12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Клименко Алла Евгеньевна2822
Я - учитель. Стаж моей педагогической деятельности 32 года. Образование высшее. Имею высшую квалификационную категорию. Я очень люблю свою профессию. Люблю своих учеников и мечтаю, чтобы каждый из них стал хорошим человеком.
Россия, Забайкальский край, Карымское

Конкурс «Сценарий «Юбилей автора»»

Методическая разработка литературной игры, посвящённой 110-летию Н.Н. Носова

Пояснительная записка.

1. Дисциплина

Литература

2. Тема

Литературная игра «Незнайки нашего двора»

3. Рекомендуемый класс

Учащиеся начальных классов

4. Степень сложности игры

Средний

5. Цель

Более глубокое знакомство учащихся с творчеством Николая Николаевича Носова

6. Задачи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1.обобщить и расширить знания учащихся по прочитанным произведениям Н. Носова;
2. активизировать внимание к внеклассному и индивидуальному чтению, умение анализировать и обсуждать тексты.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.развивать познавательные процессы: восприятие, представление, воображение, внимание, память и речь; 

2. развивать эрудицию;

3.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к предмету.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.продолжить воспитание коммуникативной компетенции;

2.вовлекать в активную практическую деятельность;

3.воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, самостоятельность, критичное отношение к себе, аккуратность, культуру мышления;

4.воспитывать уважение к книге как культурной ценности

 

7. УУД

Познавательные:

умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста.

Регулятивные:

ставить цель деятельности на основе существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью.

Личностные:

коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

8. Ожидаемые результаты

Формирование умений приобретать и пополнять знания по теме.

Умение работать с текстом.

9.Оборудование

1.портрет Н.Н.Носова;

2. выставка рисунков и книг по творчеству Н.Носова;

3. таблички и эмблемы с названиями команд

В ходе подготовительного этапа организуется чтение рассказов и повестей Н.Носова, подготовка эмблем, костюмов, декораций, рисунков, атрибутики, репетиции приветствий команд, работа над домашними заданиями литературной игры.

Организация игры 

В игре принимают участие 2 команды.

Игра проходит в форме ответов на заданные ведущим или командами друг другу вопросы, а также выполнения практических или творческих заданий. Жюри оценивает правильность и полноту ответов.

Домашним заданием являются инсценировки отрывков произведений Н.Н. Носова и оцениваются по более полному донесению авторского текста, характеров героев, сценическому мастерству юных актеров.

В ходе игры проводится конкурс капитанов команд и викторина для зрителей.

В конце литературной игры подводятся итоги, проходит награждение команды-победителя, поощрительными призами награждается проигравшая команда.

Ход игры.

Вступительная часть.

Ведущий:

Добрый день всем! Мы встречаемся сегодня не просто так, а по очень важному делу: у нас сегодня праздник. Желаю всем праздничного настроения! Ребята, посмотрите друг на друга и пожелайте друг другу удачи. Она вам сегодня пригодится, так как наш праздник будет проходить в форме игры, а раз игра, значит, конкурсы, загадки и т.д.

А посвящена наша литературная игра творчеству известного детского писателя Николая Николаевича Носова.

Николай Николаевич Носов написал много рассказов и повестей для детей. Герои его произведений - ваши сверстники, такие же, как вы: любознательные, веселые и шаловливые, что-то изобретающие, ищущие приключений. Они все время попадают в различные жизненные ситуации, не всегда, может, приглядные, но выпутываются из них сами и делают выводы.

Сегодня в состязаниях участвуют две команды: «Знайки» и «Фантазёры» (названия условны). Команды показывают свои визитные карточки.

Правильность и полноту ответов оценивает наше уважаемое жюри. Представляются члены жюри.

ХОД ИГРЫ:

1 КОНКУРС «АУКЦИОН»

Команды называют по очереди произведения Носова.

Выигрывает тот, кто последним назвал рассказ или повесть Носова.

2 КОНКУРС «УГАДАЙ-КА».

Команды отгадывают загадку. Отгадка – название рассказа Н.Носова.

Загадка для 1 команды:

Мальчики эти деньги копили.

Вкусняшек не ели, в кино не ходили.

Игрушкою новой недолго играли ­–

Вскоре её по частям разобрали. («Телефон»)

Загадка для 2 команды:

Коробка пистонов и пистолет.

Лучше подарка во всём мире нет.

Счастливый мальчишка с игрушкой гулял.

Старушку выстрелом перепугал. («Саша»).

3 КОНКУРС «Ты – мне, я – тебе».

Капитаны команд задают по одному вопросу команде соперников.

Вопросы для 1 команды:

1.Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши?
(«Мишкина каша») 2. Какой способ перевозки собак предлагается в одном из рассказов?
(в чемодане «Дружок»).
3.Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? («Приключения Незнайки и его друзей»). 4. Как называется город, где жили весёлые коротышки? (Цветочный). 5. Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)

Вопросы для 2 команды:

1.Какие предметы взяли Вова и Вадик чтобы обороняться от шляпы? (Кочерга и лыжная палка). 2. Где сидел кот Васька, когда на него упала шляпа? (У комода). 3.Кто пришёл к Барбосу в гости? (Бобик). 4.В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.) 5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)

4 КОНКУРС «Узнай имя человечка»

Командам выдаются карточки с именами героев. Побеждает та команда, которая вперёд отгадает все имена.

ВЕТЦИК (Цветик)

КЮБИТ (Тюбик)

НАЙКАЗ (Знайка)

НИВТИК (Винтик)

ПУШТИНК (Шпунтик)

КАГУНЬ (Гунька)

ЧИКНОП (Пончик)

ЛЯГУС (Гусля)

5 КОНКУРС «Кто сказал?»

Побеждает команда, которая раньше назовёт персонажа и произведение.

«Полетите вы с крыши на чердак.» (Гунька «Приключения Незнайки и его друзей»).

«О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.» (Котька Чижов «На горке»).

«Что ты! Разве шляпы бывают живые?» (Вадик «Живая шляпа»).

«Вкусная штука! Я очень люблю мороженое.» (Мишутка «Фантазеры»).

«Значит, это на меня с солнца что-то свалилось. Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». (Незнайка).

«Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» (Бобка «Заплатка»).

«Вот и лечи такого больного! Его лечишь, лечишь, а он выпрыгнет в окошко и убежит. Куда это годится!» (Доктор Пилюлькин).

«Да, я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью, что хочу или на кровати валяюсь.» (Барбос Бобику)

6 КОНКУРС «Рифмы».

Побеждает команда, которая раньше закончит двустишье.

Договорить строчку из стихов Незнайки за ведущим.

Знайка шёл гулять на речку…

(Перепрыгнул через овечку.)

У Авоськи под подушкой…

(Лежит сладкая ватрушка.)

Торопыжка был голодный…

(Проглотил утюг холодный.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ».

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу.

7 КОНКУРС «Капитаны, капитаны…».

Разгадать кроссворд. В центральном вертикальном столбце кроссворда должно появиться новое слово.

 

1

         
   

2

       
 

3

         
   

4

       

5

           


 

1.Лучший друг Незнайки ?

2.Кого испугались дети в рассказе «Затейники»?

3.Как звали кота в рассказе «Живая шляпа»?

4.Место, где прятался Вовка в рассказе «Находчивость»?

5.О каком звере рассказывали «Три охотника»?

Ответы:

 

Г

У

Н

Ь

К

А

   

В

О

Л

К

 
 

В

А

С

Ь

К

А

   

К

О

М

О

Д

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь


 

«Звёздный час» ИГРА ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ (команды в это время готовятся к домашнему заданию).

Каждый игрок, первый правильно ответивший на вопрос, получает звезду. В конце игры победители получают призы.

Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? (Приключения Незнайки и его друзей)

Кто пришёл к Барбосу в гости? (Бобик)

Как называется город, где жили весёлые коротышки? (Цветочный)

Кто оказался «живой шляпой»? (Котёнок Васька)

Как называлась речка, на которой стоял Цветочный город? (Огурцовой)

Кто из героев Николая Носова варил кашу? (Мишка)

Кто был главным героем в Цветочном городе? (Незнайка)

Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик).

Какое название детской игры является названием книги Н.Носова? (Прятки)

В каком рассказе Носова Витя все время прятался, а Славик его искал. («Прятки»).

Где спрятался Витя в рассказе Носова? (В посудном шкафчике).

Мама оставила Мишу дома и за хорошее поведение обещала ему…что? (Леденец).

У кого из малышей одежда была похожа на шахматную доску? (У Сиропчика)

Что разбил Миша в рассказе «Леденец»? (Сахарницу).

Назовите настоящее имя поэта Цветика. (Пудик)?

А что случилось с леденцом Миши? (Съел).

Как «собирали» грибы и орехи коротышки из Цветочного города? (Пилили пилой).

Что Котька сделал с горкой? (Посыпал горку песком)

С помощью чего Знайка определял направление, в котором летел шар? (С помощью компаса).

Где застрял Вовка в рассказе «Прятки»? (В комоде).

Чем стреляло ружьё у охотника Пульки? (Пробками).

Чем Вовка и Вадик кидали в «живую» шляпу? (Картошкой).

Что выращивали малышки в Цветочном городе? (Арбузы).

На чем хотел покататься Котька в рассказе «Горка»? (На коньках).

Из чего были сделаны парашюты у малышей, когда они прыгали
с воздушного шара? (Из одуванчиков).

В какую игру играли мальчики в рассказе «Находчивость»? (В прятки).

Как назывался танец, который танцевальный ансамбль показал 
на балу? (Репка).

За что ребята в рассказе «Находчивость» были наказаны и сидели дома? (Разбили сахарницу).

Что предложила Синеглазка Незнайке при расставании? (Писать письма).

Как Славик догадался, что Витя спрятался в посудном шкафчике? (Посуда стояла на полу).

Какую песенку сочинил Цветик? (Про кузнечика).

В рассказе «Живая шляпа» кто сидел под шляпой? (Котенок).

Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка? (Жители города любили запускать бумажных змеев).

Смог Котька залезть на горку? (Нет).

Что не любил Торопыжка в своей одежде? (Пуговицы).

Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька).

На чём работал автомобиль механиков Винтика и Шпунтика? (На газированном сиропе).

Котька испортил горку, а что было дальше? (Ребята снова посыпали горку снегом и полили водой).

В чьём доме оказался Незнайка после падения воздушного шара? (В доме Синеглазки).

С кем пошел гулять Славик в рассказе «Прятки»? (С Бобиком).

8 КОНКУРС «Домашнее задание…».

«Как Незнайка был художником» (для 1 команды)

Тюбик: (дает Незнайке палитру, кисти)  Ну, ладно, рисуй, потом покажешь.

                Тюбик уходит. Незнайка увлеченно рисует и раскладывает рисунки. В дверь выглядывает Гунька.

 Незнайка: О, Гунька! Заходи скорее, я тебя буду рисовать.

 Гунька:     А ты умеешь?

 Незнайка: Чего тут уметь? Садись, садись. Только не вертись, а то нехорошо получится. (Гунька садится и замирает)

 Гунька:     А сейчас хорошо получится? Похоже?

 Незнайка: Очень похоже!

 Гунька:     Ну-ка, покажи, что получилось?

                                  Незнайка показывает портрет.

 Гунька:    ( с разочарованием) Да разве я такой?!

 Незнайка: Конечно такой! Какой же ещё?

 Гунька:     А усы, зачем нарисовал? У меня ведь нет усов!

 Незнайка:   Ну, вырастут когда-нибудь.

 Гунька:     А нос, почему красный?

 Незнайка:   Это чтоб красивее было!

 Гунька:     А волосы, почему голубые?

 Незнайка:   Ну, если тебе не нравится, то я могу нарисовать их зелёными.

 Гунька:     Нет, это плохой портрет. (Возмущенно) Дай я его порву!

 Незнайка: Зачем же уничтожать художественное произведение?

            Гунька и Незнайка начинают тащить друг у друга картину.

 Гунька:   (с обидой смотрит на портрет в своих руках)  Тут какое-то пугало огородное нарисовано.

 Незнайка:   Потому что здесь подписи нет. Я сейчас подпишу и всё будет понятно!

   Незнайка вырывает рисунок и подписывает внизу под портретом «Гунька».

 Незнайка:   Пусть висит. Все могут смотреть, никому не запрещается!

 Гунька:    (со злостью)   Всё равно, когда ты ляжешь спать, я приду и разорву этот портрет!

 Незнайка:   А я ночью не лягу спать, а буду портрет стеречь.

 Гунька, расстроенный уходит. Незнайка развешивает другие портреты. Звучит музыка.   Гунька возвращается вместе с Пилюлькиным.

 Пилюлькин (смотрит на чужие портреты и смеётся):   Молодец, Незнайка! Никогда в жизни так не смеялся! (Подходит к своему портрету.) А это кто? Неужели это я? Нет, это не я! Это плохой портрет.

 Пилюлькин: Ты что, Незнайка, больной что ли? Где ты видел, чтобы у меня вместо носа был градусник? Придётся тебе касторки дать.

 Незнайка:   Нет, нет! Я и сам вижу, что портрет не очень удачный.

        Незнайка убирает портрет. Пилюлькин уходит и грозит ему кулаком.
       

Входит Пулька с Булькой, смотрит на свой портрет и настроение у
                             него сразу падает.

Пулька:     Это плохой портрет. Ты сними его, а то я не буду брать тебя на охоту. Где ты видел, чтобы я ездил верхом на Бульке?

     Незнайка снимает портрет. Пулька уходит. Входит Тюбик.

 Тюбик:     Это я? Да это бездарная мазня! Отдай мои кисточки и краски.

                             Тюбик уходит. Остались одни Незнайка и Гунька.

 Незнайка: Гунька, хочешь, я подарю тебе твой портрет? А ты за это со мной помиришься?

 Гунька:     Ладно, мир! Только я порву этот портрет. Но если ещё раз нарисуешь так, я больше не буду с тобой мириться!

 Незнайка: А я больше не буду никогда рисовать, не хочу быть художником.


 

«Фантазеры» (для 2 команды)

Мишутка и Стасик развалившись сидят на стульях и разговаривают.

Мишутка: Сколько тебе лет?

Стасик: Девя… Девяносто пять. (Показывает на пальцах. ) А тебе?

Мишутка: А мне… а мне … сто сорок пять. Раньше я был большой - большой, (поднимается на носках, тянет руки вверх) а потом сделался … маленький (приседает).

Стасик: А я, – сначала был маленький (приседает), а потом вырос большой (забирается на стул, тянет руки вверх), а потом снова стал маленький (приседает на корточки на стуле и садится), а теперь опять скоро буду большой.

Мишутка: А я, когда был большой, море мог переплыть! (показывает, как будто плывет кролем, делает круг вокруг стульев).

Стасик: Подумаешь – море! Я океан переплывал! (показывает, как будто плывет брассом, делает круг вокруг стульев).

Мишутка: А я купался в море и на меня напала акула. (Появляется Акула - мальчик с маской головы акулы. Раскрывает пасть акулы на Мишутку).

Я её бац кулаком (Замахивается на акулу. Промахивается. Акула делает круг вокруг стульев за Мишуткой, щелкая челюстями. Стасик от страха запрыгнул стул).

А она… А она…меня «цап!» за голову. И откусила!!! (Мальчик Акула хватает пастью акулы голову Мишутки и надевает ему пасть на голову как колпак).

Стасик: Врёшь! Почему же ты не умер???

Мишутка: (Сдвигает пасть на затылок). А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Стасик: Без головы?

Мишутка:(Снова надевает маску акулы на голову и проходит или вертится перед Стасиком.) Будто без головы ходить нельзя.

Стасик: Почему же ты теперь с головой?

Мишутка: (Снимает челюсти и кладет рядом.) Другая выросла.

Мишутка и Стасик (вместе) Ха – ха – ха!!!

Стасик: (с завистью) Ловко придумал! (Сделал вид, что подумал и говорит после паузы).

Ну, это что! Вот я раз был в Африке (изображает охотника, на согнутых ногах прыгает вправо-влево, смотрит из-под руки, «стреляет» из ружья).

И меня там … крокодил съел. (Берет челюсти акулы и щелкает ими перед носом Мишутки. Важно прогуливается мимо Мишутки и гладит свой живот)

Мишутка: (рассмеялся) Вот так соврал!

Стасик: Вовсе нет.

Мишутка: Почему же ты теперь живой?

Стасик: Так он же меня потом (делает движение как будто вынимает из рта жвачку, сплевывает в руку у и бросает в сторону) - выплюнул.

Мишутка и Стасик (вместе) Ха – ха – ха!!!

Мишутка (думает): Один раз я шёл по улице. (Прохаживается размахивая пакетом). Кругом трамваи, автомобили, грузовики (Смотрит вверх как на большие машины …, отскакивает от проезжающих автомобилей).

Стасик: (Оттаскивает Мишутку от проезжающей машины) Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

Мишутка: Ничего подобного. Я не про это.

Стасик: Ну ладно. Ври дальше.

Мишутка: Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку (показывает как он давил автобус на асфальте).

Стасик: Ха-ха-ха! Ну вот это-то враки!

Мишутка: А вот и не враки!

Стасик: Как же ТЫ мог раздавить АВ – ТО – БУС ???

Мишутка: (смеётся) Так он же совсем маленький был, игру-шеч-ный!!! Его мальчишка на верёвочке тащил.

Стасик и Мишутка (вместе): Ха – ха – ха !!!

Рефлексия.

Ведущий:

Наша игра подходит к завершению. Ребята, похлопайте в ладоши, кому понравилась игра.  А теперь те, кто уходит сегодня с хорошим настроением.

Помните малыши хором запели песенку про кузнечика, которую сочинил поэт Цветик (звучит музыка, все поют)

Коллективное исполнение песни «В траве сидел кузнечик»

В траве сидел кузнечик,

Совсем, как огуречик,

Зелененький он был,

Зелененький он был.

Он ел одну лишь травку,

Не трогал и козявку

И с мухами дружил,

И с мухами дружил.

Но вот пришла лягушка,

Прожорливое брюшко,

И съела кузнеца,

И съела кузнеца.

Не думал, не гадал он,

Никак не ожидал он

Такого вот конца,

Такого вот конца!

Ведущий:

Спасибо вам всем за участие в игре!

Объявление результатов. Подведение итогов. Награждение команд.

 

 

Интернет-ресурсы:

nsportal.ru

kopilkaurokov.ru 

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.