Урок 47 (с. 90 - 91)
Тема |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з, развития речи, логического мышления, памяти |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты |
Имеют познавательные интересы, учебные мотивы |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; логические – характеризуют звуки [з], [з’] и буквы З, з. Коммуникативные: умеют формулировать свое мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные буквы З, з; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, предложение, рассказ |
Образовательные ресурсы |
Шнурок (нитка). Предметные картинки с изображением звонка и зебры |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
Работа с «лентой букв» |
Индивидуальная. Словесный. Беседа |
–Назовите гласные звуки, которые дают твёрдость согласным. - Назовите гласные звуки, которые дают мягкость согласным - Назовите и покажите звонкие согласные буквы - Глухие согласные буквы |
– Отвечают на вопросы |
Определяют место изученной буквы на «ленте букв» |
Индивидуальный. Устные ответы |
|
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Какой первый звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем учебную задачу урока |
– [з]. – Познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой, обозначающей их |
Вместе с учителем формулируют учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова |
Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов |
На доске предметные картинки, изображающие зима и звонок. – Что изображено на картинках? – Выполните слого-звуковой анализ слов зима, звонок. – Выделите согласные звуки – Звуки [з] и [з’] – звонкие |
– Зима, звонок. Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. – В слове звонок звук [з] твердый, в слове зима звук [з’] мягкий |
Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают |
Фронтальный. Устные ответы |
|
2. Знакомство с бук-вой З |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [з’] на письме? – На что похожа буква (зэ) З? На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. – Выложите букву З из шнурка или нитки |
Находят букву З на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из шнурка или нитки выкладывают букву З |
Находят букву З на «ленте букв». Моделируют ее из шнурка или нитки |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит (присесть и руками над головой изображать ушки). Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть – Вот так, вот так Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши). Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать – Вот так, вот так Надо зайке поскакать (прыжки). Зайку волк напугал Быстро зайка убежал (бег), Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень отбросим. |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
3. Чтение слогов-слияний и слов
|
Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение |
– Прочитайте слоги. – В каких слогах звук [з’] – мягкий, а в каких слогах [з] – твердый? – Прочитайте слова |
Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [з’] и твердым звуком [з]. Читают слова |
Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [з] и [з’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука |
Коллективный. Чтение |
|
4. Дидактическая игра «Кто внимательный?» |
Коллективная. Словесный. Игра |
Учитель показывает предметные картинки. – Роза, корзина, зонт, земляника, ваза, зебра, замок, зима |
Дети называют картинки, поднимают синюю карточку, если услышат твердый согласный [з], зеленую карточку – если услышат мягкий звук [з’] |
Распознают в словах твердый согласный звук [з] и мягкий согласный звук [з’] |
Коллективный. Игра |
|
5. Работа с иллюстрацией, чтение стихотворения (учебник, с. 90) |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? – Выразительно прочитайте стихотворение. Какие слова вызывают у вас улыбку? |
– Зоопарк. Отвечают на вопрос |
Составляют рассказ по рисунку, соблюдая логику изложения, выразительно читают стихотворение, понимают его смысл, формулируют ответ на вопрос |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: Топ-топ-топ. Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведём И побежим кругом |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
|
V. Закрепление знаний и способов действий. Рассказ «В зоопарке». Работа с иллюстрацией (учебник, с. 91–92)
|
Парная. Словесный. Беседа, чтение, рассказ |
– Прочитайте текст. – Рассмотрите картинку. – Прочитайте слова. Составьте с ними рассказ. Определите, с чего вы начнете, что будет происходить потом. Чем закончится ваша история |
Читают текст по предложению. Рассматривают картинку. Составляют рассказ |
Читают текст вслух, соотносят его с иллюстрацией. Придумывают свой рассказ, опираясь на предложенные слова, составляют план своего рассказа |
Парный. Устные ответы, рассказ |
Окончание табл.
Работа с «лентой букв» |
Индивидуальная. Словесный. Беседа |
Работаем по ленте памяти |
– Отвечают на вопросы |
Определяют место изученной буквы на «ленте букв» |
Индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |