Игра-конкурс «Математическая карусель»
Аннотация
на методическую разработку открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», игра-конкурс «Математическая карусель».
Дисциплина: «Математика»
Преподаватели:
Учебное заведение:
Содержание
Объём 19 листов.
Работа посвящена разработке методики проведения открытого внеаудиторного мероприятия в форме конкурса, которое является одним из методов осуществления развивающего обучения. Целью мероприятия является повторение, обобщения и систематизация знаний по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия».
Методическая разработка состоит из развивающих и эвристических заданий на математические темы. Структура типична для интеллектуального конкурса, каждая команда получает аналогичные задания, одинаковые по степени сложности, на выполнение которых отводится определенное время. Оцениваются правильность и быстрота выполнения.
Использование формы конкурса способствует популяризации математики, позволяет привлечь внимание студентов к серьезной дисциплине, узнать много нового и систематизировать знания по дисциплине.
Методическая разработка математического конкурса предназначена для использования другими преподавателями.
СОДЕРЖАНИЕ:
Предисловие…………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………17
Литература……………………………………………………………19
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Математика и другие точные науки очень важны как для развития человечества в целом, так и для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Конечно, сбалансированное умственное развитие личности подразумевает освоение не только точных предметов, но и гуманитарных дисциплин. Чтение качественной литературы, например, также необходимо, если вы хотите развиваться.
Но, одного этого недостаточно. Хотелось бы дополнить формулировку известного утверждения: «Если хочешь стать умным нужно много читать», прибавив к этому: «и заниматься математикой». Иначе эффект от одного лишь чтения книг будет похож на тело без скелета или здание без каркаса. Одному без другого сложно.
Именно поэтому многие гуманитарии, как бы хорошо они не разбирались в своей предметной области, страдают спутанностью мышления и отсутствием трезвой рассудительности, а многие заядлые математики и технари замыкаются в мире абстрактных формул и расчетов, теряя связь с реальным миром.
Золотое правило — все хорошо в меру, удел гармонично развитого ума, универсальность на самом базовом уровне! Все вместе и книги, и математика!
Знания студентов, как правило, находятся в прямой зависимости от объёма и систематичности их самостоятельной деятельности. В связи с этим А. Дистерберг писал, что «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».
Цель данного мероприятия – помочь преподавателям увлечь студентов, развить начала математического и логического мышления, позволить студентам творчески коллективно мыслить, расширить их познавательный диапазон.
Конкурс расширяет границы для проявления творчества, и происходит это легко и непринужденно. В ходе мероприятия используются наглядный материал (карточки с заданиями), мультимедиа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
Познавательная: способствовать прочному усвоению учебного материала, расширению кругозора обучающихся, практическому применению умений и навыков.
Воспитательная: совершенствовать навыки коллективной работы, воспитывать культуру общения, целеустремленность, любознательность.
Развивающая: развивать познавательный интерес, творческое и логическое мышление, формировать потребность в приобретении знаний.
Методическая: продемонстрировать методику проведения игры-конкурса, как метода активизации познавательной деятельности студентов.
ЗАДАЧИ:
повысить интерес обучающихся к дисциплине;
воспитывать умение быстро ориентироваться в создавшейся ситуации, находить верное решение, проявлять смекалку и сообразительность;
воспитывать чувство товарищества, ответственность за команду.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игра-конкурс.
ОСНАЩЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Оценочная таблица.
2. Жетоны.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Карточки с заданиями
5. Мультимедийная установка.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. – М.: Центрполиграф, 2011. — 220 с.
2. Бурау, И.Я. Загадки мира цифр и чисел. – Донецк: Сталкер, 2013. — 448 с.
3. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. – М.: РИМИС, 2016. – 240 с.
4. Спивак, A.B. Математический праздник. — М.: Бюро Квантум, 2004. — 288 с. - (Библиотечка «Квант», вып. 88)
ПЛАН:
1. Вступительное слово преподавателя.
2. Содержание игры:
I тур. Знакомство.
II тур. Гимнастика ума.
III тур. Тренировка.
IV тур. Решение кроссворда.
V тур. Кто вперед!
VI тур. Мозговая атака.
VII тур. Ты – мне, я – тебе! Вопросы команд.
VIII тур. Художественная математика или математическое художество.
IХ тур. Тур капитанов.
3. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
«Нигде, как в математике, ясность и точность вывода не позволяет человеку отвертеться от ответа разговорами вокруг вопроса».
Александр Данилович Александров
Вступительное слово преподавателя:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем игру-конкурс “Математическая карусель”. Математика занимается не только решением серьезных задач, но и многих жизненных, порой шуточных. И чтобы пройти все испытания игры достойно, вам понадобится внимательность, сообразительность, наблюдательность и смекалка. Участвовать в игре будут три команды. А вести наше мероприятие будет студент группы ________________________.
Содержание игры:
Ведущий:
Чтоб спорилось нужное дело,
Чтоб в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело -
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
I ТУР. ЗНАКОМСТВО
Ведущий: Сегодня мы с вами объединимся в три команды. Каждой команде нужно придумать свое название.
II ТУР. ГИМНАСТИКА УМА
Ведущий: Каждой команде предлагается по четыре вопроса. За правильный ответ ставится 1 балл.
Вопросы 1-ой команде
Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
(59-54=5кг)
Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни?
(24-5-16=3ч)
Хозяйка несла корзину яиц, а дно упало.
Сколько осталось яиц?
(Ни одного)
Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика
(5)
Вопросы 2-ой команде
У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?
(две)
Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту?
(20)
Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа
(Одинаково)
Петух, стоя на одной ноге. Весит 2 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
(2 кг)
Вопросы 3-ей команде
Допустим, что вы решили прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумали. Сколько метров придется еще лететь поневоле?
(3 м)
Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.
(Одинаково)
3 Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?
(20 см)
Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта?
(1936-1123=813)
III ТУР. ТРЕНИРОВКА
Ведущий: Ребята, вам нужно изобразить схематически графики следующих функции:
Команда 1 | Команда 2 | Команда 3 |
y = 2 | y = 3 | у=9 |
y = log4x | y = | y = |
y = | y = | y = |
y =4 | y =7 | y =3 |
Для команды болельщиков во время 4 и 5 конкурсов
Ведущий: Ребята за вас болеют и переживают ваши друзья. В трудную минуту их помощь вам может очень помочь. Поэтому давайте попросим наших болельщиков составить универсальную шпаргалку (алгебра и геометрия), чтоб посмотрев на нее можно было найти ответы на все вопросы. Постарайтесь оформить ее оригинально и интересно.
IV тур. РЕШЕНИЕ КРОССВОРДА
Ведущий: В то время, пока играет музыка, вам нужно решить кроссворд «И в шутку, и всерьез». Количество верных ответов равняется количеству баллов за конкурс.
Кроссворд «И в шутку и всерьез».
По горизонтали: 1. Какое слово воскликнул Ньютон, когда ему упало на голову яблоко. Так был открыт закон всемирного тяготения.
По вертикали: 2. Самая нелюбимая оценка ученика. 3. Независимая переменная функции. 4. «Вымирающая» разновидность учеников. 5. Проверка учеников на выживание. 6. Утверждение, которое не доказывается.
Ответы: 1.Эврика. 2. Двойка. 3. Аргумент. 4. Отличник. 5. Контрольная. 6. Аксиома.
V ТУР. КТО ВПЕРЕД!
Команды отвечают на вопросы. Балл зачисляется команде, первой ответившей на вопрос
Высказывание, принимаемое без доказательства.
(Аксиома)
Треугольник с двумя равными сторонами называется…
(Равнобедренный)
С помощью какого инструмента можно провести окружность
(Циркуль)
Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне И. Крылова «Квартет»?
(Ни одного)
Наименьшее натуральное число.
(Один)
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
(Медиана)
Сколько секунд в трех минутах?
(180)
Форма футбольного мяча
(Шар)
Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш?
(8)
График квадратичной функции?
(Парабола)
VI ТУР. МОЗГОВАЯ АТАКА
(Каждая команда за 5 минут должна дать наибольшее число верных ответов).
Команда 1:
Имеет ли решение уравнение (да)
Решить уравнение: 10x=1000 (x=3)
Найти y , если: ln y =1. (y=e)
В каких четвертях синус положителен? (I и II)
Производная от x10 (10x9)
Вычислить: sin - cosπ. (2)
Вычислить (2)
Определить знак значения функции: sin 1900. («-»)
Что больше: cos00 или tg450 (Оба равны 1)
Корень кубический из числа 64 (3)
Команда 2:
Существует ли треугольник со сторонами 7,8, 14? (Существует)
Решить уравнение: 5x =1/25. (x=-2)
Площадь квадрата равна 36. Чему равен его периметр? (24)
4. Решить уравнение cosx = 5 (Нет решений)
При каких значениях х имеет смысл выражение: logx15 ? ()
Вычислить: sin П + cos (0)
Формула для четного числа? (2n)
Определить знак значения функции: : sin (-120°). («-»)
Найти производную функции: y= 6x6 – 7 ()
Имеет ли смысл выражение: корень пятой степени из минус двадцати пяти? (Имеет)
Команда 3:
При каких значениях х имеет смысл выражение:? (x>-1)
В каких четвертях tgx отрицателен? (II и IV)
Найти x из уравнения 7х =343 (x=3)
Сравнить числа: 3 и 10 ; (<)
Имеет ли решение уравнение sinx=1,7 (нет)
Вычислить: ()
Чему равен корень пятой степени из 32 (2)
В какой четверти находится угол, равный 3710? (В первой)
Чему равен объем куба со стороной 2 см? (8см)
Отношение прилежащего катета к гипотенузе? (Косинус)
VII ТУР. ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ
Команды задают вопросы друг – другу. (По 3 вопроса)
VIII ТУР. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАТЕМАТИКА
ИЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО
Ведущий: Конкурс состоит в следующем: нужно нарисовать картину из цифр геометрических фигур и математических символов.
Для команды болельщиков во время 8 и 9 конкурсов:
Ведущий: Предлагаю нашим болельщикам почувствовать себя авторами и создать математический алфавит, т.е. на каждую букву алфавита нужно придумать слово, относящееся к математике
IX ТУР. ТУР КАПИТАНОВ
Итак, конкурс капитанов. Как известно, математическая наука любит формулировки четкие и краткие. Поэтому еще в древности возникла необходимость в появлении специальных математических знаков, которые бы помогали сокращать математические записи. Нашим капитанам нужно вспомнить математические эти символы и заполнить таблицу. (Таблица и карточки на отдельных столах для капитанов)
3. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.
Жюри объявляет результаты конкурса. Награждаются дипломами команда-победитель, а все участники получают сертификаты.
Ведущий: Ну, вот и подошла к концу наша игра, стали известны победители. И на самом деле побежденных в нашей игре нет, каждая команда показала достойное участие, знание математики, ум и смекалку. Хочется поблагодарить всех и каждого за участие и пожелать успехов. В заключение хочется прочитать вот такое стихотворение:
Математика кругом, математика везде:
В школе, отдыхе, работе, диссертации, семье…
Поселилась она всюду, в душу каждому вошла,
Без неё бы было плохо, не хватало бы тепла.
Математика встречает нас, когда мы родились,
Рост и вес нам замеряет и даёт путёвку в жизнь.
В магазин приходишь с мамой, вещь полезную купить,
Чек вам в кассе выбивают, предлагают оплатить.
Собираешься с семьёю отдохнуть у моря ты.
Расстоянье папа смотрит, сколько за бензин платить.
Мама время вычисляет, собирает всем паёк,
Чтобы долгою дорогой голодать никто не смог.
По утрам идёшь ты в учиться, знаний базу пополнять,
Если выучил прилежно – получи отметку «пять».
Ну а если не старался, и ВКонтакте просидел
В дневнике увидишь «двойку», как ты сам того хотел.
Цифры, формулы, фигуры, числа, тангенсы, лучи –
Всё равно ты встретишь это, специально не ищи.
Телевизор, холодильник, магнитола, телефон -
Математика со всеми начала свой марафон.
Без неё не сделать шага, слова даже не сказать,
Интересная наука, её твёрдо надо знать.
Дисциплина знаменитых математиков дала:
Авиценну, Демокрита, Архимеда и Ферма,
Келдыш, Линник, Лобачевский, Ляпунов и Маргелян,
Ковалевская и Лузин, Пифагор, Ньютон Исаак,
Остроградский, Колмогоров, Новиков и Монж Гаспар,
Всему свету показали путь к открытиям, мирам.
Приоткрыли в космос двери, на орбиту поднялись,
И тебе, дружок, сказали: «По матану подтянись!»
Чтобы мысли приводили мы в порядок в голове
Математике мы: «Слава!» - говорим всегда, везде!
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В преподавании математики внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой дисциплины. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данной дисциплине; во-вторых, организация свободного времени студентов с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.
Основная цель данного мероприятия состояла в развитии интереса учащихся к изучению дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия».
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы работы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемного поиска, практические. Познавательная деятельность была организована в следующих формах: групповая и индивидуальная.
Как средство наглядности на мероприятии использовалась интерактивная система для демонстрации презентации.
Данное мероприятие проводилось игровой форме, с целью поддержания интереса к предмету, развития чувства ответственности каждого за конечный результат. Материал мероприятия включает в себя как задания по изучаемой учебной программе, так и логические задачи, и задачи на внимание и смекалку. Задания игры – разнообразны, предусматривают работу в команде. В ходе мероприятия отслеживается уровень усвоения изученного материала, формируется устойчивый интерес к изучению дисциплины, происходит формирование коммуникативный способностей обучающихся.
Студенты на подобных мероприятиях получают хороший эмоциональный заряд, так как занятие проходит в непринужденной доброжелательной обстановке. Групповая (командная) работа сплачивает коллективы команд. Подобранные задания способствуют развитию конструкторского мышления, графической грамотности, пространственного воображения, логического мышления, эстетического вкуса и других составляющих интеллектуальной деятельности.
Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у обучающихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. – М.: Центрполиграф, 2011. — 220 с.
2. Бурау, И.Я. Загадки мира цифр и чисел. – Донецк: Сталкер, 2013. — 448 с.
3. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. – М.: РИМИС, 2016. – 240 с.
4. Спивак, A.B. Математический праздник. — М.: Бюро Квантум, 2004. — 288 с. - (Библиотечка «Квант», вып. 88)