Статья «Игры на развитие финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

1
0
Материал опубликован 5 February 2023

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Такшина Светлана Викторовна,

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад

комбинированного вида № 86 «Радость», г. Белгород

Как показала практика, финансовая грамотность необходима каждому жителю России и чем стремительнее идёт технологическое развитие, тем больше возникает потребность в финансовой грамотности населения. Развитие финансовой грамотности нужно начинать со старшего дошкольного возраста. Дети 5-7 лет быстро учатся и запоминают, следовательно, в этом возрасте необходимо вводить первые азы финансовой грамотности. Именно старший возраст является продуктивным для воспитания у детей таких личностных качеств как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели рекомендуется включать изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы дошкольной образовательной организации для детей 5-7 лет.

Первые элементарные представления об экономии ребёнок получает в семье, когда он видит, как мама, выходя из комнаты, выключает свет, закрывает кран с водой, ребёнок начинает задавать вопросы, почему это нужно делать и что произойдёт, если это не выполнить.

Так же в семье происходит первоначальное знакомство детей с деньгами. Всё чаще на различные праздники и дни рождения детям дарят конверты с купюрами и не всегда эти конверты дети с радостью отдают родителям, потому что уже знают, что за какую купюру можно купить, радуются, что их желанная дорогая игрушка, которую не могут позволить купить родители ребёнку, может быть приобретена. Отсюда следует, что дети уже в старшем дошкольном возрасте учатся распределять полученные средства, выбирать для себя главные приоритеты, а не скупать всё бездумно, то есть воспитываются разумные потребности ребёнка. Развивать основы финансовой грамотности у детей на первый взгляд кажется, что трудно, что не каждый взрослый в силах разобраться в платёжных системах и терминалах, а тут мы говорим о детях. Но всё чаще можно наблюдать ситуацию, в которой ребёнок 5-7 лет возле терминала стоит и обучает бабушку, как снять наличные средства. На этом примере, мы видим, что дети становятся проводниками знаний для взрослых. А чтобы не потерять достигнутые результаты и продвинуться вперед позволит «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» утвержденная и введенная в действие Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р. Именно в этой Стратегии указано о необходимости формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп, в том числе и для дошкольников. Освоение основ финансовой грамотности позволяет принимать разумные финансовые решения, а также способствует достижению и улучшению личного финансового благополучия, которое позволит не только заработать и сберечь деньги, но и обеспечить личную финансовую безопасность экономического благополучия людей.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать следующие формы организации детской деятельности: игра, беседа, чтение, виртуальная экскурсия, наблюдения, проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др. Рассмотрим некоторые из них.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Это одна из основных форм для формирования основ финансовой грамотности. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно.

Приведу пример игр в которые с удовольствием играли мои воспитанники, осваивая мир финансов.

Игра: «Какие ошибки допустил художник?»

Ход игры: Детям предлагаются картинки с изображением представителей разных профессий с предметами не принадлежащим к данной профессии. (Например, повар стоит со скрипкой и т.д.)

Правила игры: нужно посмотреть на картинку и ответить на вопрос: «В чем ошибся художник?». Затем ребёнку предлагается вернуть каждому представителю профессии его инструменты и предметы. Игра усложняется: «Труд и подбери к нему продукт труда» (кондитер-торт; швея-костюм и т.д.)

Игра: «Бегущая монетка»

Для игры нам понадобится: игровое поле из купюр и монет, кубик, фишки разного цвета, монеты и купюры, представленные на игровом поле, банкомат ( из коробки.)

Ход игры: дети по очереди бросают кубик и продвигают фишки по полю на количество ходов, выпавших на кубике, попадая на монету или купюру, получают монету или купюру соответствующим номиналом, выпавшим на поле, деньги получают в банке, по окончании игры подсчитывают, сколько денег они заработали, у кого больше, тот выиграл. Игру можно продолжить: пригласив детей в супермаркет, где они могут потратить заработанные средства или обменять их на карту в банке, т. е. накопить на крупную покупку.

В эту игру дети могли играть целый день, они подсчитывали средства, занимали друг у друга монеты и купюры, делали совместные покупки. Наблюдать за игрой детей было интересно. Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно.

Обучая детей финансовой грамотности, я узнала много нового и для себя, мне было интересно и увлекательно организовывать, помогать и играть в игры финансового содержания, ведь эти игры развивают познавательную активность, коммуникативные качества, учат детей более бережно относится к вещам, взаимодействовать друг с другом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей

Дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019 - 32 с.

ISBN 978-5-7755-4133-0 (отд. кн.) ISBN 978-5-7755-4126-2

2. Деньги и бизнес для детей / Дмитрий Васин. — Москва : Эксмо,

2019. — 128 с. : ил. — (Детские путеводители. Всегда на каникулах).

ISBN 978-5-699-97904-2

3. Сказки, игры, загадки и задачки по финансовой грамотности — М.: «Издание книгком», 2022 — 80 с. ISBN 978-5-907446-72-4

4. Поварницина, Г. П. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурссный и диагностический материал. Занятия и игры/ Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2019. – 186 с.

5. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020 – 50 с. – Электронный ресурс: https://disk.yandex.ru/i/QA86XRkw-kqttg


 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации