12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Методическая разработка

Тема:  Игра-путешествие «Хургайк Сюлэ»  - Млечный Путь».

Возрастная группа детей:  дети 7-8 лет.

Форма работы с детьми: совместная  игровая  познавательная  деятельность.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.     Расширить знания детей о космогонических легендах чувашского народа.

2.     Познакомить с Галактикой  Млечный путь.

Развивающие задачи:

1.     Развивать интерес к родному краю, к мифопоэтическому творчеству древних чувашей.

2.     Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки.

3.     Формировать навыки правильного дыхания, развивать координацию движений в подвижных играх.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать чувство гордости за малую Родину - Чувашию, за ее роль в жизни России, планеты Земля, Галактики.

2.     Воспитывать любознательность, интерес к науке о космосе.

Предварительная работа с детьми:

-Рассматривание иллюстраций «Чувашские легенды и предания о космосе», плакатов по теме «Космос».

-Чтение чувашских легенд и преданий о космосе.

-Знакомство с известными личностями, чья жизнь была посвящена изучению, освоению и покорению космического пространства: А.Г.Николаев.

-Знакомство с символикой Чувашии и России.

-Знакомство с понятием «Галактика».

-Разучивание подвижных игр: «Лебеди учатся летать», «Самолеты», «Полетим на ракете», стихотворений о Чувашии.

Оборудование и материалы: карта Чувашской Республики, ноутбуки, электронная презентация «Компьютерная игра «Флаги», видеофрагмент «Где находится Земля в галактике Млечный путь?» https://www.youtube.com/watch?v=RMCkbgYN6q8 ,картинки «Лебедь», «Три солнца», «Квадратная земля», «Лебединые перья», «Млечный путь», тексты легенд «Три солнца», «Млечный путь», раскраски «Галактика», цветные карандаши.

Структура и методические приемы:

Вводная часть – 4 мин.

Методы и приемы: отгадывание загадки, подвижная игра.

Основная часть – 23 мин.

Методы и приемы: рассматривание карты, выразительное чтение стихотворения, отгадывание вопросов викторины, компьютерная  игра «Собери флаг», слушание легенды, ответы на вопросы, подвижная игра, речевая игра.

Заключительная часть – 3 мин.

Методы и приемы: ответы на вопросы с опорой на зрительный ряд.

Ход проведения

Вводная часть

Педагог: Какие птицы живут летом в нашем городе на Заливе?

Дети: На Заливе живут лебеди, утки и чайки.

Отгадывание загадки:

Педагог: отгадайте, о какой птице идет речь?

В лесных районах обитает,

И на зимовку улетает,

И шея птицы той всегда,

Напоминает цифру два! (лебедь)

Дети: Это лебедь.

Педагог: Издавна для человека лебеди олицетворяли красоту, романтику, символ возрождения, чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением, умением летать и плавать. Лебеди пролетают огромные расстояния. К нам прилетел лебедь  Хургайк, что в переводе с чувашского означает «вожак». Он предлагает отправиться с ним в путешествие.

Подвижная игра «Лебеди учатся летать»

Педагог приглашает детей на ковер. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

Педагог: Полет лебединой стаи высоко в небе всегда приковывает наше внимание. И мы полетим вместе с нашим вожаком.

 Основная часть

2.1. Чувашия

Педагог: Высоко в небе дома, дороги кажутся маленькими, а люди совсем …..

Дети: крошечными.

Педагог: Мы пролетаем над … (показывает карту Чувашской Республики).

Дети: Чувашской Республикой.

Ребенок выразительно читает стихотворение:

Земля чувашская, земля родная,

Не видно тебе ни конца, ни края!

Зелёные леса, бескрайние поля – 

Всё это – моя чувашская земля. (А.Ленкин.)

Педагог: лебедь  Хургайк  хочет задать вам несколько вопросов.

Викторина  (фронтальная  работа по карте):

-Назовите города Чувашской Республики.

- Назовите столицу нашей республики.

- Какие реки протекают по нашей земле?

- Назовите имя и фамилию известного чувашского космонавта.

- В какой стране находится наша Чувашская Республика?

Педагог: Лебеди легко преодолевают огромные расстояния, но, боюсь, тяжело нам, детям,  будет пролетать над Россией. Может воспользуемся каким-нибудь воздушным транспортом?

Дети: давайте сядем в самолет.

Подвижная игра «Самолеты»

По сигналу педагога: «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную. По сигналу педагога: «На посадку!» — «самолеты» находят свои места и приземляются: опускаются на одно колено.

 2.2. Россия

Педагог: Чувашская Республика расположена почти в центе России. Назовите столицу России.

Дети: столица России – город Москва.

Педагог: чувашский и русский народы дружат с давних времен. В переводе на чувашский язык слово «дружба» звучит как «туслах». Лебедь предлагает нам поиграть.

Игра «Собери флаг» (подгрупповая  работа) (или разрезные картинки – или компьютерная игра).

Дети делятся на две команды. Одна команда собирает флаг России, другая – флаг Чувашии. Побеждает «дружба (туслах)».

Педагог: а что изображено на флаге Чувашии?

Дети: на флаге Чувашии изображено символическое дерево жизни и три солнца.

Педагог: Послушайте, что хочет нам рассказать лебедь.

Рассказ от лица лебедя:

Легенда «Три солнца»

Давным-давно нам Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде.

Они гуляли по Земле, и не надо было им думать о теплой одежде.

По всей Земле росли сказочные деревья, которые круглый год в избытке давали людям пищу. Но нашлись люди, которые не смогли достойно оценить «теплую жизнь»:

 «Очень жарко, дышать не чем. Так дальше жить нельзя. Надо оставить одно солнце, а остальные убить», - капризничали они.

Белобородые старики остерегали этих людей: «Нельзя причинять зла солнцам, от этого будет много бед и несчастий». Но не послушались капризные люди и, позвав меткого охотника, приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник стал противиться им: «Старики запрещают убивать солнце». Но люди пригрозили убить самого охотника, если он не выполнит их приказ. Испугавшись их угроз, охотник натянул свой могучий лук и прицелившись пустил длинную стрелу. Со свистом полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. «Убей и второе солнце», - приказали капризные люди охотнику. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей, уплыло далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.

Погода стремительно стала холодать. Испугались люди: деревья померзли, и детишки стали умирать от холода и недостатка пищи. Поля покрылись снегом, а вода сковалась льдом - пришла Зима! В большом страхе побежали люди к белобородым старикам за советом.

Старики ответили: «Не послушав нас, вы накликали непоправимую беду. Нельзя воскресить потухшие два солнца. Выжившее солнце людям больше не доверяет. Надо добрыми делами вернуть доверие солнца к людям, может после этого оно вернётся к нам».

«Мы готовы выполнить любые Ваши советы, лишь бы солнце к нам вернулось», - взмолились люди.

Согласились старики помочь людям и дали такой совет: «Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям вернулся рассудок, и они просят прощения, возьмет и приплывет к нам поближе...».

 Педагог: чему учит нас эта легенда?

Дети: нельзя быть жестокими, за свои ошибки нужно платить, нужно слушаться старших и мудрых людей.

Педагог: а где находится сейчас солнце?

Дети: солнце находится в космосе.

Педагог: Лебеди легко преодолевают огромные расстояния, но, боюсь, тяжело и им  и нам будет лететь в космосе. Может воспользуемся каким-нибудь космическим транспортом?

Дети: полетим на космической ракете.

Подвижная игра «Полетим на ракете»

На полу  раскладываются обручи-ракеты. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах»

2.3.         Планета Земля

Педагог: нам необходимо передать сообщение инопланетянам. Они ничего не знают о нашей планете. Передадим?

Речевая игра «Закончи предложение»

Мы живем на планете …. .

Планета Земля имеет форму …. .

Наша планета очень …. .

На ней живут …. .

Наша планета Земля – единственная обитаемая планета в нашей …. Галактике).

Педагог: Послушайте, что хочет нам рассказать лебедь.

Рассказ от лица лебедя: В древние времена люди не летали в космос, и не знали, как на самом деле выглядит наша планета. Древние чуваши считали, что земля квадратная и чуваши заселяют ее центральную часть, возле поддерживающего небосвод священного «древа жизни», а по краям небо держат четыре столба — золотой, серебряный, медный и каменный. Но мы с вами точно знаем, что земля имеет форму шара. И наша планета Земля находится в Галактике Млечный путь. Запомните: Млечный путь!

2.4. Галактика «Млечный путь»

Педагог: ребята, а что такое Галактика?

Дети: Галактика – это гигантская звездная система.

Педагог: а где же находится наша планета Земля в Галактике Млечный путь?

Просмотр видеофрагмента «Где находится Земля в галактике Млечный Путь».

Педагог: Послушайте, что хочет нам рассказать лебедь.

Рассказ от лица лебедя:

Млечный Путь у нас называется Хургайк Сюлэ, что означает в переводе на русский – Дорога Лебедей. Древняя легенда рассказывает о ее появлении на небе.

Летели лебеди с севера, спешили, потому что зима гналась за ними, отставая от птиц только на один рассвет.

Вожак – хургайк вел свою стаю по древнему пути речных излук. Он помнил все: где какие озера и реки, где леса.

Боясь, что снег скроет приметы, хургайк вел свою стаю днем и ночью.

Он был опытный вожак и знал, что земля, лежащая впотьмах и указывая ему путь. Может стать и недругом. Потому что там, внизу, у шумящих вод живут люди, от которых можно ждать беды.

Ночь сменялась днем, день ночью, и все хорошо в полете. Но вдруг вожак уловил в движение крыльев летящих позади птиц какой-то перебой. Он тотчас трубным кличем поднял стаю вверх, и тут до его слуха снизу донеся похожий на стон крик лебедя. Хургайк понял, что кто-то в стае ранен, но инстинкт повелевал ему оставить несчастного и уводить от опасности других: настигнет зима – погибнет вся стая…

А раненная птица падала и падала, и подруги ничем не могли помочь ей. Каждая из них лишь оставила в небе несколько своих пушинок, чтобы птица, если поправиться, могла бы потом найти путь к ним.

С тех пор и светятся пушинки, как звезды, образуя дорогу  Хургайк Сюлэ, которую называют теперь Млечным Путем.

Хургайк Сюлэ тянется прямо на юг, и старики говорят, что лебеди всегда летят по Млечному Пути.

Творческая ситуация «Раскрась Галактику» (работа в парах)

Заключительная часть

Педагог: ребята, а где мы с вами побывали и что видели?

Дети: мы были в Галактике Млечный путь, видели нашу планету Земля, пролетали над нашей страной Россией и нашей республикой Чувашией.

Педагог: кто был помощником в нашем путешествии?

Дети: помощником был лебедь Хургайк (вожак).

Педагог: лебедь был не только вожаком нашего путешествия, но и проводником из настоящего в прошлое.  Он познакомил нас с представлениями древних чувашей о космосе. Что мы узнали из его легенд? (работа по зрительному ряду)

Педагог: пришло время проститься с нашим вожаком Хургайком и сказать ему «спасибо»  за  столь интересное путешествие.

Дети прощаются с лебедем.

Список использованной литературы

1.                Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика / Автор О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. – 327с.

 

2.                Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003.–304 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.