Методическая разработка «Согласные звуки [з] и [з’], строчная буква з»
Автор: Галяутдинова Гульназ Фаязовна.
Тема: Согласные звуки [з] и [з’], строчная буква з.
Цель: дать знания обучающимся о звуках [з], [з’] и букве з.
Задачи:
1.(познавательные)
- закрепление знаний обучающихся об изученных буквах;
- познакомить с новыми звуками [з],[з’] и буквой з;
- формировать умения обучающихся читать слоги, слова и предложения с буквой «з»;
- закреплять умения проводить звуко-слоговой анализ слова;
- формировать творческую активность учащихся; фонематический слух;
- развивать и обогащать речь учащихся; логическое мышление; познавательный интерес к чтению;
2. (личностные)
- развивать наблюдательность;
- воспитывать любовь к чтению, природе;
- содействовать эстетическому и нравственному воспитанию обучающихся;
- содействовать профилактике утомляемости обучающихся;
3. (регулятивные)
- формирование у обучающихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
- умение видеть ошибку и исправлять её;
4. (коммуникативные)
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Оборудование:
1. Алфавит.
2. Картины с зимним пейзажем.
3. Медиопроектор для показа презентации.
4. Звуковые схемы.
5. Таблицы с буквой з.
6. «Буква-человечек з».
7. Таблица «Звуки».
8. Таблица «Парные согласные».
9. Толковый словарь.
10. Сигнальные карточки синего и зелёного цвета.
Литература:
1. « Букварь» Бунеев Р. Н. , Бунеева Е. В. – М. Баласс, 2010 г.
2. Методические рекомендации к учебнику « Букварь».
3. « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке обучения грамоте» Бакулина Г. А - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.
4. «Школа физкультминуток». Ковалько В. И. – М.: «Вако», 2005 г.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
Орг. Момент 1 мин. |
- Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними, Улыбнитесь, повернитесь. Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. Как тихо падает снег, Так же тихо садитесь и вы. |
Регулятивные УУД:
формирование у обучающихся умения организовывать себя. |
2. Актуализация знаний. 2 мин. |
- На уроке мы с вами отправимся в гости. - На опушке волшебного зимнего леса стоит избушка. Послушайте загадку, отгадайте, чья это избушка, и узнаете, кто пригласил нас в гости. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила, И на санках прокатила. - Что это? (зима) - Правильно. Нас пригласила в гости зима. - Но зима пригласила в гости не только нас, но и разных зверей, чтобы проверить, все ли хорошо подготовились к зимним холодам. - А для тех, кто хорошо будет работать на уроке, зима будет награждать вас снежинками, они лежат на парте. - Глазки дружно закрывайте, Сказку в душу пропускайте. Мы попали в зимний лес, Полный сказок и чудес. Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек. – Что за зверь этот лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы. (Заяц). - Кто это? (Это заяц) - Правильно. Первым к Зиме пришёл заяц. |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. |
3.Постановка темы и целей урока. |
- Ребята, произнесите слова «заяц» и «зима» скажите, что их объединяет? (Вместе проговариваем зззааааяц, зззиииима) - Какие звуки слышим в начале слов?? - В слове «заяц» первый звук [з], в слове «зима» первый звук [з’]. - О чем мы с вами будем говорить на уроке? - Итак, тема сегодняшнего урока «Звуки [з] и [з’], буква «з». - Узнаем какие это звуки, научимся различать их друг от друга и от других звуков, познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с новой буквой. Это наша учебная задача. |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4. Изучение нового материала. Знакомство с новыми звуками [з] и [ з’] |
- В гости к зиме пришли и другие животные из далёких стран. Послушайте загадку и отгадайте, кто же ещё пришёл? Это странная лошадка, Словно школьная тетрадка, Полосатая лошадка От хвоста до головы. - Кто это? (Это зебра) - А что еще означает слово зебра? Зе́бра — вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. Своё название дорожная разметка получила из-за сходства с окрасом зебры — чёрным в белую полосу. Значит это слово имеет не одно значение, оно многозначное. - Зебра идет по зебре, она соблюдает правила дорожного движения. -А вы ребята соблюдаете ПДД, на какой цвет переходите дорогу? - Произнесите слово зебра, выделяя первый звук. ([З’]- зебра) - Назовите выделенный звук. (Это [з’]) - Произнесите хором звук [з’] и скажите, какой он: гласный или согласный? (Звук [з’] – согласный, потому что при его произнесении воздуху мешают свободно выходить язык и зубы) - Послушайте внимательно, как звучит звук [з’], и скажите, он мягкий или твёрдый. (Звук [з’] звучит мягко, значит он мягкий). - Проверьте, звук [з’] глухой или звонкий. (Звук [з’] звонкий, потому что при его произнесении дрожит горлышко) - Итак, охарактеризуйте звук [з’] в слове «зебра»? ( Звук [з’] согласный, мягкий, звонкий) - Оказывается, зебра никогда не видела зимы и решила, что у нас зимой идут дожди, и взяла с собой предмет. Отгадайте, что? Гуляю я, и в дождь, и в зной. Характер у меня такой. Свернёшь меня ты – будет клин, А развернёшь – получишь блин. - Что это? (Это зонт) - Как вы догадались, что это зонт? - Произнесите слово зонт, выделяя первый звук. ([з]-зонт) - Назовите выделенный звук. (Это [з]) - Произнесите звук [з] и скажите, он гласный или согласный. (Звук [з] согласный, потому что при произнесении звука [з] воздух встречает препятствие) - Послушайте, как звучит звук [з]: твёрдо или мягко? (Звук [з] звучит твердо, значит он твёрдый) - Проверьте, звук [з] звонкий или глухой? ( Звук [з] звонкий, потому что при его произнесении горлышко дрожит) - Что узнали о звуке [з] в слове зонт? (Мы узнали о звуке [з], что он согласный, твёрдый, звонкий.) - Итак, мы познакомились со звуками [з] и [з’], узнали какие они. - Найдите «букву – человечек з». - Какие башмаки наденет «человечек»? (Башмаки синего и зелёного цвета, потому что буква з может обозначать два звука: [з] – согласный, твердый; и [з’] – согласный, мягкий) - Раскрасьте башмачки. - Что выберем: шляпку или звоночек? (Мы выберем звоночек, потому что звуки [з] и [з’] звонкие) -Дорисуйте звоночек и раскрасьте. - Итак, что узнали про букву з? (Мы узнали, что буква з обозначает два звука: [з] – согласный, твердый, звонкий; и звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий) |
|
Знакомство с буквой з. Письмо буквы. |
- Какая буква обозначает звуки [з] и [з’] на письме? (буква з). - На что похожа буква з? ( на 3) - Правильно. На эту букву посмотри. Она совсем как цифра 3. - Почему буква разная? ( Буква з бывает письменная и печатная, строчная и заглавная.) - Верно. - Сколько элементов в написании печатной буквы, какие? ( два полуовала ) - Напишем букву в воздухе. - Сейчас на листочках напечатайте букву з до конца строки. |
|
5. Закрепление нового материала |
- Послушала вас зима внимательно, узнала многое о звуках [з] и [з’] и подготовила вам задание. Нужно составить схемы к словам «зонт» и «зебра». Выполним звуко - буквенный анализ слов. Напечатайте слово «зебра»
- Напишем все звуки в слове «зебра». В слове зебра 2 слога, первый слог ударн.; первый звук [з’] – согл., мягк., звонк; второй звук [э] – гласн., ударн.; третий звук [б] – согл., тверд., звонк.; четвертый звук [р] – согл., тверд., звонк.; пятый звук [а] – гласн., безуд.. Справа напишем слово зонтКакие Какие звуки в слове «зонт». В слове зонт 1 слог. Первый звук [з] – согл., тверд, звон. Второй звук [о] – гласн., ударн. Третий звук [н] – согл., тверд., звон. Четвертый звук [т] – согл., тверд., глух.) - Молодцы. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
Первичное закрепление |
- К зимушке – зиме пришли еще гости и она решила разместить их в две комнаты: в синюю и зелёную, но не знает, как правильно это сделать. – Давайте поможем ей разобраться в звуках. - Я буду называть гостей, которые пришли к зиме, если в слове услышите твердый звук [з], то поднимете синюю карточку, если в слове услышите мягкий звук [з’], то покажете зелёную карточку. - Фазан, поползень, зяблик, бизон, зимородок, заяц, зубр, дрозд. (Проговариваем с детьми). - Итак, молодцы, вы помогли зиме и показали, что хорошо различаете звуки [з] и [з’], не путаете их. - А на какие группы можно разделить гостей зимы? ( птицы и звери) |
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
6. Физкультминутка. |
Снеговик |
|
Чтение слогов |
В медленном танце падают, кружатся снежинки. Они такие нежные, пушистые, серебристые, ажурные. Это подарок, который сделала нам природа. Снежинки в небе закружились, И к нам на доску опустились. ( На доске снежинки со слогами за, зо, зу, зе, зы, зи, зё.) - Прочитаем слоги хором. - Разделите эти снежинки на две группы, объясните, по какому признаку вы это сделаете? (слоги, где буква з обозначает согласный твердый звук и есть слоги, где обозначает согласный мягкий звук) -А как вы догадались? ( по гласным, которые обозначают твердость и мягкость согласных звуков) - Молодцы! |
|
Работа в парах. |
-Взмахнула зима волшебной палочкой, закружила слоги и упали они на ваши парты. Вам нужно составить слова из слогов, которые разбросала зима. Работаем парами, кто с кем сидит. (зем, ля, зи, ма, мо, роз, ро, за) ( земля, зима, мороз, роза) - В каких словах буква з обозначает твердый звук, в каких мягкий? |
|
Работа по учебнику. Лексическая и орфографическая работа. |
А теперь зима хочет послушать как умеете вы читать? -Откройте учебники на с.116. - Будем читать слова первого столбика хором, начинаем. - Прочитайте слова, где слышится мягкий звук [з’].
- Какой звук обозначает буква ё.(звук (о) - Что ещё знаем о букве ё. ( начале слова обозначает 2 звука) - Что обозначает слово зов? - Что нужно сделать, если не знаешь значение слова? (Посмотреть в толковом словаре). (Слова, крик, звуки, выражающие просьбу прийти, приблизиться, откликнуться) - Что обозначает слово зыбко? (неустойчиво, изменчиво, находящийся в состоянии движения, колебания.) в) – Прочитаем хором слова второго столбика, увеличивая громкость. - Как называется книга для первоклассников. (Азбука) - Прочитайте слово, обозначающее водоем. (Озеро) - Прочитайте слово, обозначающее то же самое, что и дом. (Изба) - Слово, противоположное слову широкие. (Узкие) - Найдите и прочитайте слово -А теперь произнесем это слово еще раз (уские) -Что вы заметили? -Пишется буква з, а слышится звук [с] - Что произошло со звуком [з]? Почему? (Звук [з] оглушился, потому что стоит перед глухим согласным - это опасное место.) - Как проверить, почему пишется буква з? (Нужно позвать гласный звук на помощь, подобрав проверочные слова узок, узенький. Перед гласным звуком звук [з] зазвучал чётко, ясно, поэтому в слове узкий пишем букву з) - Значит у звука [з] есть пара по глухости-звонкости звук [с] - Итак, мы узнали, что звуки [з] и [з’] – парные согласные, имеют пары по глухости-звонкости. - Найдите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. (озеро-озёра, изба-избы, езда-ездит) - Какие гласные в «слабой позиции»? - Как проверим? Что позовём на помощь? ( Позовём на помощь ударение) - С помощью какого слова проверим? (Под ударением гласный звук звучит чётко, ясно, он стал «в сильной позиции») г) - Прочитаем по-цепочке слова третьего столбика. - Что заметили? (Они однокоренные) - Почему однокоренные? (Потому что есть общая часть – корень и общее значение) - Какой корень? - Найдите слова, в котором есть приставка. ( перезвон, зазвонил) - Какие приставки? - Итак, зима рада за вас, что научились читать слоги и слова с буквой з. |
|
8. Физкультминутка |
- Тем временем с неба стали падать снежинки, начался снегопад. Давайте встанем и расскажем, как падают снежинки. С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. Ну, а мы идём, идём И к себе приходим в дом. |
|
9. Чтение текста. |
- Посмотрите на картину. Мы видим, как красив зимний лес, нарисованный красками. Оказывается, картины можно рисовать не только красками и карандашами, Но и словами. Зима нас хочет познакомить с текстом, где зимняя картина рисуется с помощью слов. - Прочитайте название текста. («Зимние картины») - Рассмотрите картинку в учебнике. - Кто изображен? (Волк) - По картинке и по названию сделайте предположение, о чём этот текст. (Предположения детей) - Прочитаем текст по цепочке, а вы подумайте, правильно ли вы предположили? -Следим, карандашом отмечаем слова в тексте, значение которых вам непонятно. |
|
Беседа по прочитанному тексту. |
- Какое время года описывается в тексте? (зима) - По каким признакам, вы догадались, что зима? - Что такое позёмка? Узнаем значение этого слова из толкового словаря. Поземка – низовой ветер, метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли. - Назовите, какие действия совершают морозы. (Ударили) - Какие действия совершают реки и озёра. (Застыли) - Что сказано о ветрах? (Завели песни) - Что сказано о позёмке? (Закрутила) - Послушаем эти слова ещё раз: ударили, застыли, завели, закрутила. Про кого так можно сказать? (Так обычно говорят про людей, про человека) - Посмотрите, ребята, как автор умело оживляет, очеловечивает природу, говорит о ней, как о природе, наделяет человеческими чертами характера. Значит, автор умеет наблюдать, видит в обычных явлениях природы необычное. Очень важно научится быть наблюдательными, чтобы видеть красоту во всём, что нас окружает. (очеловечивает – преобразовывает природу человеческой деятельностью) - Что сказано о животных? (Сладко заснули в берлоге медведи, засопел в норе барсук, спит в гнездышке белка, волк завывает). - Зима – трудное время года для животных. Почему? ( Мало пищи, холодно) - Прочитайте, что произошло зимой с растениями, деревьями. - Как вы понимаете слово заиндевели? (От сильного мороза, стужи покрылись инеем ветки берез и осин). - Мы видим, что эта картина нарисована с помощью слов. Такие тексты называются текстами – описаниями. |
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
- Как вы думаете, любит ли автор природу? - С каким чувством нужно читать этот текст? ( Звукозапись) - Послушайте еще раз этот текст и постарайтесь представить картины, нарисованные автором словами. - Итак, с каким видом текста вы познакомились? ( текстом-описанием). |
||
Домашнее задание (по желанию) |
- Зима вас наградила снежинками, а вы, кто хочет подготовить ей подарок ,дома еще раз прочитает текст «Зимние картины» и нарисует рисунок к тексту. |
|
10. Итог урока |
- Что нового вы узнали на уроке? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Пришло время прощаться с гостеприимной зимой. - Зима хочет узнать, кому было интересно, легко, уютно в гостях у зимы. - Поднимите снежинки и сделайте движения как будто они медленно падают на землю и по количеству снежинок мы увидим, кто работал на уроке активно, а кому нужно еще потрудиться и быть внимательнее. Я согласна с зимой, некоторые ученики проявили большую активность, а некоторым надо стараться на уроках. - Ребята, кто желает может подарить снежинку гостям. |
Галяутдинова Гульназ Фаязовна
Колесникова Виктория