Игра - квест «На поиск букв С, З, Ц!»

22
14
Материал опубликован 27 March 2020 в группе

Игра - квест «На поиск букв С, З, Ц!»

Являясь мамой и педагогом дошкольного образования, я могу с уверенностью сказать, что квест одна из любимых детьми форм проведения досуга. Ведь это и приключение, и неожиданность, и ощущение вкуса победы. И вот я решила порадовать своих ребят подготовительной логопедической группы, придумав такой квест, который стал бы не только развлечением, но и способствовал решению коррекционно-развивающих задач. Игра стала приятной неожиданностью для детей, очень понравилась, и по многочисленным просьбам была повторно проведена «на бис» уже с другим речевым наполнением.

Почему именно эти звуки? На одном из последних занятий мы познакомились с буквой и звуком [Ц], так что в процессе прохождения квеста продолжили учится давать характеристику новому звуку, выделять и определять его позицию в словах. А с буквами С, З и соответствующими звуками мы знакомились в самом начале учебного года, так что я решила повторить и закрепить материал, напомнить, что некоторые буквы могут обозначать два звука.

Цель: совершенствование навыка дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков в устной и письменной речи.

Задачи:

продолжить знакомство детей со звуком и буквой Ц;

закреплять умение определять позицию звука в слове;

закреплять умение дифференцировать звуки [З – З’], [С – С’];

развивать фонематическое восприятие;

формировать навыки чтения;

расширять словарный запас;

развивать внимание, память, мышление.

Подготовительная работа: систематическое проведение организованной образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте; знакомство с согласными звуками, с буквами, обозначающими эти звуки. [1]

Оборудование: Дом с буквами, записки с подсказками, карта в форме буквы С из отдельных частей, зелёная и синяя коробочки, листы картона синего и зелёного цвета, голубая материя, картинки с изображениями в названии которых есть звук [Ц], пособие «Паровозик», ободок в виде заячьих ушей, карточки с буквами.

Ход квеста: t1585328323aa.jpg — Ребята, мне кажется, что с нашим домиком согласных что-то не так…

Дети подходят, смотрят, замечают, что из домика согласных исчезли буквы. Рассуждают о том, какие буквы пропали и приходят к выводу, что в доме не хватает С, З и Ц. Замечают записку, вставленную в одно из окошек.

Записку читает логопед:

В нашей группе мебель есть,

Где в названии звук «С-С-С».

Мебель эту отыщите,

Части карты соберите.

К столам и стульям прикреплены на скотч фрагменты карты. Дети находят их и составляют карту в виде буквы С. t1585328323ab.jpg — Ребята, что это за буква? (— Это буква «ЭС».)

Какие звуки она обозначает? (— Буква «ЭС» обозначает звуки [С] и [С].)

Чем отличаются звуки? (— Звук [С] твёрдый, а [С’] — мягкий.)

Смотрите, из чего состоит эта буква? (— Эта буква собрана из слов.)

Нам надо разложить карточки со словами в два контейнера: зелёный и синий.

Какие карточки положим в зелёный контейнер, почему? (— В зелёный контейнер мы положим карточки со словами, в которых есть звук [С’]. Звук [С’] - мягкий и мы обозначаем его зелёным цветом.)

А какие карточки поместим в синий контейнер, почему? (— В синий контейнер мы положим карточки со словами, в которых есть звук [С]. Звук [С] твёрдый и мы обозначаем его синим цветом.)

В процессе выполнения задания уточнить лексическое значение слов!

Дети по очереди читают слова и раскладывают карточки. Как только карточки разложены, закрываем коробки крышками.t1585328323ac.jpg — Смотрите, что это лежит под крышками? (— Буква из нашего домика. А ещё записка.)

Записку читает ребёнок: «Вашу букву видели в кабинете логопеда».

Ну что, ребята, куда мы отправимся? (— Мы отправимся к Вам кабинет.)


По дороге в кабинет логопеда, на полу, лежит голубая ткань.

t1585328323ad.jpg

Перед нами водоём,

В брод его не перейдём.

Нужно мостик навесной,

Перекинуть над рекой.

А у меня и дощечки для моста припасены (показать). Я буду называть слова, но пропущу в каждом слове один звук. Подумайте, какой звук нужно добавить и назовите слово целиком.

Если слово со звуком [З], то какую доску мы положим и почему? (— Синюю, потому что звук твёрдый.)

А если в слове будет звук [З’]? (— Зелёную, потому что звук [З’] мягкий, он звучит мягко).

Дети слушают. Каждый, по очереди, добавляет нужный звук и называет получившееся слово. Выбирает доску нужного цвета и располагает поперёк реки.

ебра, …онт, …има, мага…ин, ...апах, …амок, кор...ина, ку...ов, му…ей, гро...а. [3]


Входим в кабинет, а на столе карточка с буквой З и записка:

Буква «ЦЭ» так далеко.

К ней добраться нелегко.

Я хочу, чтоб нас довёз

Этот быстрый паровоз.

t1585328323ae.jpg

Сначала поможем проводнице разместить всех пассажиров и багаж (уточнить значение слова) по вагонам. Для этого нам надо определить, где в каждом слове слышится звук [Ц].

Дети, по очереди, называют, что изображено на картинке [2], сообщают, где в слове находится звук [Ц] и помещают его в соответствующий вагон.

Рассаживаемся по местам. (Ребята делают «Паровозик».)

Отправляемся в путь! (Логопед ведёт ребят, в другое помещение, в нашем случае в кабинет психолога.)


В кабинете, на стуле сидит заяц (приглашена школьница из выпускников логопедической группы в костюме зайца),  держит карточку с буквой Ц.

Логопед: Ребята, смотрите, это же наша буква!

Заяц: Это мой звук и моя буква. Ведь я зая-Ц-Ц-Ц!

Дети: Нет, эта буква из нашего домика!

Заяц: — Докажите! Скажите-ка мне, как называется эта буква? (Ответы детей.)

Какой звук обозначает? (Ответы детей.)

Расскажите мне, что вы знаете про звук [Ц]? (Ответы детей.)

Ладно, вижу, что буква ваша, раз вы всё про неё знаете. Так и быть, забирайте. (Отдаёт карточку с буквой)

— Ребята, мы нашли все буквы?

Что ещё надо сделать? (— вернуть буквы в домик.)

Ну что, отправляемся в обратный путь?


«Паровозиком» возвращаемся в группу. В группе дети вставляют карточки с буквами обратно на свои места в домике, объясняя, почему выбрали то или иное окошко.

Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)

У нас получилось? (Ответы детей.)

Даем оценку деятельности детей, обязательно отмечая положительные стороны.

Что понравилось больше всего и почему? (Ответы детей.)

Что было трудно? (Ответы детей.)


Литература:


Бардышева,Т.Ю., Моносова,Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР/ Т.Ю.Бардышева, Е.Н. Моносова. — М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. — 280 с.,


Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С, З, ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет / З.Т. Бобылёва. — М.: Издательство ГНОМ, 2015. — 36с.: ил.


Коваленко,В.В. Различаем парные твёрдые – мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет: пособие для логопедов / В.В.Коваленко, С.В.Коваленко, М.И.Кременецкая. — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. — 144с.



Автор четверостиший и фотографий – я, Ханькова Н.Д.


Уважаемые коллеги! Обязательно попробуйте применить такую форму работы, как квест. Интерес, внимание и «отдача» со стороны ребят гарантированы)))


Спасибо за внимание!










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Да, это настоящий квест. Логично, разнообразно, методически грамотно. Спасибо за публикацию.

2
27 March 2020

Пожалуйста! Очень рада, что Вам понравилась статья)))

1
28 March 2020

Замечательное занятие!!!

2
27 March 2020

Спасибо!!!

0
28 March 2020

Благодарю за ценный материал!!!

1
27 March 2020

Спасибо!!!

1
28 March 2020
Ответ для

Большое спасибо)))

0
2 June 2020

Наташа! Поздравляю с ПОБЕДОЙ В конкурсе!!! Дальнейших успехов!!!

0
1 June 2020

И мне понравился квест. В избранное! Очень приятно познакомиться с ещё одним замечательным творческим педагогом! Спасибо Вам, Наталья, за публикацию! Дальнейших творческих успехов!

1
27 March 2020

Спасибо за тёплые слова, очень приятно!!!

1
28 March 2020

Здорово! Занимательно! Полезно! Отличная работа!!!

1
28 March 2020

Спасибо!!!

1
28 March 2020

На днях были объявлены результаты конкурса...

0
20 May 2020

Отличный материал!!!

0
21 July 2020