Игра - квест «На поиск букв С, З, Ц!»
Игра - квест «На поиск букв С, З, Ц!»
Являясь мамой и педагогом дошкольного образования, я могу с уверенностью сказать, что квест — одна из любимых детьми форм проведения досуга. Ведь это и приключение, и неожиданность, и ощущение вкуса победы. И вот я решила порадовать своих ребят подготовительной логопедической группы, придумав такой квест, который стал бы не только развлечением, но и способствовал решению коррекционно-развивающих задач. Игра стала приятной неожиданностью для детей, очень понравилась, и по многочисленным просьбам была повторно проведена «на бис» уже с другим речевым наполнением.
Почему именно эти звуки? На одном из последних занятий мы познакомились с буквой и звуком [Ц], так что в процессе прохождения квеста продолжили учится давать характеристику новому звуку, выделять и определять его позицию в словах. А с буквами С, З и соответствующими звуками мы знакомились в самом начале учебного года, так что я решила повторить и закрепить материал, напомнить, что некоторые буквы могут обозначать два звука.
Цель: совершенствование навыка дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков в устной и письменной речи.
Задачи:
— продолжить знакомство детей со звуком и буквой Ц;
— закреплять умение определять позицию звука в слове;
— закреплять умение дифференцировать звуки [З – З’], [С – С’];
— развивать фонематическое восприятие;
— формировать навыки чтения;
— расширять словарный запас;
— развивать внимание, память, мышление.
Подготовительная работа: систематическое проведение организованной образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте; знакомство с согласными звуками, с буквами, обозначающими эти звуки. [1]
Оборудование: Дом с буквами, записки с подсказками, карта в форме буквы С из отдельных частей, зелёная и синяя коробочки, листы картона синего и зелёного цвета, голубая материя, картинки с изображениями в названии которых есть звук [Ц], пособие «Паровозик», ободок в виде заячьих ушей, карточки с буквами.
Ход квеста: — Ребята, мне кажется, что с нашим домиком согласных что-то не так…
Дети подходят, смотрят, замечают, что из домика согласных исчезли буквы. Рассуждают о том, какие буквы пропали и приходят к выводу, что в доме не хватает С, З и Ц. Замечают записку, вставленную в одно из окошек.
Записку читает логопед:
В нашей группе мебель есть,
Где в названии звук «С-С-С».
Мебель эту отыщите,
Части карты соберите.
К столам и стульям прикреплены на скотч фрагменты карты. Дети находят их и составляют карту в виде буквы С. — Ребята, что это за буква? (— Это буква «ЭС».)
— Какие звуки она обозначает? (— Буква «ЭС» обозначает звуки [С] и [С’].)
— Чем отличаются звуки? (— Звук [С] твёрдый, а [С’] — мягкий.)
— Смотрите, из чего состоит эта буква? (— Эта буква собрана из слов.)
— Нам надо разложить карточки со словами в два контейнера: зелёный и синий.
— Какие карточки положим в зелёный контейнер, почему? (— В зелёный контейнер мы положим карточки со словами, в которых есть звук [С’]. Звук [С’] - мягкий и мы обозначаем его зелёным цветом.)
— А какие карточки поместим в синий контейнер, почему? (— В синий контейнер мы положим карточки со словами, в которых есть звук [С]. Звук [С] твёрдый и мы обозначаем его синим цветом.)
В процессе выполнения задания уточнить лексическое значение слов!
Дети по очереди читают слова и раскладывают карточки. Как только карточки разложены, закрываем коробки крышками. — Смотрите, что это лежит под крышками? (— Буква из нашего домика. А ещё записка.)
Записку читает ребёнок: «Вашу букву видели в кабинете логопеда».
— Ну что, ребята, куда мы отправимся? (— Мы отправимся к Вам кабинет.)
По дороге в кабинет логопеда, на полу, лежит голубая ткань.
Перед нами водоём,
В брод его не перейдём.
Нужно мостик навесной,
Перекинуть над рекой.
— А у меня и дощечки для моста припасены (показать). Я буду называть слова, но пропущу в каждом слове один звук. Подумайте, какой звук нужно добавить и назовите слово целиком.
— Если слово со звуком [З], то какую доску мы положим и почему? (— Синюю, потому что звук твёрдый.)
— А если в слове будет звук [З’]? (— Зелёную, потому что звук [З’] мягкий, он звучит мягко).
Дети слушают. Каждый, по очереди, добавляет нужный звук и называет получившееся слово. Выбирает доску нужного цвета и располагает поперёк реки.
…ебра, …онт, …има, мага…ин, ...апах, …амок, кор...ина, ку...ов, му…ей, гро...а. [3]
Входим в кабинет, а на столе карточка с буквой З и записка:
Буква «ЦЭ» так далеко.
К ней добраться нелегко.
Я хочу, чтоб нас довёз
Этот быстрый паровоз.
Сначала поможем проводнице разместить всех пассажиров и багаж (уточнить значение слова) по вагонам. Для этого нам надо определить, где в каждом слове слышится звук [Ц].
Дети, по очереди, называют, что изображено на картинке [2], сообщают, где в слове находится звук [Ц] и помещают его в соответствующий вагон.
— Рассаживаемся по местам. (Ребята делают «Паровозик».)
— Отправляемся в путь! (Логопед ведёт ребят, в другое помещение, в нашем случае в кабинет психолога.)
В кабинете, на стуле сидит заяц (приглашена школьница из выпускников логопедической группы в костюме зайца), держит карточку с буквой Ц.
Логопед: — Ребята, смотрите, это же наша буква!
Заяц: — Это мой звук и моя буква. Ведь я зая-Ц-Ц-Ц!
Дети: — Нет, эта буква из нашего домика!
Заяц: — Докажите! Скажите-ка мне, как называется эта буква? (Ответы детей.)
— Какой звук обозначает? (Ответы детей.)
— Расскажите мне, что вы знаете про звук [Ц]? (Ответы детей.)
— Ладно, вижу, что буква ваша, раз вы всё про неё знаете. Так и быть, забирайте. (Отдаёт карточку с буквой)
— Ребята, мы нашли все буквы?
—Что ещё надо сделать? (— вернуть буквы в домик.)
— Ну что, отправляемся в обратный путь?
«Паровозиком» возвращаемся в группу. В группе дети вставляют карточки с буквами обратно на свои места в домике, объясняя, почему выбрали то или иное окошко.
—Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)
—У нас получилось? (Ответы детей.)
—Даем оценку деятельности детей, обязательно отмечая положительные стороны.
—Что понравилось больше всего и почему? (Ответы детей.)
—Что было трудно? (Ответы детей.)
Литература:
Бардышева,Т.Ю., Моносова,Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР/ Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова. — М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 280 с.,
Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С, З, ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет / З.Т. Бобылёва. — М.: Издательство ГНОМ, 2015. — 36с.: ил.
Коваленко,В.В. Различаем парные твёрдые – мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет: пособие для логопедов / В.В.Коваленко, С.В.Коваленко, М.И.Кременецкая. — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. — 144с.
Автор четверостиший и фотографий – я, Ханькова Н.Д.
Уважаемые коллеги! Обязательно попробуйте применить такую форму работы, как квест. Интерес, внимание и «отдача» со стороны ребят гарантированы)))
Спасибо за внимание!
Садварий Жанна Владиславовна
Наталья Дмитриевна Ханькова
Пролубщикова Наталья Владимировна
Наталья Дмитриевна Ханькова
Кияйкина Наталья Федоровна
Наталья Дмитриевна Ханькова
Наталья Дмитриевна Ханькова
Кияйкина Наталья Федоровна
Антропова Мария Александровна
Наталья Дмитриевна Ханькова
Горбачёва Марина Юрьевна
Наталья Дмитриевна Ханькова
Наталья Дмитриевна Ханькова
Тихомирова Екатерина Витальевна