Технологическая карта урока русского языка для 5 класса по теме «Диалогическая и монологическая речь»
Диалогическая и монологическая речь. в 5 классе Подготовила: Акмаева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9
Зачем нужна человеку речь? Для общения друг с другом. Для передачи различной информации. Для сохранения информации.
Формы речи 1. Что изображено в первой группе картинок? 2. Что изображено во второй группе картинок? 3. По какому признаку картинки группируются? Устная (говорим, слушаем) Письменная (пишем, читаем)
Виды речи 1. Что изображено на первой картинке и что на второй? 2. Чем они существенно отличаются? Монолог – это речь одного человека Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплика – это слова каждого участника диалога.
Работа в группах: Посмотрите фрагменты из мультфильмов «Умка», «Цветик-семицветик», «Домовенок Кузя», «Чипполино», «Просто так», «Винни Пух и день забот». Вам нужно ответить на вопрос: сколько человек участвует в разговоре?
Сделаем выводы: Каждая реплика нового лица в диалоге пишется с новой строки и с большой буквы. Перед репликой ставится тире. Реплики могут сопровождаться словами автора. Если сначала стоит реплика, а потом слова автора, то после реплики ставится запятая (если реплика- повествовательное предложение), восклицательный знак (если реплика -восклицательное предложение), вопросительный знак (если реплика- вопросительное предложение) и тире. Слова автора пишутся тогда с маленькой буквы. -Р,- а. -Р!- а. -Р?- а.
Если сначала стоят слова автора, а потом реплика, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора тоже пишутся с большой буквы. Если сначала стоят слова автора, а потом реплика, то после слов автора ставится двоеточие, реплика пишется с новой строки с большой буквы, перед ней ставится тире. Слова автора тоже пишутся с большой буквы. А: А: А: - Р. -Р! - Р?
Монолог – описание. Монолог – рассуждение. Монолог – повествование. Монолог – оправдание. Монолог – поздравление.
Прослушаем аудиозапись. Упражнение 2.1 «Лингвистическая кладовая» Упражнение 3.1 (укажите количество участников разговора).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко- легко подышим. А теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли- В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.
Работа в паре: Упражнение 5 Работа в группах (игра «Эстафета»)
Подведите итоги; Что вам было известно об этой теме до начала урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Оформляем листы индивидуальных достижений «Инсерт» «Комплименты – похвала»
Монолог- это…(речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе). Диалог- это…(разговор между двумя лицами).
Легоцкая Вера Сергеевна