений.

( 2 мин.)

«Инсерт»: V – уже знал, + - новое, - хотелось бы узнать больше (слайд 16).


 

Ребята делают заметки в своих листах индивидуальных достижений (приложение №2).


 


 


 

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(3-5 мин.)

Слайд 17: Проводится рефлексия настроение и эмоционального состояния: учащиеся выбирают любую цветную ладошку, заранее приготовленную на парте. Затем происходят «аплодисменты» всем участникам данного урока, в виде поднятых вверх ладошек.

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных: оформление листа индивидуальных достижений (приложение № 2).

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного и проходит в виде «Инсерта».

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для этого используется упражнение «Комплимент - похвала».

Спасибо всем за работу.


 


 


 

8. Домашнее задание.

(2 мин.)

Слайд 18: Параграф 1, упражнение 6.1: составьте монолог, который мог бы произнести один из участников общения;

упражнение 8 (проектная деятельность): подготовьте интервью с членами вашей семьи о Вов.

Учащиеся записывают домашнее задание. А также задают вопросы, если что-то осталось непонятным.

Приложение №1

Тест для групповой работы:

Вставь пропущенные слова и узнай, какие правила общения во время диалога необходимо соблюдать: 

 1.В разговоре старайся затронуть такую тему, которая  

и тебе, и собеседнику. 
2. Учись внимательно  

собеседника. Не перебивай, даже если очень хочется рассказать. 
3. Не старайся говорить 

, чем собеседник. 

Прочитай монолог. К какому виду он относится?

Новый Год - пора чудес и волшебства.

Вокруг  счастливые люди, которые дарят друг другу подарки,  желают счастья и хорошего настроения, звучат

фейерверки, пахнет мандаринами. Я хочу пожелать вам чудес, здоровья,

больше уделять времени родным, больше путешествовать

и заниматься своими любимыми делами!

 

Монолог – рассуждение Монолог – оправдание

Монолог – описание Монолог – повествование

Монолог – поздравление

 

Монолог может быть в виде высказывания, обращённого не к слушателям, а к самому себе. Найди соответствующий фрагмент:

И отчего так быстротечна наша жизнь? Вот только аттестат,

казалось, на днях получил, попрощался с одноклассниками,

сдал первую сессию…зима, весна и вновь выпускной.

Куда же она мчится? Лишь в дни рождения успевает на ходу

махнуть своей лёгкой, еле уловимой во времени рукой.

Жители планеты! Природа – это самое ценное на нашей Земле,

это наши ресурсы, это наше богатство, это  храм уединения и

преображения души. Как жаль, что в погоне за техническим

прогрессом, человек уничтожает этот храм, не думая о будущих

поколениях. Давайте будем заботиться о лесе, воздухе, животных!

Давайте будем  внимательны и бережливы по отношению

к нашему дому!

Найди верное утверждение: 

Монолог – это ….

смена говорящих высказывается три человека

высказывается сначала один человек, затем другой

высказывается только один человек

5.Как называются слова в диалоге, обращённые к собеседнику?

Р… П… И….А

6.Сколько реплик в данном отрывке Н.Носова?

- У! А я море мог переплыть!

- Подумаешь - море! Я океан переплывал!

- А я раньше летать умел!

- А ну, полети!

- Сейчас не могу: разучился.

5 4 2 3

7.Монолог – это речь одного человека.

В переводе с греческого, это слово состоит из двух частей.

Найди их:

монос (один) ди (два) логос (речь) биос (жизнь)

8.Какие пословицы относятся к теме «Диалог»?

На добрый привет – добрый ответ.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Без беды друга не узнаешь.

 
 
 
 

Приложение №2.

Лист индивидуальных достижений: ___________________________________________________ 5 класс

Тема «Диалогическая и монологическая речь». Урок №85.

 

Урок

№85

           

V уже знал

+ новое

- хотелось бы узнать больше

             

1. Умею определять тему и цель урока

             

2. Умею самостоятельно работать с текстом

             

3. Умею составлять схему, алгоритм

             

4. Умею применять правило при выполнении заданий

             

5. Умею работать в паре

             

6. Умею работать в группе

             

7. Умею конструировать текст

             

8. Умею осуществлять самооценку

             

9. Самооценка за урок.

Всё понял, смогу объяснить другому. (5 баллов)

Сам понял, но объяснить другому не смогу.(4 балла)

Необходимо повторить тему.

(3 балла)

             

Список источников информации:

Антонова С. В. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы для 5 класса. «Вентана-Граф».

Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

Добротина И. Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. «Просвещение».

Мультимедийные пособия: уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс, презентации к урокам.

Нарушевич А. Г., Голубева И. В. Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 5 класс. «Просвещение».

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.

Савчук Л. О., Донскова О. В. Русский язык. 5 класс. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя. «Вентана-Граф».

Савчук Л.О., под редакцией Шмелевой Б.Я. Программы по русскому языку 5-9 классы, М., «Вентана – Граф», 2013г.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А. и др. Под редакцией Шмелёва А. Д. Русский язык. В 2 частях. 5 класс.«Вентана-Граф».

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vip.km.ru/vschool

Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября" http://rus.1september.ru

Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка http://itn.ru/communities.aspx ?cat_no=2168&tmpl=com

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ" http://slovari.gramota.ru

Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя http://ihtik.lib.ru/lib-ru-edu-21dec2006.html

Справочно-информационный портал "Грамота.ру" http://www.gramota.ru

Частотный словарь русского языка С.А. Шарова http://www.artint.ru/projects/frqlist.asp

Этимологический словарь М.Р. Фасмера http://vasmer.narod.ru


 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 09.07.17 в 11:36 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Владимировна, спасибо за урок, все очень грамотно. Скажите, как Вы включаете в урок работу с частотным словарем Шарова? Или просто используете при подготовке к уроку?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.