Игра-размышление «Формула УСПЕХА»
Игра-размышление «Формула УСПЕХА»
Вводная часть:
Успех, успеваемость, успешность. Общий корень этих слов - «успеть». В наше быстротечное время очень важно успеть. Успеть выучится, успеть заработать, успеть потратить, успеть выйти замуж, успеть сделать карьеру. Воспитывая своих детей, мы мечтаем о том, что они обязательно достигнут успеха в жизни, станут успешнее нас, а значит и счастливей. Воспитывая детей в образовательном учреждении, мы тоже ориентируем их на успех, создаём ситуацию успеха, оцениваем успех в баллах, количестве грамот и дипломов. При этом мы редко задумываемся, что значит понятие «успех» для конкретного ребёнка, подростка, взрослого. Каким путём он движется к успеху? Какая мотивация стоит за этим? Как он переживает достижение успеха или поражение? Как это влияет на формирование его личности?
Психологи выделяют две основные мотивирующие силы: стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи. Как правило, к успеху стремятся люди с высокой самооценкой, целеустремлённые, уверенные в себе. Избежать неудач пытаются люди с заниженной самооценкой, зависимые от мнения окружающих, неуверенные в себе. В реальной жизни, конечно же, не всё так однозначно. Например, подающий надежды молодой учёный, ставший в 25 лет доктором наук, никак не может создать семью, потому что считает себя неудачником в общении с противоположным полом. Или, счастливая многодетная мама стесняется идти на встречу одноклассников, потому что там все будут хвастаться своими карьерными достижениями, а у неё нет ни профессии, ни карьеры, она всю молодость посвятила воспитанию детей. Чувствуют ли себя эти люди успешными? По какой причине то, что для одних успех, для других неудача? И как в одном человеке уживаются неудачник и победитель? Можно ли назвать успешными художника, жившего всю жизнь в нищете, чьи картины теперь стоят миллионы? И существуют ли абсолютно успешные люди? Ответить на эти вопросы сложно, поразмыслить над ними интересно!
Игра-размышление «Формула УСПЕХА» тоже не поможет ответить на все вопросы, но поможет эти вопросы сформулировать. А ещё поможет вывести свою, личную формулу успеха, сравнить её с формулами других людей, друзей, одноклассников, и понять, что никакой общей формулы успеха не существует, также как формулы любви, формулы счастья. Игра поможет понять, что каждый человек индивидуален, и от его личного выбора зависит, какую он проживёт жизнь, что хорошего успеет сделать, в какой сфере сможет себя реализовать.
Игра предназначена для старшеклассников, но её можно использовать и для взрослых.
Инструкция:
1.Выбрать 3 наиболее важных показателей успеха, можно дополнить своим вариантом, записать в бланк ответов:
Показатели успеха:
Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Семья, дети
Слава, популярность
Деньги, богатство
Хорошие друзья
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука, познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая, вкусная еда каждый день
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть и положение
Любимый человек рядом
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на земле
Счастье близких людей
Благополучие государства
2.Выбрать 3 наиболее важных качества, способствующих достижению успеха, можно дополнить своим вариантом, записать в бланк ответов:
Причины достижения успеха:
Уверенность в себе
Трудолюбие
Умение рисковать
Умение управлять эмоциями
Умение работать в командеТалант
Умение переступить через интересы других
Талант
Решительность
Настойчивость
Целеустремлённость
Хорошее здоровье
Хорошие внешние данные
Умение уступать
Коммуникабельность
Организованность
Обаяние, харизма
Отсутствие вредных привычек
Физическая сила
Высокий интеллект
3.Выбрать 3 наиболее важных причины, мешающие достижению успеха, можно дополнить своим вариантом, записать в бланк ответов:
Причины, мешающие достижению успеха:
Лень
Вредные привычки
Недостаток образования
Отсутствие культуры
Необщительность
Неорганизованность
Отсутствие талантов
Плохая компания
Неуверенность в себе
Отсутствие цели в жизни
Нерешительность
Страх перед неудачей
Физический недостаток
Неправильное воспитание в семье
Плохие оценки в школе
Не в той стране родился
Нехватка денег
Недостаточно красивая внешность
4.Выбрать 3 наиболее важных способа достижения успеха, можно дополнить своим вариантом, записать в бланк ответов:
Способы достижения успеха:
Получить (купить) диплом об образовании
Получить хорошее образование
Надеяться на помощь родителей
Повышать уровень своей культуры
Работать над своим характером
Развивать свои способности
Удачно выйти замуж (жениться)
Научиться общаться с людьми
Работать над своей внешностью
Научиться делать что-нибудь профессионально
Найти покровителя, который поможет достичь успеха
Познакомиться с нужными людьми
Пробиться на телевидение, в шоу-бизнес
Получить наследство
Выиграть в лотерею
5. Выбрать 3 наиболее важных состояния, которые испытывает человек, достигший успеха. Можно дополнить своим вариантом, записать в бланк ответов:
Что испытывает человек, достигший успеха;
Гордость за себя
Удовольствие от всеобщего внимания
Радость, счастье
Усталость от напряжения
Эйфорию
Превосходство над другими
Удовлетворение от результата
Потребность двигаться дальше
Чувство, что теперь можно расслабиться
Злорадство, что кто-то не достиг успеха
Уверенность в будущем
Уверенность в себе
6. Выбрать определение, с которым вы согласны, или предложить своё, записать в бланк ответов: УСПЕХ ЭТО:
Результат везения
Результат большого труда
Естественное состояние человека
Цель жизни
Недосягаемая мечта
Бланк ответов.
Показатели успеха U | 1 |
2 | |
3 | |
своё |
Причины Успеха А | 1 |
2 | |
3 | |
своё |
Причины, мешающие достижению Успеха В | 1 |
2 | |
3 | |
своё |
Способы достижения Успеха С | 1 |
2 | |
3 | |
своё |
Чтоиспытываетчеловек, достигший Успеха W | 1 |
2 | |
3 | |
своё |
ФОРМУЛА УСПЕХА
U= (A – B) *С + W
Успех- это: | |
Анализ: беседа, сравнение полученных «формул» всех участников, дискуссия.
Кияйкина Наталья Федоровна