Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Существуют 4 стадии познавательного развития
1 стадия-Любопытство.
2 стадия-Любознательность.
3 стадия-Познавательный интерес.
4 стадия- Познавательная активность-самый высокий уровень познавательного развития.
Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру. Разнообразный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях.
Экспериментирование-эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем первооткрывателем.
Особое внимание в нашей группе я уделяю экологическому воспитанию. Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, я решила формировать наиболее эффективный метод познания – экспериментирование.
В нашей группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования, для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы: экологическая лаборатория и центр науки.
Детское экспериментирование- это не изолированный друг от друга вид деятельности, оно тесно связанно со всеми видами деятельности, а именно: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений и др.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой грани между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром в котором им предстоит жить!
«Расскажи- и я забуду,
Покажи- и я запомню,
Дай попробовать- и я пойму!»