Внеклассное мероприятие по теме «Историко-математическая игра памяти М. Ломоносова»
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сибирский политехнический техникум»
Внеклассное мероприятие по теме
«Историко-математическая игра памяти Михайло Ломоносова»
Составитель:
преподаватель математики
Седельникова А.Е.
г. Кемерово 2020
Внеклассное мероприятие по теме
«Историко-математическая игра памяти Михайло Ломоносова»
Цель: закрепление и обобщение знаний по истории по истории России и решению математический задач.
Задачи:
Предметные: закрепить знания учащихся по темам уроков истории и математики; повторить с учащимися счет лет в истории; выявить уровень знаний римских цифр, определения века по дате, знания исторических терминов; умения умножать и делить многозначные числа на целые;
Метапредметные: способствовать развитию познавательных способностей, работа над развитием и коррекцией внимания, памяти, мышления обучающихся через применения различных игр и упражнений; развивать творческую и познавательную активность учащихся, навыки самостоятельной работы; формировать умения сравнивать, обобщать, давать полные ответы;
Личностные: поддерживать интерес обучающихся к математике и истории; создать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная; индивидуальная, в парах.
Форма урока: интегрированный урок - батл.
Методы обучения: творческий, поисковый, продуктивный, репродуктивный.
Приемы: диалог, коллективное обсуждение, активизирующий вопрос, самоконтроль, демонстрация слайдов и видео.
Оборудование и материалы: проектор, учебно-демонстрационные слайды, видеоролики, монеты М.В. Ломоносова, математические задачи.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Урок ведут два преподавателя (истории и математики) по очереди включаясь в нужный момент мероприятия. Учащиеся получают оценку по истории за знание материала, и по математике - за умение решать задачи. В начале мероприятия ставится проблемная задача перед студентами: какая из дисциплин важнее?
Преподаватель математики:
Знаешь,что скажу мой друг?
Математика есть царица наук!
Математику должен каждый знать,
Хотя бы что бы деньги уметь считать.
Преподаватель истории:
В ответ скажу любезный друг,
История круче прочих наук,
История это жизни учитель!
Здесь каждый хочет быть победитель!
Преподаватель математики:
Основа жизни нашей - счет,
Остальное можно не брать в расчет,
Банки, магазины, кредит, ипотека,
От математики зависит жизнь человека!
Преподаватель истории:
Как ты узнаешь что в жизни не прав,
Ошибки прошлого не познав,
Историю предков ты изучай,
Мудрость веков ты детям отдай!
Преподаватель математики:
Давай продолжу я, мой друг,
Тебя услышала я вдруг,
Не будем попусту пылить,
Ведь спор наш можно разрешить!
Преподаватель истории:
Отвечу я, милейший друг,
Я вижу математика вокруг!
Попробуем предметы примирить,
Конфликт наш миром разрешить!
2. Актуализация знаний.
В спор двух дисциплин вмешивается студент:
Спокойно, наставники, вы не кричите!
Конфликт этот вечный вы здесь погасите,
Все предметы в жизни важны,
Поймите, как вы нам нужны!
Жил на счете Михайло Ломоносов,
Был по жизни он четкий философ.
Математику и историю он не делил,
Все предметы на свете любил!
3. Сообщение про Михайло Ломоносова с презентацией представляет студент. В презентации представлены основные вехи биографии Ломоносова, его жизненный путь и его значительный вклад в науку.
Преподаватель математики:
Да, Ломоносов умел совмещать,
А вы это можете нам доказать?
Это был 18 век!
А сейчас другой у нас человек.
Преподаватель истории:
21 век - это век открытий!
Сейчас каждый может быть победитель,
Докажи, что ты можешь быть таким,
И каждый будет непобедим!
Преподаватель математики:
Посмотрите на доску - задание для вас,
Проверим мы ваши знания сейчас,
Давайте, ребятки, хватит чилить,
Попробуем вместе результат получить!
Преподаватель истории:
Давайте посмотрим группы две,
Что это значит в данной игре?
Определите вашего капитана,
Это должно быть без обмана!
4. Объяснение правил игры.
1.Каждая команда по очереди тянет жребий. Игру начинает та команда, которая вытянула карточку с именем Ломоносова.
2. По очереди команды в течение 30 секунд отвечают на вопрос, если команда дает неправильный ответ, право голоса переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Команда набравшая большее количество жетонов - побеждает.
Ну что ж - приступим.
5. ИГРА между командами. (Задания по игре в Приложение)
После игры:
Преподаватель истории:
В этой игре вы были сильны,
В этой игре вы все равны,
Давайте вместе посмотрим видос,
И снова вспомним наш вопрос!
6. Просмотр видеофрамента про Ломоносова как универсального человека, имеющего склонности к ряду наук.
7. Рефлексия
Преподаватель математики:
Спасибо, ребята, вы примирили нас!
Ответку, команды, мы ждем от вас,
Мы просим всецело рифмы сложить
И окончательно нас примирить!
Каждая команда сочиняет четверостишие про дружбу наук.
Приложение 1. Ломоносов Михайлова Васильевич
В 2019 году исполнится 308 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова.
Михаил Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук.
Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.
Жизнь Михаила Васильевича Ломоносова - сплошная полоса получений знания и развития, полоса открытий и практических опытов.
Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России. Родная деревня
Ломоносова – Мишанинская- находилась близ Холмогор в Архангельской губернии.
В 14 лет Ломоносов бегло читал, грамотно писал и самостоятельно изучил основные учебники того времени:
«Грамматика» Мелентия Смотрицкого;
«Арифметика» Л.Ф. Магницкого;
«Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.
Именно эти книги Ломоносов называл «врата моей учености»
В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за караваном.
Через три недели, в возрасте 19 лет Ломоносов был в Москве. В Москве его принимают в Славя́но-Гре́ко-Лати́нскую Акаде́мию. В Москве он живет всего лишь на 3 копейки в день, экономя на всем.
Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится, и его успехи, прилежание и примерное поведение очень быстро замечает школьное начальство. За один год Ломоносов проходит сразу три класса. Также Ломоносов получил возможность обучаться в Германии.
В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет. Михаил Васильевич добился того, чтобы принимали туда не только детей дворян, а всех сословий.
Заслуги Ломоносова говорят сами за себя - первый крупный русский учёный-естествоиспытатель. Яркий пример «универсального человека» : энциклопедист, физик и химик, Астроном приборостроитель, географ, металлург, геолог. Также поэт, художник, филолог, генеалог, историограф; поборник развития отечественных науки, экономики, образования. Открыл первую научно-исследовательскую и химическую академию. создатель труда по «Древней Российской истории», опроверг Норманскую теорию и многое другое.
Статский советник, профессор, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук и почётный член Королевской Шведской и Болонской академий наук.
Путь М.В. Ломоносова в науку оказался тернистым, но очень интересным и ярким. Преодолеть этот путь Ломоносов смог благодаря своей целеустремленности и невероятной трудоспособности.
Умер Михаил Васильевич 15 апреля 1765 года в возрассте 54 лет. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
“О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать”.