Игра-путешествие «Хургайк Сюлэ» - Млечный Путь»
Методическая разработка
Тема: Игра-путешествие «Хургайк Сюлэ» - Млечный Путь».
Возрастная группа детей: дети 7-8 лет.
Форма работы с детьми: совместная игровая познавательная деятельность.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Расширить знания детей о космогонических легендах чувашского народа.
2. Познакомить с Галактикой Млечный путь.
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес к родному краю, к мифопоэтическому творчеству древних чувашей.
2. Развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки.
3. Формировать навыки правильного дыхания, развивать координацию движений в подвижных играх.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство гордости за малую Родину - Чувашию, за ее роль в жизни России, планеты Земля, Галактики.
2. Воспитывать любознательность, интерес к науке о космосе.
Предварительная работа с детьми:
-Рассматривание иллюстраций «Чувашские легенды и предания о космосе», плакатов по теме «Космос».
-Чтение чувашских легенд и преданий о космосе.
-Знакомство с известными личностями, чья жизнь была посвящена изучению, освоению и покорению космического пространства: А.Г.Николаев.
-Знакомство с символикой Чувашии и России.
-Знакомство с понятием «Галактика».
-Разучивание подвижных игр: «Лебеди учатся летать», «Самолеты», «Полетим на ракете», стихотворений о Чувашии.
Оборудование и материалы: карта Чувашской Республики, ноутбуки, электронная презентация «Компьютерная игра «Флаги», видеофрагмент «Где находится Земля в галактике Млечный путь?» https://www.youtube.com/watch?v=RMCkbgYN6q8 ,картинки «Лебедь», «Три солнца», «Квадратная земля», «Лебединые перья», «Млечный путь», тексты легенд «Три солнца», «Млечный путь», раскраски «Галактика», цветные карандаши.
Структура и методические приемы:
Вводная часть – 4 мин.
Методы и приемы: отгадывание загадки, подвижная игра.
Основная часть – 23 мин.
Методы и приемы: рассматривание карты, выразительное чтение стихотворения, отгадывание вопросов викторины, компьютерная игра «Собери флаг», слушание легенды, ответы на вопросы, подвижная игра, речевая игра.
Заключительная часть – 3 мин.
Методы и приемы: ответы на вопросы с опорой на зрительный ряд.
Ход проведения
Вводная часть
Педагог: Какие птицы живут летом в нашем городе на Заливе?
Дети: На Заливе живут лебеди, утки и чайки.
Отгадывание загадки:
Педагог: отгадайте, о какой птице идет речь?
В лесных районах обитает,
И на зимовку улетает,
И шея птицы той всегда,
Напоминает цифру два! (лебедь)
Дети: Это лебедь.
Педагог: Издавна для человека лебеди олицетворяли красоту, романтику, символ возрождения, чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением, умением летать и плавать. Лебеди пролетают огромные расстояния. К нам прилетел лебедь Хургайк, что в переводе с чувашского означает «вожак». Он предлагает отправиться с ним в путешествие.
Подвижная игра «Лебеди учатся летать»
Педагог приглашает детей на ковер. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.
Педагог: Полет лебединой стаи высоко в небе всегда приковывает наше внимание. И мы полетим вместе с нашим вожаком.
Основная часть
2.1. Чувашия
Педагог: Высоко в небе дома, дороги кажутся маленькими, а люди совсем …..
Дети: крошечными.
Педагог: Мы пролетаем над … (показывает карту Чувашской Республики).
Дети: Чувашской Республикой.
Ребенок выразительно читает стихотворение:
Земля чувашская, земля родная,
Не видно тебе ни конца, ни края!
Зелёные леса, бескрайние поля –
Всё это – моя чувашская земля. (А.Ленкин.)
Педагог: лебедь Хургайк хочет задать вам несколько вопросов.
Викторина (фронтальная работа по карте):
-Назовите города Чувашской Республики.
- Назовите столицу нашей республики.
- Какие реки протекают по нашей земле?
- Назовите имя и фамилию известного чувашского космонавта.
- В какой стране находится наша Чувашская Республика?
Педагог: Лебеди легко преодолевают огромные расстояния, но, боюсь, тяжело нам, детям, будет пролетать над Россией. Может воспользуемся каким-нибудь воздушным транспортом?
Дети: давайте сядем в самолет.
Подвижная игра «Самолеты»
По сигналу педагога: «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную. По сигналу педагога: «На посадку!» — «самолеты» находят свои места и приземляются: опускаются на одно колено.
2.2. Россия
Педагог: Чувашская Республика расположена почти в центе России. Назовите столицу России.
Дети: столица России – город Москва.
Педагог: чувашский и русский народы дружат с давних времен. В переводе на чувашский язык слово «дружба» звучит как «туслах». Лебедь предлагает нам поиграть.
Игра «Собери флаг» (подгрупповая работа) (или разрезные картинки – или компьютерная игра).
Дети делятся на две команды. Одна команда собирает флаг России, другая – флаг Чувашии. Побеждает «дружба (туслах)».
Педагог: а что изображено на флаге Чувашии?
Дети: на флаге Чувашии изображено символическое дерево жизни и три солнца.
Педагог: Послушайте, что хочет нам рассказать лебедь.
Рассказ от лица лебедя:
Легенда «Три солнца»
Давным-давно нам Миром светило не одно, а три солнца, которые находились близко к Земле. От этого на Земле было очень жарко и люди не знали ничего о снеге и холоде.
Они гуляли по Земле, и не надо было им думать о теплой одежде.
По всей Земле росли сказочные деревья, которые круглый год в избытке давали людям пищу. Но нашлись люди, которые не смогли достойно оценить «теплую жизнь»:
«Очень жарко, дышать не чем. Так дальше жить нельзя. Надо оставить одно солнце, а остальные убить», - капризничали они.
Белобородые старики остерегали этих людей: «Нельзя причинять зла солнцам, от этого будет много бед и несчастий». Но не послушались капризные люди и, позвав меткого охотника, приказали ему убить стрелой из лука одно солнце. Охотник стал противиться им: «Старики запрещают убивать солнце». Но люди пригрозили убить самого охотника, если он не выполнит их приказ. Испугавшись их угроз, охотник натянул свой могучий лук и прицелившись пустил длинную стрелу. Со свистом полетела стрела и пронзила небесное светило прямо в сердце. Одно солнце потухло, но жара не спала. «Убей и второе солнце», - приказали капризные люди охотнику. Охотник пронзил стрелой и второе солнце. Третье солнце, испугавшись людей, уплыло далеко от Земли, куда уже не могла долететь стрела охотника.
Погода стремительно стала холодать. Испугались люди: деревья померзли, и детишки стали умирать от холода и недостатка пищи. Поля покрылись снегом, а вода сковалась льдом - пришла Зима! В большом страхе побежали люди к белобородым старикам за советом.
Старики ответили: «Не послушав нас, вы накликали непоправимую беду. Нельзя воскресить потухшие два солнца. Выжившее солнце людям больше не доверяет. Надо добрыми делами вернуть доверие солнца к людям, может после этого оно вернётся к нам».
«Мы готовы выполнить любые Ваши советы, лишь бы солнце к нам вернулось», - взмолились люди.
Согласились старики помочь людям и дали такой совет: «Везде рисуйте три солнца: на земле, на домах, заборах и в вышивке на одежде. Увидит уцелевшее солнце эти знаки и поймет, что к людям вернулся рассудок, и они просят прощения, возьмет и приплывет к нам поближе...».
Педагог: чему учит нас эта легенда?
Дети: нельзя быть жестокими, за свои ошибки нужно платить, нужно слушаться старших и мудрых людей.
Педагог: а где находится сейчас солнце?
Дети: солнце находится в космосе.
Педагог: Лебеди легко преодолевают огромные расстояния, но, боюсь, тяжело и им и нам будет лететь в космосе. Может воспользуемся каким-нибудь космическим транспортом?
Дети: полетим на космической ракете.
Подвижная игра «Полетим на ракете»
На полу раскладываются обручи-ракеты. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах»
2.3. Планета Земля
Педагог: нам необходимо передать сообщение инопланетянам. Они ничего не знают о нашей планете. Передадим?
Речевая игра «Закончи предложение»
Мы живем на планете …. .
Планета Земля имеет форму …. .
Наша планета очень …. .
На ней живут …. .
Наша планета Земля – единственная обитаемая планета в нашей …. Галактике).
Педагог: Послушайте, что хочет нам рассказать лебедь.
Рассказ от лица лебедя: В древние времена люди не летали в космос, и не знали, как на самом деле выглядит наша планета. Древние чуваши считали, что земля квадратная и чуваши заселяют ее центральную часть, возле поддерживающего небосвод священного «древа жизни», а по краям небо держат четыре столба — золотой, серебряный, медный и каменный. Но мы с вами точно знаем, что земля имеет форму шара. И наша планета Земля находится в Галактике Млечный путь. Запомните: Млечный путь!
2.4. Галактика «Млечный путь»
Педагог: ребята, а что такое Галактика?
Дети: Галактика – это гигантская звездная система.
Педагог: а где же находится наша планета Земля в Галактике Млечный путь?
Просмотр видеофрагмента «Где находится Земля в галактике Млечный Путь».
Педагог: Послушайте, что хочет нам рассказать лебедь.
Рассказ от лица лебедя:
Млечный Путь у нас называется Хургайк Сюлэ, что означает в переводе на русский – Дорога Лебедей. Древняя легенда рассказывает о ее появлении на небе.
Летели лебеди с севера, спешили, потому что зима гналась за ними, отставая от птиц только на один рассвет.
Вожак – хургайк вел свою стаю по древнему пути речных излук. Он помнил все: где какие озера и реки, где леса.
Боясь, что снег скроет приметы, хургайк вел свою стаю днем и ночью.
Он был опытный вожак и знал, что земля, лежащая впотьмах и указывая ему путь. Может стать и недругом. Потому что там, внизу, у шумящих вод живут люди, от которых можно ждать беды.
Ночь сменялась днем, день ночью, и все хорошо в полете. Но вдруг вожак уловил в движение крыльев летящих позади птиц какой-то перебой. Он тотчас трубным кличем поднял стаю вверх, и тут до его слуха снизу донеся похожий на стон крик лебедя. Хургайк понял, что кто-то в стае ранен, но инстинкт повелевал ему оставить несчастного и уводить от опасности других: настигнет зима – погибнет вся стая…
А раненная птица падала и падала, и подруги ничем не могли помочь ей. Каждая из них лишь оставила в небе несколько своих пушинок, чтобы птица, если поправиться, могла бы потом найти путь к ним.
С тех пор и светятся пушинки, как звезды, образуя дорогу Хургайк Сюлэ, которую называют теперь Млечным Путем.
Хургайк Сюлэ тянется прямо на юг, и старики говорят, что лебеди всегда летят по Млечному Пути.
Творческая ситуация «Раскрась Галактику» (работа в парах)
Заключительная часть
Педагог: ребята, а где мы с вами побывали и что видели?
Дети: мы были в Галактике Млечный путь, видели нашу планету Земля, пролетали над нашей страной Россией и нашей республикой Чувашией.
Педагог: кто был помощником в нашем путешествии?
Дети: помощником был лебедь Хургайк (вожак).
Педагог: лебедь был не только вожаком нашего путешествия, но и проводником из настоящего в прошлое. Он познакомил нас с представлениями древних чувашей о космосе. Что мы узнали из его легенд? (работа по зрительному ряду)
Педагог: пришло время проститься с нашим вожаком Хургайком и сказать ему «спасибо» за столь интересное путешествие.
Дети прощаются с лебедем.
Список использованной литературы
1. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика / Автор О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. – 327с.
2. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003.–304 с.